|
|
N°124, 15 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак пантюркизма
России нужен мир в китайском Синьцзяне
Пекин призывает прекратить зарубежную поддержку «терроризма, экстремизма и сепаратизма» в Синьцзяне -- автономном районе на северо-западе Китая. Официальный представитель китайского МИДа Цинь Ган вчера заявил, что «внешние силы» спровоцировали массовые беспорядки в синьцзянской столице Урумчи 5 июля, в ходе которых погибли 184 человека и 1680 получили ранения.
На днях турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган назвал события в Урумчи «геноцидом» и обещал вынести вопрос на обсуждение Совбеза ООН. Но китайский дипломат подчеркнул, что разговоры о «геноциде» безосновательны, поскольку среди погибших большинство составляли ханьцы -- этнические китайцы, а не тюркоязычные уйгуры, за которых радеет Анкара.
Но теперь в дело готова вступить международная террористическая организация «Аль-Каида». Как сообщает гонконгская газета «Саут Чайна морнинг пост», террористы грозят отомстить за гибель мусульман в Урумчи. Объектом нападения могут стать рабочие из КНР в странах Северной Африки, прежде всего в Алжире, где трудятся 50 тыс. китайцев. «Террористическая группировка во главе с Усамой Бен Ладеном впервые намерена создать угрозу интересам Китая», -- пишет газета.
Русские войска в Кульдже
История китайского присутствия в Синьцзяне (по-китайски «Новая граница») насчитывает почти два тысячелетия, однако лишь в конце XVII века эта территория была включена в состав китайской империи. В 1820--1840-е годы там вспыхнули восстания уйгуров (тюркоязычные мусульмане) и дунган (исповедующие ислам представители китайской народности хуэй). К середине столетия, по словам современников, «край, некогда богатый и цветущий, представлял картину совершенного запустения и крайней нищеты».
Опасаясь, что Синьцзян превратится в нестабильное исламское государство, российское правительство решило вмешаться в события в соседней стране. В 1871 году русские войска заняли Илийский край и город Кульджа (ныне Инин). Россия заявила, что вернет эти земли Китаю после восстановления порядка. К 1876 году китайские войска подавили восстания мусульман на западной окраине империи.
Переговоры о возвращении Илийского края были трудными. Россия хотела оставить за собой его западную часть для переселения местных жителей, не желавших оставаться под властью Китая (в итоге Синьцзян покинули от 80 до 100 тыс.. человек). Сперва китайские дипломаты приняли это условие, но потом Пекин отказался от договоренности. В феврале 1881 года был заключен Санкт-Петербургский договор, по которому Китай получил назад Илийский край, а Россия смогла расширить свое торговое и дипломатическое присутствие на северо-западе Китая.
Москва и синьцзянский диктатор
В первой половине ХХ века Синьцзян контролировали китайские военные правители, которые лишь формально подчинялись центральной власти. У границ Средней Азии, которая к тому времени стала советской, опять начались восстания. Военный правитель провинции Ганьсу китайский мусульманин Ма Чжунъин, мечтавший о создании исламского государства, в 1931--1934 годах пытался силой захватить Синьцзян. А летом 1933 года в Кашгаре тюркоязычные националисты объявили о создании независимой Восточной Туркестанской исламской республики. Они выступали против сотрудничества с СССР и хотели заручиться поддержкой Великобритании.
Защищать китайскую власть в Синьцзяне помогали сперва русские белогвардейцы, а потом и советские военные советники. В Москве не хотели, чтобы исламские националистические движения перекинулись в Среднюю Азию. СССР встал на сторону военного правителя Синьцзяна Шэн Шицая, пришедшего к власти в 1933 году.
Тогдашний китайский лидер Чан Кайши обвинял Москву в подготовке «захвата» Синьцзяна с помощью раздачи кредитов, расширения влияния и экономического присутствия. Но на деле гоминьдановское правительство просто не могло обеспечить Синьцзян необходимыми ресурсами. Москва же их выделила. По некоторым оценкам, в начале 1930-х в торговле Синьцзяна доля СССР достигала 80%, Китая -- 15%.
В 1937 году Япония начала масштабную агрессию против Китая. Синьцзян превратился в перевалочный пункт для поставки советского оружия китайской армии. В надежной работе этого важного маршрута был заинтересован и Чан Кайши. Позднее он упрекал Москву в использовании слабости Китая на фоне японского вторжения. Однако присутствие в Синьцзяне было важно для обеспечения безопасности СССР, ведь японская оккупация Синьцзяна поставила бы под удар всю советскую Среднюю Азию.
Шэн Шицай называл себя «верным марксистом» и просил принять его в компартию -- сперва в китайскую, а потом и в советскую ВКП(б). Но под впечатлением от успехов гитлеровских войск в войне против СССР в 1942 году он отвернулся от Москвы и присягнул на верность Чан Кайши. Шэн Шицай обрушился с репрессиями на китайских коммунистов, арестовал и казнил Мао Цзэминя -- брата Мао Цзэдуна. В апреле 1943 года СССР по требованию синьцзянского правителя вывел из провинции свои войска и военных советников.
Тем временем гоминьдановские власти все сильнее урезали полномочия Шэн Шицая, и он вновь попытался обратиться за помощью к СССР. Но в Москве ему больше не верили. В 1944 году китайские власти вывезли Шэн Шицая из Синьцзяна и в утешение назначили министром сельского и лесного хозяйства в гоминьдановском правительстве.
Прогрессивная борьба
В ноябре 1944 года в Кульдже была провозглашена Восточная Туркестанская республика, которая охватывала три из девяти округов Синьцзяна: Илийский (где российское влияние было велико после десятилетнего военно-административного присутствия в XIX веке), Тарбагатайский и Алтайский. Сейчас в Китае эти события оценивают не как проявление сепаратизма, а как прогрессивную «национально-освободительную борьбу против реакционной власти Гоминьдана». Коммунистические и просоветские силы в Кульдже быстро оттеснили от власти националистов, мечтавших о тюрко-исламском государстве.
В Москве поддержали «революцию трех округов», но к независимости Синьцзяна интереса не проявили. Китайские историки полагают, что Сталин опасался попыток США и Великобритании создать там прозападный сепаратистский режим. В 1949 году китайские коммунисты без сопротивления взяли Синьцзян под контроль. После образования КНР в 1949 году СССР пытался сохранить влияние в Синьцзяне. Вскоре были заключены соглашения о создании смешанных советско-китайских акционерных обществ по разведке и добыче там цветных и редких металлов, нефти и газа. Но к концу десятилетия вслед за ростом напряженности в отношениях Москвы и Пекина советское присутствие в регионе сошло на нет.
Мягкое подбрюшье
Теперь бывшие советские республики Средней Азии стали независимыми государствами. Но, как заметил «Времени новостей» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер, «этническая, социальная и политическая стабильность в этом регионе по-прежнему важна для России». По его мнению, проблема синьцзянского пантюркизма может оказаться важнее угрозы распространения радикального ислама -- ведь тюркоязычные народы проживают не только в Центральной Азии, но и в России. Москва заинтересована, чтобы в ее центральноазиатском подбрюшье царил мир.
Эксперт «ВН» заметил, что проблемы есть во всех странах региона, и «если беспорядки возможны при поддержке извне в китайском Синьцзяне, то почему они не могут вспыхнуть в Узбекистане, Киргизии или Казахстане?». Слишком жесткая политика Пекина в отношении национальных меньшинств также может породить проблемы. Бергер напомнил, как в начале 1960-х годов через границу в СССР хлынули беженцы из Синьцзяна: «Не будет ничего хорошего, если теперь они побегут в соседние среднеазиатские государства».
Александр ЛОМАНОВ