|
|
N°46, 20 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антикризисная бережливость
Лидеры ЕС спорят о необходимости новых вливаний в экономику
Европе на нынешнем этапе глобального кризиса необходимо преодолеть кредитный паралич, в котором оказались финансовые институты, чтобы обеспечить экономику и граждан живыми деньгами. Вчера во второй половине дня в Брюсселе открылся традиционный весенний саммит глав государств и правительств стран Европейского союза. В течение двух дней высшим представителям 27 стран ЕС предстоит искать совместные решения для выхода из кризиса, а также попытаться выработать общую позицию к предстоящему 2 апреля в Лондоне саммиту «большой двадцатки».
Однако уже накануне саммита между европейскими политиками разгорелись разногласия по поводу 5-миллиардного пакета помощи ряду отраслей европейской экономики, на котором настаивает Брюссель. Главным проводником идеи такой поддержки является глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, требующий направить эти финансовые средства на развитие энергетики, связи и сельского хозяйства. Г-н Баррозу считает, что необходимо дать «непосредственный ответ» на вызовы экономического кризиса. Помимо этого, отметил он в ходе совместной с президентом Европейского инвестиционного банка Филиппом Майстадтом пресс-конференции, 5-миллиардный пакет госсубсидий имел бы «существенный оживляющий фискальный эффект». Глава Еврокомиссии пояснил свою мысль, сказав, что европейцам теперь нужны «не слова, а дела». В целом г-н Баррозу исходит из государственной поддержки в объеме 4% европейского ВВП, включая дополнительные социальные расходы и более низкие налоговые поступления.
Главным оппонентом председателя Еврокомиссии стала германский канцлер Ангела Меркель, которая накануне обнародовала свой ответ на вызовы кризиса. Германия играет ведущую роль в пуле доноров ЕС, с которыми связывают надежды на лучшую жизнь страны -- потребители европейского бюджета. Глава правительства ФРГ в последние дни усилила свою риторику против попыток Еврокомиссии заставить богатые страны Европы предоставить на общеевропейские антикризисные меры новые миллиарды евро. Вчера перед вылетом в Брюссель Ангела Меркель выступила по этой проблеме в бундестаге в Берлине со специальным заявлением, в котором не оставила и тени сомнения в том, что немцы готовы продемонстрировать остальной Европе свою важнейшую национальную черту -- бережливость. Германский канцлер подчеркнула, что Германия окажет поддержку лишь таким инвестициям из государственных средств, которые уже в 2009--2010 годах благоприятно повлияют на оздоровление экономики. «Потому что сейчас нет смысла выкладывать деньги на 2013--2015 годы, -- сказала Меркель. -- Ведь мы же исходим из того, что к тому времени кризис будет уже давно преодолен».
По убеждению Берлина, большинство из представленных Брюсселем на обсуждение проектов, с помощью которых г-н Баррозу предполагает дать импульс росту спроса и предложения на рынке, для решения этой проблемы непригодны. Кроме того, Европа и без того уже, как говорят немцы, достаточно глубоко залезла в свой кошелек. В общей сложности на борьбу с кризисом ЕС предполагает выделить 400 млрд евро. Почти половина этих денег уже одобрена в рамках национальных антикризисных программ. Вдобавок к этому планируется выделение 40 млрд евро из бюджета ЕС и Европейского инвестиционного банка. Президент США Барак Обама призвал Европу предпринять в этом направлении дополнительные усилия. Идее новых вливаний германский канцлер дала отпор в достаточно жесткой форме. «Мы свой вклад уже внесли», -- заявила вчера Ангела Меркель в бундестаге. Эти недвусмысленные слова, больше предназначенные для участников встречи в Брюсселе, стали для парламентской оппозиции поводом для новых нападок на главу федерального правительства. «Она (канцлер Меркель. -- Ред.) больше не способна вести за собой Европу», -- заявил шеф Свободно-демократической партии Гвидо Вестервелле.
Впрочем, подобные обвинения в бундестаге не произвели на канцлера особого впечатления. Обращаясь к Брюсселю, Ангела Меркель потребовала отказаться от «избыточного конкурентного соперничества в обещаниях». Ведь, как она отметила, подобная конкуренция благих намерений «с определенностью не прибавит покоя экономическому развитию». Федеральный канцлер напомнила также, что объем германских антикризисных программ достиг 80 млрд евро (или 4,7% ВВП), и это самый крупный национальный вклад в общеевропейскую программу борьбы с кризисом стоимостью 400 млрд евро.
