Время новостей
     N°40, 12 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2009
Мы должны учиться на ошибках предшественников
Саммит "Группы двадцати" в Лондоне дает шанс изменить ход истории
Заместитель министра иностранных дел Великобритании, специальный представитель британского премьер-министра Гордона Брауна по саммиту «Группы двадцати», который состоится в Лондоне в начале апреля, лорд Марк Маллок-Браун, прибыл с визитом в Москву. Накануне визита лорд МАЛЛОК-БРАУН написал статью о глобальном экономическом кризисе, который переживает, человечество, и способах выхода из него -- специально для газеты "Время новостей".

Мир не впервые переживает экономический кризис, схожий по масштабам с сегодняшним спадом. В 1933 году, после краха банков и роста безработицы, последовавших за обвалом на Уолл-стрит, мировые лидеры собрались в Лондоне, чтобы вместе найти выход из положения. Президент США Франклин Рузвельт осудил «старые фетиши так называемых международных банкиров» и подчеркнул важность нового оживления мировой экономики. Тридцатые годы и последующее десятилетие вошли в историю не как пример международного сотрудничества, а как недвусмысленное предупреждение будущим поколениям: они показали, что случается, когда международные конфликты берут верх над компромиссом.

В апреле 2009 года, когда мировые лидеры соберутся на Лондонский саммит, у нас будет исторический шанс изменить ход истории. Глобальная рыночная экономика, в которую по окончании советского периода поверили миллионы россиян, вырастет, по прогнозам, лишь на полпроцента: это самые низкие темпы роста за 60 лет. Я очень рад возможности быть в Москве и обсудить с российским правительством шаги, необходимые, чтобы саммит прошел действительно успешно и, как сказал президент России Дмитрий Медведев, стал вехой, способной определить экономическое развитие человечества на предстоящие десятилетия.

На саммите в Лондоне следует исходить из того, что мы живем в мире необратимой глобализации. Россия страдает от кризиса, но ее экономика не вернется ни в 1998-й, ни в 1990 год: она интегрирована в мировую экономику глубже, чем когда-либо. Сколь бы сильно ни отразился нынешний спад на России, он не отменит того, что страна приобрела за почти два десятилетия глобализации. Пытаться повернуть вспять процесс интеграции России не выход из положения.

Сегодняшние экономические проблемы возникли не из-за нашей излишней глобализации, а потому, что наши подходы были недостаточно планетарными. Так же, как в последние 20 лет стремительно ускорился обмен информацией, возросла и скорость, с которой могут распространяться экономические кризисы. Что сейчас стало совершенно ясно, так это насущная необходимость серьезной реконструкции мировой экономической системы. Рынки должны оставаться свободными, но не от ценностей и ответственности.

Как только масштаб экономического спада стал ясен, правительства в разных странах мира, включая Британию и Россию, начали создавать предпосылки выздоровления. Мы в Британии, например, предоставили средства для предотвращения распада банковской системы, обеспечили финансовые и налоговые стимулы для экономического развития, создали условия кредитования бизнеса, которые позволили бы инвестировать и сохранить рабочие места.

Но действий одних только национальных правительств недостаточно. Подобно тому, как российская экономика не избежала последствий мирового спада, восстановится она также не обособленно, а вместе с остальным миром. Наши экономики, британская и российская, сделали крупные ставки друг на друга: Соединенное Королевство -- крупнейший инвестор в Россию, а торговля между нашими странами в 2008 году выросла более чем на 30%. Рост, стимулируемый экспортом и инвестициями, -- наш единственный путь к восстановлению. Подметая только у себя в домах и не обращая внимания на бушующий снаружи ураган, мы ничего не добьемся. Кризис показал, что протекционизм, "закрытие дверей" в торговле никого не защищают.

В центре нашего видения мировой экономики, оживлению которой будут посвящены решения Лондонского саммита и последующие, -- более открытый и эффективный интернационализм.

Во-первых, он означает принятие решений относительно будущего мировой экономики только с участием стран, выходящих на позиции крупнейших экономических игроков, и нахождение решений, полезных не только развитому миру, но и развивающимся экономикам. Будучи членом БРИК и "большой восьмерки", а также крупным поставщиком энергоресурсов и сырьевых товаров, Россия может внести важнейший, уникальный вклад в эту работу. В сегодняшней глобальной экономике Россия вместе с другими странами должна быть членом Форума финансовой стабильности. Причем Россию следует заверить в предоставлении широкой международной поддержки, в том числе на завершающем этапе вступления во Всемирную торговую организацию.

На Лондонском саммите благодаря более открытому, обеспечивающему более широкое участие интернационализму мы надеемся добиться прогресса в нескольких областях. Мы надеемся поработать над созданием системы раннего предупреждения, позволяющей точнее предсказывать будущие кризисы. Надеемся, что сможем работать со странами, имеющими активный платежный баланс, для того, чтобы возобновился сбалансированный рост мировой экономики, и этот процесс был выгоден всем. Нам необходимо изучить возможность возобновления Дохийского раунда переговоров (переговорный процесс стран -- членов ВТО. -- Ред.) таким образом, чтобы он принес пользу как странам «двадцатки», так и развивающемуся миру. Мы надеемся, что Лондонский саммит даст импульс восстановлению экономики, при котором будут обеспечены ее энергетическая эффективность и снижение выбросов углерода.

Во-вторых, более открытый и эффективный интернационализм означает реформу международных финансовых учреждений. Именно за это неоднократно высказывался премьер-министр Великобритании Гордон Браун. В 2008 году он заявил: «Мы должны построить институты, которые отстаивали бы взаимные интересы, поскольку они базируются на общих ценностях». Президент России Дмитрий Медведев также говорил о необходимости усилий, основанных на общих ценностях. Определенный прогресс уже достигнут. Но совершенно очевидно, нам предстоит еще много работы -- и в МВФ, и ради обеспечения такой деятельности многосторонних и региональных банков развития, при которой они выделяют больше средств тем, кто нуждается в них наиболее остро.

Саммит -- событие, значимое не просто для международного дипломатического корпуса, но для каждого жителя планеты, будь то кенийский фермер, продавец магазина в Британии или металлург на Урале. Если мы не выполним своей задачи, страдать будут простые люди. Задача Лондонского саммита -- обеспечить, чтобы замершие заводские конвейеры, закрытые магазины и рестораны, очереди в центры занятости не стали визитной карточкой начала XXI века.

Если мы хотим создать более процветающий мир, мы должны учиться на ошибках предшественников. На Лондонском саммите 2009 года мы должны не поддаться силам национализма и протекционизма. Мы должны преодолеть разногласия и сформировать глобальный экономический курс ради нашего общего будущего.

//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис