Решения саммита стран «большой двадцатки» существенно не изменили настроение инвесторов. Торги на фондовом рынке вчера следовали за фундаментальными и корпоративными новостями. Между тем исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин
(на снимке) заявил, что решение «большой двадцатки» о перераспределении квот в МВФ оставляет "широкое поле для дальнейшей дискуссии".
Лидеры «большой двадцатки» впервые
обозначили размер перераспределения квот в МВФ и Всемирном банке в пользу развивающихся стран. «Мы договорились о существенном расширении права голоса в размере не менее 3% для развивающихся стран и стран с переходной экономикой во Всемирном банке. Мы взяли обязательство перераспределить квоты МВФ в пользу развивающихся стран, передав не менее 5% от представленных стран к недостаточно представленным», -- отмечается в коммюнике.
Как считает г-н Можин, существующие противоречия между позициями развитых и развивающихся стран -- членов фонда удастся преодолеть к 2011 году. «Двадцатка» поставила конкретную задачу -- январь 2011 года», -- сказал он, пояснив, что это срок принятия окончательного решения о перераспределении квот и увеличении капитала МВФ. Г-н Можин подчеркнул, что решение «двадцатки» четко определяет только саму цифру распределения квот -- не менее 5%. Дальнейшая формулировка включает «два разных определения сдвига: что этот сдвиг будет в пользу развивающихся рынков, но он будет от перепредставленных стран к недопредставленным». Таким образом, остается «очень широкое поле для интерпретации и много разговоров впереди».
В то же время, по мнению г-на Можина, 5% -- это серьезный сдвиг. Например, это тот сдвиг, который произошел за последние 30 лет между развитыми и развивающими странами, напомнил он. «Мы в данном случае договорились, чтобы сделать еще один такой же», -- пояснил он. В случае реализации этих решений выиграют все страны БРИК: больше всего Китай и Бразилия, в меньшей степени -- Россия и Индия.
Между тем широкое обсуждение уже вызвало другое решение участников саммита -- одобрен устав Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB). Как отмечается в коммюнике «большой двадцатки», этот орган будет заниматься разработкой правил наднационального финансового регулирования и надзора. Впрочем, по мнению экспертов, функции наднационального органа весьма эфемерны, поскольку он не имеет средств воздействия на участников рынка.
Напомним, решение о создании FSB было принято на апрельском саммита «большой двадцатки», в него вошли представители центробанков и национальных регуляторов. Председателем совета был назначен Марио Драги.
По данным документов саммита, основной задачей совета станет «координация на международном уровне работы национальных финансовых властей и устанавливающих стандарты международных организаций по созданию эффективной надзорной и регуляторной политики в мировом финансовом секторе». Кроме того, совет будет обладать правом по мере необходимости проводить стресс-тесты финансовой системы.
FSB уже разработал новые правила регулирования банковских бонусов, которые впечатлили даже президента Франции Николя Саркози. Как отмечается в документах, цель нововведений -- привести компенсации в зависимость от создания долгосрочной стоимости активов, а не от излишнего принятия риска. Вознаграждение топ-менеджеров в значительной части должно определяться их личными результатами, а также результатами их подразделений и всей компании. Часть переменного вознаграждения должна быть отсроченной и представлена в виде акций или аналогичных инструментов и может быть потребована обратно в случае будущих потерь.
Более 50% бонусов должно выплачиваться в виде акций, а порядка 40--60% общей суммы компенсации -- спустя три года после ее начисления. Для руководства и самых высокооплачиваемых сотрудников процент отсроченных выплат должен быть выше, например более 60%, отмечается в рекомендациях FSB.
У регулятора должно быть право оценивать компенсационные риски с точки зрения самого банка и финансовой системы в целом: если он сочтет необходимым их скорректировать, он может потребовать увеличить капитал. Переменная составляющая вознаграждения может быть ограничена определенным процентом от чистой выручки, когда это целесообразно для поддержания капитала. Регуляторы также должны иметь право менять компенсационную политику обанкротившихся компаний или тех институтов, которым предоставлена господдержка.
Президент Франции Николя Саркози, активнее остальных ратовавший за решение этого наболевшего вопроса, заявил, что произошла настоящая революция в бонусной практике.
Эксперты очень осторожно оценивают перспективы нового регулятора. Директор компании Promontory Financial Group Джонатан Макмэхон предупредил, что без тщательного распределения обязательств это нововведение может вызвать нежелательный раздор между национальными регуляторами. «Совет может делать очень ценные дополнения к рекомендациям, которые дает Международный валютный фонд, однако, с другой стороны, это может быть и пустой тратой времени: лучшие финансовые наблюдатели будут писать отличные рекомендации, а не осуществлять надзорные функции», -- отмечает г-н Макмэхон.
«Это эффектно для новостных заголовков, однако на практике не оговорены никакие детали», -- считает партнер юридической компании Macfarlanes Дэвид Берман. Юрист не понимает, каким образом будут осуществляться регулирующие функции совета. «Было бы интересно увидеть, какие меры воздействия будут применяться к странам, не выполняющим предписания совета», -- говорит г-н Берман. «Реформирование регулирующей системы налицо, однако будет много различных аргументов относительно конкретных деталей ее осуществления», -- считает вице-президент UBS Investment Bank Леон Бриттен.
Между тем решения «двадцатки» существенно не изменили настроение инвесторов. «В понедельник торги на российском рынке открылись с разрывом вниз, чему способствовало падение в пятницу американских индексов, снижение нефтяных фьючерсов и негативная динамика на азиатских площадках», -- отмечает управляющий директор по работе с корпоративными клиентами ИФ «Олма» Сергей Шейков.
Однако американский рынок акций начал торги понедельника ростом, потянув за собой глобальные рынки. Этому способствовала активность в сфере слияний и поглощений, свидетельствующая об оживлении в экономике. В начале сессии индекс Dow Jones вырос на 0,47%, Standard & Poor's 500 -- на 0,55%, NASDAQ -- на 0,7%. В результате к концу торгового дня российский индекс РТС поднялся на 1,91%, до 1248,73 пункта, индекс ММВБ -- на 1,71%, до 1208,19 пункта. Бумаги «Газпрома» прибавили 1,89%, ЛУКОЙЛа -- 2,5%, Сбербанка -- 3,2%.