Одновременно германский канцлер предупредила об опасности изоляции рынков. «Девизом должна стать кооперация, а не изоляция», -- подчеркнула она. Речь, главным образом, должна идти о лучшем согласовании национальных антикризисных мер для того, чтобы они не становились помехой друг для друга. Необходимы также и совместные общеевропейские правила. Кроме того, Европе необходимы такие совместные проекты, которые выведут ее из состояния кризиса еще более сильной. «Чтобы не допустить повторения нынешнего кризиса, необходимы меры глобального масштаба», -- потребовала Меркель. Именно поэтому, подчеркнула она далее, на предстоящей встрече G20 в Лондоне идея совместных действий должна находиться на переднем плане.
Контроль над тенью
Великобритания предлагает беспрецедентный пересмотр правил регулирования финансовой системы, по итогам которого знаменитая британская политика минимального вмешательства в эту отрасль может отойти в прошлое, пишет газета Financial Times. Председатель управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Services Authority, FSA) Адер Тернер изложил свои рекомендации по пересмотру законодательства и нормативных актов о финансовой системе страны. Подготовленный его ведомством документ содержит 122 страницы и скрупулезно перечисляет необходимые меры. По словам г-на Тернера, новое регулирование приведет к значительным изменениям банковской системы и ужесточит контроль над "теневыми" игроками рынка, включая хеджевые фонды. "Рекомендуемые изменения являются глубинными, и банковская система будущего будет отличаться от того, что было в прошлом десятилетии. Это пойдет на пользу мировой экономике", -- сказал он. Глава FSA выступает за создание единого европейского органа контроля и надзора за финсектором, однако призывает предоставить отдельным государствам больше полномочий по регулированию деятельности иностранных банков. FSA обратит особое внимание на контроль отдельных финансовых продуктов. Он полагает, что необходим системный и более агрессивный подход к регулированию, включая более пристальное исследование банковских отчетов о результатах деятельности. Регуляторы с октября прошлого года предупреждали банки о внимательном изучении всех элементов вознаграждения топ-менеджеров, чтобы удостовериться в том, что их компенсации не поощряют неоправданные краткосрочные риски. Г-н Тернер выразил недовольство тем, что бонусы во много раз превышают базовые оклады и при этом привязаны к краткосрочным показателям. Кризис выявил разрыв между оценкой экономической ситуации Банка Англии и надзорными мерами FSA. Глава FSA предложил двум ведомствам выработать единые критерии и методы изучения экономической ситуации в стране и мире в целом, а также возможных последствий для финансовой системы. Важной проблемой является также ликвидность и достаточность банковского капитала. FSA готово потребовать, чтобы резервы концентрировались в дочерних финкомпаниях на местах, а не у холдинговой компании. Однако этот шаг может привести к опустошению лондонского Сити, поскольку банки просто переведут операции в другие регионы, полагают эксперты. Этот вопрос требует тщательного согласования и скоординированных мер на международном уровне, добавил г-н Тернер. Он, в частности, предложил увеличить требования к ликвидности банковского капитала в три раза по сравнению с текущим уровнем. Британское правительство делает акцент на согласованном международном подходе, не желая принимать более жесткие правила, чем в других странах, и ограничивать тем самым возможности компаний, работающих в Великобритании. При этом правительству Великобритании следует соблюдать особую осторожность, чтобы не подорвать основы финсектора, полагают эксперты. Финансовая отрасль более важна для Великобритании, чем для других европейских стран: доля финсектора в британском ВВП составляет 7% по сравнению с 5% в еврозоне. Многие банки отмечали, что действующие стандарты бухгалтерского учета поддерживают зависимость банковской прибыли от циклических изменений в экономике. Например, банки не могут выделить резервы на ожидаемые убытки, но при этом обязаны проводить переоценку активов по текущей рыночной стоимости, даже если они не собираются их продавать. Финсектор требует изменений, но бухгалтеры и аудиторы по всему миру опасаются, что неосторожные реформы могут только снизить прозрачность банковской деятельности и повысить степень риска. FSA не имеет полномочий устанавливать или изменять правила бухучета, однако г-н Тернер и его команда тщательно изучают этот вопрос с целью дальнейших консультаций с другими ведомствами, сообщили Financial Times информированные источники. Председатель FSA вновь подчеркнул необходимость решить конфликт интересов в деятельности рейтинговых агентств: агентствам платят те самые компании, которые они анализируют, и это может вызывать перекосы в оценке, полагает г-н Тернер. Этот вопрос и другие темы, затронутые в предложении г-на Тернера, будут обсуждаться на саммите G20 в начале апреля с целью выработки единого международного подхода к основным проблемам финсектора. ИНТЕРФАКС-АФИ
Юрий ШПАКОВ