Время новостей
     N°42, 16 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2009
"Тревожные звонки звонят отовсюду"
Авиаторам не хватает денег и пассажиров
«Отрасль переживает глобальный кризис, и мы еще не увидели дна». Такой вывод сделал генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, представляя исследование своей организации о состоянии мирового авиатранспортного бизнеса. Ранее, в феврале, IATA опубликовала два связанных с кризисом «персональных» обращения к властям крупнейших авиационных держав -- США и Китая. Авиационную администрацию Китая IATA поблагодарила за снижение сборов с авиакомпаний в аэропортах страны, а американцев призвала отменить ограничения на иностранные инвестиции в местные авиакомпании.

IATA -- это отраслевой клуб, объединяющий далеко не все авиакомпании планеты, а только 230 из них. Однако поскольку именно эти компании обеспечивают 93% регулярных международных авиаперевозок в мире, сама организация, а также ее оценки и прогнозы имеют вес как в правительственных, так и в деловых кругах.

Отчетность января (это самые свежие данные, опубликованные до сих пор IATA) подвела экспертов организации к пессимистичным заключениям и прогнозам. В целом по миру спрос на международные пассажирские перевозки регулярными рейсами упал на 5,6% по сравнению с январем 2008 года. Месяцем раньше, в декабре 2008 года, произошло соответствующее снижение на 4,6%, напоминает IATA. И вообще январь 2009-го -- это пятый месяц подряд, когда спрос на авиабилеты уменьшается.

Ухудшаются и другие показатели. Хотя авиакомпании в январе сократили свои провозные мощности, выведя из эксплуатации 2% имевшихся у них самолетов, все равно им не удалось «угнаться» за снижением спроса. В результате ухудшился коэффициент коммерческой загрузки. В январе в среднестатистическом авиалайнере только 72,8% кресел оказались заняты. Это не так плохо, но все же на 2,8 процентных пункта меньше, чем месяцем раньше.

Гораздо хуже ситуация на рынке грузовых авиаперевозок. По состоянию на январь объемы заказов там падали уже восьмой месяц подряд и гораздо быстрее, чем в пассажирском сегменте. В декабре 2008 года мировые регулярные грузоперевозки упали на 22,6%, а в январе 2009-го -- еще на 23,2%. IATA называет ситуацию в этом бизнесе «пугающим коллапсом».

«Тревожные звонки звонят отовсюду, -- подвел итог г-н Бизиньяни. -- Грузоперевозчики из всех регионов сообщают о сильном снижении загрузки. И спрос на пассажирские перевозки падает во всех регионах, кроме Ближнего Востока». IATA считает, что совокупные убытки авиакомпаний составили 8 млрд долл. в 2008 году и достигнут еще 2,5 млрд долл. в текущем году.

Единственной хорошей новостью г-н Бизиньяни назвал снижение мировых цен на топливо. Однако тут надо заметить, что авиационный керосин подешевел далеко не так сильно, как сырая нефть. Конъюнктура цен варьируется по регионам, но общие пропорции примерно одинаковые везде. Скажем, в разных городах России авиакеросин к настоящему моменту стоит дешевле на 30--40% по сравнению с пиковыми ценами лета прошлого года. Но не втрое дешевле, как контракты на сырую нефть.

Учитывая, что топливо важная, но все же не единственная расходная статья авиакомпаний, удешевление керосина может и не компенсировать негативной динамики других экономических факторов.

Поэтому IATA так горячо приветствует любые шаги национальных авиационных властей, направленные на изменение этих факторов в благоприятную для авиаперевозчиков сторону. В середине февраля организация специальным заявлением выразила благодарность администрации гражданской авиации Китая (CAAC) за ее решение снизить на 10% сборы за взлет/посадку в аэропортах страны. Антикризисная мера вступила в силу с 1 января 2009 года сроком на шесть месяцев. Она является частью более широкого плана CAAC по поддержке авиатранспортной отрасли. План включает десять пунктов, в том числе усиление мер безопасности, снижение налогов, госинвестиции в инфраструктуру, оптимизацию воздушных трасс и управления воздушным движением.

IATA «поздравила» китайские власти с этими решениями и пообещала всяческое содействие со своей стороны. Неделей позже она обратилась к американской администрации (на этот раз не к авиационной администрации, а к правительству президента Барака Обамы). Во втором обращении речь шла не о поздравлениях, а о том, что, по мнению IATA, новые люди в Вашингтоне должны были бы предпринять для поддержки коммерческой авиации в своем регионе. Г-н Бизиньяни обратил внимание президента Обамы на то, что национальная система управления воздушным движением США нуждается в масштабном обновлении. Он призвал власти выделить не менее 4 млрд долл. на первую фазу этого процесса. Для улучшения финансового состояния американских авиакомпаний IATA призывает отменить действующее в США 25-процентное ограничение на иностранное участие в капитале национальных перевозчиков.

Насчет России IATA отдельных заявлений пока не делала. Однако если бы такие и были, речь в них бы шла скорее всего о том же: госинвестициях в инфраструктуру и финансовой поддержке перевозчиков. Так как проблемы гражданской авиации -- глобально и повсеместно -- одинаковы.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис