|
|
N°67, 20 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Креветки в Интернете
Латвия привыкает к скромной жизни
В рижском отделении Международного Красного Креста надеются накормить 50 тыс. жертв экономического кризиса. Однако акция «Благосостояние», которая вот-вот начнется, рассчитана на тех, у кого есть доступ в Интернет. Желающим предложат заполнить анкету с вопросами о материальном положении, числе членов семьи и указать, какие продукты необходимы в первую очередь.
Тем, кого признают «ветераном войны за выживание», оформят специальную карточку. Она даст право заказать на сайте некоторые товары по себестоимости -- примерно на четверть дешевле, чем в магазине. Пока страница в Интернете работает в тестовом режиме -- может, поэтому представленный набор продуктов пока невелик и странноват. Хлеба, колбасы, макарон и выпечки нет, зато есть креветки и филе лосося, предлагаются также маринованная свекла, горошек, килька и другие рыбные консервы, чай, кофе, минералка, конфеты.
Сейчас в местных магазинах именно конфеты и булочки -- товары «повышенного риска». Их все чаще съедают прямо в торговых залах, хотя продавцы стараются не афишировать эту информацию. Официальная статистика подтверждает: на грани нищеты находится каждый пятый житель Латвии, две трети пенсионеров живут в бедности, так как их доходы ниже установленного государством прожиточного минимума в 172 лата в месяц (246 евро).
Нынешний кризис порой сравнивают с экономическим спадом начала 1990-х годов, хотя разница очевидна. После объявления независимости в 1991 году лозунг «Пусть в лаптях, но свободны» многие воспринимали всерьез. Но тогда для нарождавшейся государственности в большом количестве требовались кадры титульной национальности. Бывший латышские инженеры, снабженцы и младшие научные сотрудники с остановившихся заводов и НИИ пошли в депутаты, министры, таможенники и офицеры, получая неплохие посты вместе с солидным социальным пакетом.
А теперь бывшие госслужащие стали одной из самых многочисленных групп на бирже труда. С марта 2008 года число официально зарегистрированных безработных выросло вдвое. Работу ищет каждый десятый экономически активный житель страны, в сельских районах -- почти каждый пятый.
Кто же он -- латвийский бедный? Очевидно, что не бывший бюрократ, ведь сокращенный госслужащий получает компенсацию в размере трех месячных зарплат. При экономной жизни этого может хватить на полгода. Как ни странно, хуже всего не тому, у кого ничего нет, а тому, кто вот-вот может все потерять: взятую в кредит машину, заложенную в банке квартиру и отягощенный налоговыми долгами бизнес.
Более 60% латвийцев попали в кредитную кабалу, уже 16 тыс. семей испытывают трудности с выплатой ипотеки. В банке «Хипотеку ун земес банка», где контрольный пакет принадлежит государству, должников, дабы не выгонять их на улицу, пытаются превратить в арендаторов: у них отбирают квартиры, но потом им же сдают в аренду. Другие банки не столь миролюбивы, поэтому с начала года в Риге созданы три общественные организации по защите прав заемщиков -- в одной собрались должники по ипотеке, другие готовят иски против банков, требующих у бизнесменов досрочного возврата кредитов.
Латвийских пенсионеров отбросил за черту бедности скачок цен на коммунальные услуги. Городской монополист «Ригас силтумс» с разрешения государства с января поднял цены на отопление и горячую воду почти вдвое. Зимой хозяева приватизированной двухкомнатной квартиры типовой серии платили за услуги более 140 евро в месяц. При этом с января власти отменили обещанную дважды в год индексацию пенсий.
Набравшие по призыву правительства кредитов крестьяне в феврале двинули на Ригу колонны своих тракторов. Часть задержали в пригороде, но некоторым все же удалось прорваться к зданию министерства земледелия, где бюрократам торжественно вручили гроб с окровавленной коровьей головой. К вечеру того же дня правительство чудесным образом отыскало средства для выплаты отмененной было субсидии молочным хозяйствам в размере около 28,6 млн евро.
Однако тракторная атака была, пожалуй, последним успешным народным походом за деньгами. Министр финансов Эйнарс Репше дал понять, что власти страны, добившиеся от Евросоюза обещания в течение трех лет дать Риге взаймы 7,5 млрд евро, с ситуацией по-прежнему не справляются. Деньги расходуют вдвое быстрее предложенного ЕС графика -- сейчас Латвия успешно «проедает» августовские субсидии.
«Жить мы будем однозначно беднее, -- заметил «Времени новостей» латвийский политолог Александр Васильев. -- Видимое благополучие объяснялось закачиванием шведских миллиардов в нашу банковскую систему, поэтому в ближайшие годы вряд ли повторится недавняя ситуация, когда производительность росла на 3% в год, а зарплата -- на треть». Однако не стоит ждать и массовой эмиграции, неквалифицированную рабочую силу в охваченной кризисом Европе не ждут.
Уровень благополучия жителей Латвии вряд ли будет сильно различаться по национальному признаку, ведь «рост благосостояния латышей, отчасти объяснявшийся высокими зарплатами госслужащих, отошел в прошлое». Эксперт «ВН» заметил, что «надежды русской общины на помощь исторической родины не оправдались, программа по переселению соотечественников, по сути, не удалась. Нам остается бороться за свое благополучие в родной для нас Латвии».
Дарья ЖДАНОВА, Рига