|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы повышаем здесь свою активность»
Глава ЕБРР Томас Миров называет Россию важнейшим клиентом и предупреждает об опасности кризиса «плохих» кредитов
Страны Центральной и Восточной Европы к настоящему времени преодолели «два самых тяжелых для себя квартала», считает президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томас Миров. Встречаясь в преддверии годового собрания акционеров ЕБРР (оно пройдет 20--21 мая в Лондоне) с представителями прессы, г-н Миров заверил корреспондента «Времени новостей», что банк повысит инвестиционную активность в России. В то же время ЕБРР вынужден корректировать характер взаимодействия с нашей страной, реагируя на новые глобальные обстоятельства.
Как ожидается, руководство ЕБРР обнародует на собрании в Лондоне обновленную стратегию деятельности банка в регионе Центральной и Восточной Европы -- с поправками на кризис. Томас Миров напомнил, что банк прогнозирует экономический спад в этом регионе на уровне 5% ВВП по итогам года. Особенно заметно пострадали от кризиса страны Балтии, Румыния и Венгрия. «В этом заключаются плохие новости и для германской индустрии, ведь в прошлые годы весь регион был катализатором роста германского экспорта», -- отмечает глава ЕБРР. Вместе с тем, по его словам, банк интенсифицирует усилия по смягчению последствий банковского кризиса в странах Центральной и Восточной Европы. На днях банк объявил о поддержке дочерних финансовых институтов итальянского UniCredit в восточноевропейских странах на сумму более 430 млн евро -- это крупнейший кредит за всю историю ЕБРР.
Совместно с Европейским инвестиционным банком и Всемирным банком ЕБРР намерен оказать стабилизационную поддержку восточноевропейским банкам общей суммой 25 млрд евро. При этом г-н Миров призвал западноевропейские банки не ослаблять свою деятельность в Восточной Европе: «Наши инвестиции призваны послужить стимулом для частного бизнеса». В регионе существует целый ряд стран, чьи финансовые рынки находятся в руках иностранных банков. Но опасения о том, что с наступлением кризиса иностранцы попросту бросят эти рынки на произвол судьбы, не подтвердились. «Мы не наблюдаем ни одного банка, который бы в значительных количествах забрал капитал из региона», -- говорит глава ЕБРР, подчеркивая, что в настоящее время восточноевропейским банкам недостает 100 млрд евро в качестве капитала и еще 100 млрд евро для финансирования текущих сделок.
Главная головная боль для банка -- Украина, о чем г-н Миров говорит довольно откровенно: «Украина доставляет нам хлопоты во всех отношениях. Это касается не только экономики этой страны, но и ее структурно нестабильной политики». До сих пор глава ЕБРР, как он сам признается, не может разобраться, какой там складывается тип демократии -- президентский или парламентский. Аналитики ЕБРР предсказывают, что в текущем году экономика Украины сократится на 10%. В качестве причин г-н Миров называет спад спроса на сталь, а также отток иностранных инвестиций с Украины.
Российские банки по сравнению с банками других стран оказались в значительно меньшей степени жертвами процессов, развивающихся на глобальных финансовых рынках. «Тем не менее мы опасаемся того, что на российских банках в большей степени скажутся последствия происходящего в реальной экономике. Это означает, что мы исходим из перспективы заметного увеличения числа «плохих» кредитов», -- сказал г-н Миров, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей». При этом стоит вспомнить, что и российский министр финансов Алексей Кудрин, предрекая недавно новую волну банковского кризиса, говорил, что она будет вызвана именно проблемными кредитами. «Известно также, что банковская система в России обладает структурой, отличной от других стран, где действует ЕБРР. Здесь довольно высок удельный вес государства в банковской системе. Это, видимо, приведет к существенно большей, чем это происходило в последние годы, консолидации частных банков. Поживем -- увидим, точные прогнозы на этот счет с сегодняшней точки зрения делать невозможно», -- сказал глава ЕБРР.
Действия российских властей вызывают у главы ЕБРР одобрение, и в особенности это касается министра финансов Алексея Кудрина. «Российское правительство, вне всякого сомнения, отреагировало на развитие ситуации на финансовых рынках энергично. Убежден, что необходимо отдать должное прежде всего финансовой политике главы российского Минфина Кудрина, сохранившего, а не растратившего в хорошие времена финансовые ресурсы. В этом отношении ему пришлось выдержать определенное давление противников этой линии. Как видим, ресурсы эти оказались как нельзя кстати. Они необходимы, чтобы стабилизировать рубль, и это вполне удалось. Они оказались крайне необходимыми теперь для поддержки реальной экономики, а также для того, чтобы обезопасить социальный сектор», -- отметил г-н Миров.
Относительно возможностей России использовать кризис для модернизации и реструктуризации экономики Томас Миров не очень оптимистичен: «Для нас как банка важно понять, насколько российское руководство использует нынешнюю кризисную ситуацию для того, чтобы делать то, что оно, с нашей точки зрения, должно было бы делать. А именно снижать зависимость экономики России от нефти и газа, глубже диверсифицировать структуру народного хозяйства, больше инвестировать в наукоемкие сектора. Мы видим зачатки этого, но то, в какой мере этот процесс в России получит реальное развитие, сегодня мы оценить не можем. Это аспект, к которому у нас как у банка существует особый интерес. Мы не хотели бы ограничиваться лишь поддержкой углубления энергоэффективности в России».
Г-н Миров рассказал, что Европейский банк реконструкции и развития совместно с российским руководством осуществляет разработку стратегии по совершенствованию российского финансового рынка. В условиях нынешнего кризиса каждая страна, отметил он, должна с повышенным вниманием относиться к этому вопросу. В связи с этим он заметил, что в настоящее время ЕБРР, например, не в состоянии осуществлять совместные проекты с российскими регионами, поскольку они больше не берут кредиты в иностранной валюте (не располагая, впрочем, и внутренним финансированием). Но и в этих обстоятельствах Томас Миров считает важным думать не только о конкретных возможностях преодоления кризиса, но и о дальнейших перспективах. Россия, отмечает глава ЕБРР, проявляет большой интерес к развитию, скажем, пенсионных фондов или систем страхования, которым еще предстоит стать важными секторами финансового рынка. «Мы не снижаем наши инвестиции, а, напротив, повышаем здесь свою активность. В 2008 году мы инвестировали в Россию почти 2 млрд евро и исходим из итого, что в текущем году наш совокупный уровень инвестиций составит 2,5 млрд евро. Россия для нас -- с большим отрывом от других -- является наиболее важной страной для инвестирования», -- сказал президент ЕБРР.
При этом Европейский банк реконструкции и развития и сам страдает от глобального кризиса. Из общего портфеля инвестиций в 6,5 млрд евро около 3 млрд евро банк был вынужден списать в конце 2008 года, и в значительной мере «ответственность» за это, признает г-н Миров, лежит на российской электроэнергетике: акции реформированных компаний сильно обесценились. Правда, Томас Миров смотрит вперед с оптимизмом: это были «инвестиции в будущее», говорит он.
Томас Миров родился в 1953 году в Париже. Возглавляет Европейский банк реконструкции и развития с 3 июля 2008 года. До своего избрания президентом ЕБРР Миров с ноября 2005 года являлся статс-секретарем министерства финансов Германии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин