|
|
N°38, 06 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Народные выгоды
Китай увеличивает бюджетный дефицит
Грядет «самый трудный год в экономическом развитии Китая в новом столетии», заявил вчера премьер Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства КНР на открывшейся в Пекине сессии Всекитайского собрания народных представителей. Возникшие трудности Вэнь объяснил сложностью мировой экономической ситуации -- финансовый кризис разрастается, спрос на международном рынке падает, набирает силу торговый протекционизм.
Китайские товары все труднее продавать за границу, что ведет к сокращению производства и увольнениям работников. Накануне вчерашнего заседания парламента некоторые аналитики ожидали, что премьер объявит о выделении новых крупных сумм на поддержку экономики. Это оживило биржевых игроков, но после выступления премьера котировки скатились вниз -- Вэнь Цзябао всего лишь повторил озвученные осенью 2008 года планы инвестировать в экономику 585 млрд долларов.
Западные эксперты полагают, что в нынешнем году Пекин еще может увеличить вливания в экономику. Возникнет ли такая необходимость, станет ясно к началу лета. Руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский заметил «Времени новостей»: «Если коррупция не съест выделенных денег, то их должно хватить для стимулирования экономики. На первом месте находится человеческий фактор. Средств достаточно, если контрольные органы будут внимательно следить за их расходованием».
В четвертом квартале 2008 года китайская экономика выросла лишь на 6,8%. Статистики за январь пока нет, некоторые эксперты полагают, что рост упал ниже 5%. «Основными задачами правительства являются преодоление тенденции к замедлению экономического роста и проведение стратегического курса на повышение внутреннего спроса», -- заявил премьер. Он уверен, что властям удастся сохранить темпы роста экономики на уровне 8%. Эта цифра выглядит оптимистично на фоне углубляющегося спада крупнейших экономик мира, но для КНР поддержание роста является жизненной необходимостью, ведь стихийное увеличение безработицы может спровоцировать опасную волну протестов. Нынешний китайский руководящий тандем -- председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао (вчера они сидели в президиуме рядом) -- сразу после прихода к власти в 2002 году провозгласил политику заботы о бедных.
Андрей Островский отметил в беседе с «ВН», что выступление Вэнь Цзябао подтвердило приверженность Пекина политике увеличения государственных вложений в научно-технические инновации, развитие производства и социальное обеспечение, позволяющее добиться в условиях кризиса поддержки народных масс: «Китай будет решать проблемы за счет расширения внутреннего спроса через инвестиции и снижение налогов. Они, безусловно, достигнут 8% роста. Вопрос с безработицей сложнее, ведь из приморских районов возвращаются уволенные люди. Чтобы их трудоустроить, потребуется наращивать вложения в инфраструктуру деревни и капитальное строительство».
«Нужно, чтобы народ получил гораздо больше выгод», -- заявил Вэнь Цзябао. Социальные расходы вырастут в нынешнем году на 18%, в том числе расходы на здравоохранение -- на 38%. Правда, в масштабах огромной страны с 1,3 млрд жителей эти суммы очень малы -- медицинские расходы государства составляют всего 13 долл. на человека в год. Вэнь обещал, что правительство удержит уровень зарегистрированной безработицы в 4,6% и создаст в этом году 9 млн новых рабочих мест. Число выходцев из деревни, потерявших работу на фабриках из-за сокращения китайского экспорта, уже превысило 20 млн человек.
Китайский премьер предупредил, что «дисбаланс финансовых доходов и расходов будет весьма ощутимым». Дефицит бюджета составит около 140 млрд долл., или 3% ВВП, хотя в 2008 году было всего 0,4%. Андрей Островский заметил «ВН», что «никакой опасности нет и дефицит китайского бюджета находится в рамках международных стандартов», в частности он соответствует строгим нормам, принятым в Евросоюзе для стран, входящих в зону евро. В США дефицит бюджета в нынешнем году ожидается на уровне 12,3%.
В долгосрочной перспективе стратегия замещения экспорта внутренним потреблением способна изменить экономические отношения Китая с Западом. Прежде китайцы много производили и мало потребляли, а государство вкладывало избыточные средства в казначейские бумаги США, что позволяло американцам получать дешевые кредиты и жить не по средствам. Теперь власти хотят избавить экономику КНР от экспортной зависимости, для этого китайцам нужно больше потреблять и меньше копить. Это поможет оживить китайскую промышленность, но в условиях растущего бюджетного дефицита Китаю будет все труднее выступать в привычной роли денежного «донора» экономики Запада.
Александр ЛОМАНОВ