Газовые отношения России и Китая, похоже, начинают выходить из тупика, в котором они пребывали два последних года. В конце июня в Москву приедет председатель КНР Ху Цзиньтао. Российский вице-премьер Игорь Сечин в кулуарах совещания по приграничному сотрудничеству, которое вчера
в Хабаровске провел президент Дмитрий Медведев, сообщил, что правительство готовит предложения о поставках газа в Поднебесную как раз к визиту высокого гостя.
На фоне сложных взаимоотношений с традиционным потребителем российского газа -- Европой и позитивных переговоров о сотрудничестве в газовой сфере с Японией возобновление диалога с Китаем имеет шансы на прогресс. Если, конечно, Пекин опять не объявит, что хочет покупать газ за 100 долл., и ни центом больше. В любом случае Москве выгодно лишний раз напомнить европейцам, что часть газа из Западной Сибири может достаться КНР.
«Сотрудничество с Китаем в этой сфере является большой перспективой, -- цитирует г-на Сечина РИА Новости. -- Этим сейчас занимаемся и мы, и наши китайские партнеры. Ожидаем, что более-менее окончательная проработка вопроса завершится к визиту Ху Цзиньтао в Москву, где мы планируем сформулировать и озвучить наши предложения».
Вице-премьер вообще стал в последнее время «главным» по энергетическому сотрудничеству с Китаем. Он курировал подготовку и завершение сделки с китайцами по антикризисной схеме «нефть в обмен на кредит». «Роснефть» и «Транснефть» получат от Банка развития Китая кредиты на 15 и 10 млрд долл. соответственно, а CNPC получит от них 300 млн т нефти за 20 лет. Теперь Игорь Сечин, вероятно, займется подготовкой межправительственного соглашения по поставкам газа, а именно на таком подходе в последнее время и настаивали китайцы, у которых явно не идут переговоры с «Газпромом» на тему коммерческих условий купли-продажи голубого топлива. Удалось ли вице-премьеру перехватить инициативу у руководства газового монополиста, будет ясно по итогам визита Ху Цзиньтао.
После майских праздников Владимир Путин побывал с рабочим визитом в Токио, в рамках которого глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал меморандум с японским Агентством по природным ресурсам и энергетике, компаниями Itochu Corp и Japex о совместном изучении возможностей переработки и экспорта природного газа из Приморского края. Китай вполне может побороться за освоение экспортного потенциала дальневосточных газовых запасов с Японией. И ему это, очевидно, предложат, но на условиях единого экспортного канала (отказа от идеи прямых закупок у оператора «Сахалин-1» Exxon Neftegaz, с которым у CNPC есть действующий меморандум) и по рыночной цене.
Российский газ не поставляется в Китай. Пик «газового флирта» между Москвой и Пекином пришелся на весну 2006 года, когда в ходе поездки Владимира Путина в эту страну «Газпром» и CNPC подписали меморандум о поставках до 60--80 млрд кубометров голубого топлива. Тогда же было объявлено, что поставки стартуют через новый газопровод «Алтай» с западносибирских месторождений, которые являются ресурсной базой для выполнения экспортных обязательств перед российскими потребителями, странами СНГ, Турцией и европейскими клиентами. Газ с Сахалина, из Якутии и Иркутской области предполагалось пустить в Поднебесную по дальневосточному коридору.
Следует напомнить, что визит состоялся всего через три месяца после первой российско-украинской газовой войны, которая стала началом конца партнерского энергодиалога между Москвой и Брюсселем. Пекинский меморандум, очевидно, должен был заставить ЕС почувствовать приближение конкуренции за российский газ с китайцами. Реакция европейцев тогда была достаточно нервной, а основные европейские концерны поспешили продлить с «Газпромом» долгосрочные контракты на 25--30 лет вперед.
Впрочем, развитие сотрудничества с Китаем уперлось в переговоры о цене и маршрутах поставки. Только в ноябре 2007 года «Газпром» и CNPC на рабочем уровне договорились о механизме определения цены на газ для китайского рынка, который был привязан к рыночным котировкам нефтепродуктов и сжиженного природного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но дальше этого дело не пошло. Тем более что Ху Цзиньтао всего месяц спустя после визита Владимира Путина подписал меморандум о поставках 30 млрд кубометров газа с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым. В 2007 году уже после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова, СNPC получила в разработку три небольших месторождения на туркмено-узбекской границе на условиях СРП и начала работу над газопроводом через Среднюю Азию (альтернатива проекту «Алтай»). Правда, по неофициальным данным, цена и на туркменский газ для Китая пока окончательно не согласована.