|
|
N°120, 09 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президенты проходят школу жизни
Лидеры "восьмерки" живут и работают в кризисных условиях
Специфика страны, принимающей встречи лидеров «большой восьмерки», всегда в той или иной мере накладывает отпечаток на мероприятие, которое до последнего времени считалось главным политическим событием года. Но влияние событий, происходящих в Италии, на этот раз превышает обычный уровень. Как известно, саммит проходит в Аквиле -- городе, пережившем в апреле серьезное землетрясение. Вчера после первых рабочих заседаний некоторые из лидеров G8 посетили пострадавшие районы города. Так поступили, в частности, Дмитрий Медведев (Россия намерена восстановить одно из исторических зданий) и Барак Обама.
Главы государств и члены делегаций живут почти в спартанской обстановке на базе Школы финансовой гвардии по двое в небольших четырехэтажных корпусах (источник в российской делегации уточняет, что если и можно назвать казармами, то «очень комфортными»): Дмитрий Медведев делит жилье с Николя Саркози, а Барак Обама -- с Сильвио Берлускони. Дополнительный «комфорт» проживающим должны обеспечивать специальные экраны, демонстрирующие текущую сейсмологическую обстановку.
Но у саммита есть своеобразие и другого рода. Так, сокращенной оказалась в этот раз «женская программа» -- совместные мероприятия, в которых участвуют супруги глав государств. Очевидно, причиной тому стало отсутствие у саммита «хозяйки», ведь жена Сильвио Берлускони Вероника Ларио подала на развод. И хотя итальянские власти критиковали журналистов за излишний интерес к обстоятельствам личной жизни г-на Берлускони, очевидно, что они оказали влияние на подготовку саммита G8.
Вчерашний день, день открытия саммита, стал фактически и последним, когда главы государств общались в составе «восьмерки», -- сегодняшние и завтрашние заседания пройдут с участием большого круга приглашенных.
Дискуссия о глобальном финансовом кризисе, судя по всему, получилась не очень эффективной. Лидеры «восьмерки» констатировали, что следует продолжать выполнять решения апрельского саммита «большой двадцатки» по преодолению кризиса, и одобрили разработанную министрами финансов G8 программу разработки глобальных принципов финансового регулирования.
Основные дискуссии развернулись по двум поводам -- стратегии выхода из антикризисных программ и положению на нефтяном рынке. Как пояснил член российской делегации, замдиректора департамента Минфина Андрей Бокарев, часть стран G8 придерживается того мнения, что хотя выход из кризиса пока неочевиден, следует уже думать о том, как возвращать экономическую политику, так сказать, на мирные рельсы. В частности, российская позиция заключается в том, что масштабные пакеты фискального стимулирования, принятые «восьмеркой» и другими странами, несут себе риски резкого роста инфляции, объемов государственного долга и бюджетного дефицита. Эти риски вынуждают оценивать предпринимаемые меры не только с точки зрения эффекта для восстановления экономики, но и с точки зрения необходимости поддерживать макроэкономическую стабильность в перспективе. Аналогичную позицию занимает, в частности, Германия. Другие же члены клуба полагают, что такая постановка вопроса преждевременна -- сначала нужно использовать весь имеющийся арсенал для преодоления кризиса. Понятно, что речь в первую очередь идет о США и Великобритании, причем, видимо, уместно вспомнить, что макроэкономические дисбалансы в Америке стали одной из непосредственных причин глобального кризиса.
Оживление вызвало предложение Николя Саркози задуматься о стабилизации цен на нефть. Как было известно накануне саммита из неофициальных источников, Франция считает важным сократить на этом рынке влияние спекулятивного фактора. Но продуктивного продолжения тема не получила, причем по весьма простой причине -- инструментов влияния на ситуацию практически нет. И на это обратил внимание коллег Дмитрий Медведев. «Отдельная дискуссия была посвящена теме справедливых цен на нефть. Российский президент высказал мнение о том, что регулировать эти цены -- малореалистичная вещь», -- пояснила пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова. По ее словам, г-н Медведев рассказал коллегам о недавнем интерактивном голосовании на Петербургском экономическом форуме, где представители крупнейших мировых нефтяных компаний сошлись во мнении, что справедливая цена на нефть составляет 70--80 долл. за баррель. Г-жа Тимакова добавила, что лидеры «восьмерки» согласились и с оценкой нефтяников, и с мнением г-на Медведева о том, что процесс регулирования труден и вряд ли возможен. В связи с этим, впрочем, любопытны данные опубликованного вчера ежегодного обзора ОПЕК World Oil Outlook 2009, в котором указано, что страны картеля отложили 35 из 150 проектов по развитию нефтедобычи в связи с отсутствием спроса на сырье.
По словам источника «Времени новостей» в российской делегации, было заметно: некоторые лидеры даже сожалеют о том, что вполне прозрачный вопрос о регулировании нефтяных цен пришлось обсуждать слишком подробно. «Думаю, они отчасти считали это время потерянным с точки зрения обсуждения других проблем», -- сказал источник.
Вчера лидеры «восьмерки» провели еще обсуждение вопросов климата и общеполитических проблем. А для Дмитрия Медведева рабочий день закончился переговорами с британским премьером Гордоном Брауном. В сегодняшней программе обсуждение «восьмеркой» экономических проблем с лидерами ведущих развивающихся экономик. Правда, эта встреча пройдет без одного из важнейших игроков. Китайский лидер Ху Цзиньтао из-за беспорядков в своей стране покинул Италию, куда, кстати, прилетел заблаговременно: участию в саммите предшествовал его собственный двусторонний визит. Отсутствие китайского председателя, безусловно, обеднит экономические дискуссии, зато и избавит его от вопросов о применении силы против уйгурского населения.
Андрей ДЕНИСОВ, Аквила