Поиск способов выполнения решений
лондонского саммита «большой двадцатки», который вели участники прошедших в выходные в Вашингтоне «Весенних встреч» Международного валютного фонда и Всемирного банка, как и
предсказывала газета «Время новостей», не оказался легким делом. Контуры будущей финансовой модели и механизмов управления фондом вызвали столько споров, что коммюнике по итогам встреч в МВФ оказалось необычайно коротким -- все «острые углы» в нем срезаны. А по самым неразрешимым вопросам участники переговоров смогли прийти к компромиссу лишь после того, как мудро решили просто-напросто скопировать формулировки из лондонской декларации глав государств.
Участников переговоров порадовал министр финансов США Тимоти Гайтнер. Он сказал, что новая администрация видит именно МВФ центральным звеном преодоления глобального экономического кризиса, и дал понять, что Вашингтон будет более внимательно относиться к оценкам, которые дает фонд по поводу американской экономики. Если учесть, что администрация Буша просто-напросто игнорировала призывы МВФ начать исправлять огромные дисбалансы в крупнейшей экономике мира (а фонд, как это ни покажется сегодня удивительным, на протяжении нескольких лет твердил и о рисках в секторе subprime-ипотеки), обещание Гайтнера уже само по себе вызвало положительную реакцию.
Наоборот, резко отрицательную реакцию у многих вызвала идея Гайтнера предоставлять кредиты МВФ странам не только на пополнение валютных резервов, а еще и для целей капитализации банков и странам с солидными среднесрочными фискальными перспективами -- на нужды бюджетов. Подобный радикализм в смене принципов функционирования фонда никто не поддержал. Хотя косвенное отражение в итоговом коммюнике эта идея нашла. Главное, что обсудить ее с Гайтнером не удалось: выступив на заседании комитета, он удалился, оставив вместо себя одного из немногочисленных сотрудников минфина (как известно, Гайтнер до сих пор не может подобрать кандидатов на ключевые должности в министерстве, что сильно осложняет его работу).
Главной антикризисной мерой, которая обсуждалась и в пятницу на заседаниях «финансовой семерки» и «финансовой двадцатки», и в субботу на Международном валютно-финансовом комитете (МВФК -- ключевой орган управления МВФ, объединяющий 24 управляющих в фонде -- министров финансов или председателей центральных банков)
стал вопрос финансирования операций МВФ. Как известно, на лондонском саммите G20 было решено увеличить ресурсы фонда путем финансирования со стороны стран-членов на сумму 500 млрд долл. Из этой суммы 100 млрд уже предоставлены Японией в виде кредита, еще более 200 млрд обещаны (США, Евросоюз, Канада, Швейцария и Норвегия). Западные страны ждут, когда свое слово скажут государства группы БРИК и Саудовская Аравия, а вернее, когда они «откроют кошельки».
«Кошельки» остались «закрытыми». Как объясняет управляющий от России в МВФ министр финансов Алексей Кудрин, жаркий спор шел вокруг того, чтобы за нынешним пополнением ресурсов фонда не забыть, что главным элементом такого пополнения должно стать увеличение капитала фонда с учетом пересмотра системы акционерных квот. Как известно, в Лондоне «двадцатка» постановила провести обзор квот в МВФ в 2011 году, на два года раньше планового. Развивающиеся страны ждут, что этот шаг приведет к более справедливому распределению квот, отражающему расстановку сил в современной экономике.
После того, как подобные ожидания развивающихся стран не раз обманывались теми, кто сейчас обладает фактически контрольным пакетом голосов в МВФ, неудивительно, что теперь любые инициативы Вашингтона или Лондона подвергаются придирчивому изучению. Такое изучение показало: намерение г-на Гайтнера сложить все взятые на себя странами новые обязательства в «корзину» постоянно открытых ими кредитных линий под названием New Arrangements to Borrow (NAB) фактически отменяет необходимость пополнения капитала в 2011 году. А значит, никакой пересмотр квот в обозримой перспективе «не светит». В еще более примитивной форме это означает, что Китаю, Индии, Бразилии, Саудовской Аравии и России предлагается «скинуться» сейчас, а заниматься распределением этих ресурсов будут другие -- те, кто сейчас является ключевыми акционерами фонда. Категорически против такого подхода выступил на одном из заседаний бразильский министр финансов Гидо Мантега. Тон его выступления, даже по опубликованному тексту, можно определить как «страстный». Мантега подчеркивает, что проблема легитимности фонда (которая с приходом острой фазы кризиса и довольно тесного сотрудничества «двадцатки», казалось бы, отошла на второй план) никуда не делась, а, наоборот, требует срочного решения.
Одним из субботних мероприятий стала встреча комитета NAB, объединяющего участвующие в этой схеме страны, с приглашением представителей других стран, в том числе БРИК. Председатель комитета японец Такехико Накао по итогам встречи заявил: «Было подчеркнуто, что МВФ является учреждением, основанным на системе квот, и что очередной пересмотр квот следует ускорить, завершив его к январю 2011 года. На встрече царило ясное понимание того, что расширение NAB не заменяет собой увеличения квот».
Однако, по свидетельствам других участников этой встречи, подобное «ясное понимание» вовсе не «царило». И страны с развивающимися экономиками продолжают настаивать на том, что все нынешние вливания в МВФ -- временные, лишь до увеличения капитала в 2011 году. Но, хотя «двадцатка» установила эту дату лишь в начале апреля, «уже сейчас чувствуется прохладное отношение к этой работе», отмечает г-н Кудрин. Россия, по его словам, ждет выполнения решений «двадцатки» и о разработке новых финансовых инструментов в МВФ -- в частности, облигаций фонда. Но и эта работа находится на самой начальной стадии.
Министр финансов поясняет, что главными качествами инструментов фонда, в которые Россия могла бы вложиться, являются доходность (не хуже гособлигаций ведущих стран) и ликвидность. «Мы не готовы к тому, чтобы для нас это (финансовые вливания в МВФ. --
Ред.) были расходы или отвлечение средств, которые мы не могли бы вернуть в любой момент. Для нас это способ размещения резервов», -- сказал г-н Кудрин. Отвечая на вопрос «Времени новостей», он подтвердил, что никаких новых финансовых обещаний в Вашингтоне никто не дал. А в качестве иллюстрации характера ведущихся переговоров напомнил, как британский премьер Гордон Браун во время лондонского саммита G20 объявил о готовности Китая выделить 40 млрд долл. и как Пекин эту информацию полностью опроверг.
Споры вокруг этих вопросов на субботнем заседании МВФК затянулись и грозили оказаться бесконечными. Пресс-конференция директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана и председателя МВФК египтянина Юсефа Бутроса-Гали каждые 15 минут переносилась еще на 15 минут позже и в итоге началась на полтора часа позже запланированного. Как рассказал «Времени новостей» один из членов российской делегации, обрадовавший всех компромисс оказался прост: один из участников предложил, не конкретизируя касающиеся финансирования МВФ спорные вопросы, переписать в коммюнике формулировки из решений лондонского саммита G20 -- пусть там они невнятны, зато подписаны главами государств! Возможно, в субботу это и было наилучшим решением, но в дальнейшем финансовым чиновникам неизбежно придется искать осмысленные компромиссы.