|
|
N°35, 03 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Богатые не спасутся за счет бедных
Польша на один день стала лидером новичков Евросоюза
Премьер-министр Чехии Мирек Тополанек, страна которого председательствует в этом полугодии в Европейском союзе, сообщил, что 5 апреля в Праге пройдет специальный саммит ЕС--США с участием американского президента Барака Обамы. Чехи уже пытаются представить сам факт такого саммита как успех своего председательства в Евросоюзе. А в минувшее воскресенье по их инициативе в Брюсселе прошла другая встреча -- антикризисный саммит Евросоюза.
Более других результатами встречи оказался доволен премьер-министр Польши Дональд Туск (на снимке). Он еще накануне бил тревогу, что внутри Евросоюза, объединяющего сейчас 27 стран, заметен опасный раскол между богатыми и бедными государствами, в результате чего при углублении финансового кризиса «с общего корабля ЕС смоет за борт слабых». Туск пошел ва-банк и за несколько часов до большой встречи 1 марта организовал в польском посольстве в Брюсселе мини-саммит. На него были приглашены главы правительств Словакии, Чехии, Венгрии, Болгарии, Румынии и стран Балтии.
У этих государств, вступивших в Евросоюз позже остальных, возникло ощущение, что старые члены организации из числа более богатых европейских стран пытаются противопоставить себя новичкам. Польша в первую очередь воспротивилась такому разделению на богатых и бедных. Поляки стали убеждать всех прочих, что никакой кризис не может разделить европейские страны, которые должны руководствоваться выработанными на протяжении многих лет правилами единого рынка.
Правда, спасение своих экономик каждый видел по-своему. Например, был отвергнут план премьера Венгрии Ференца Дюрчаня. Тот предложил создать специальный фонд помощи для государств и банков Восточной Европы в размере 190 млрд евро. Это явно расходилось с идеей польского правительства -- выработать механизмы, которые служили бы в одинаковой степени всем странам ЕС. В любом случае «коалиция новичков» выступила единым фронтом против старой Европы, которая попыталась спасать свою промышленность в ущерб интересам восточноевропейских стран. С восточноевропейцами неожиданно солидаризировался председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
«Участие Польши в экстренном саммите можно считать несомненным успехом хотя бы потому, что Европа услышала сигнал решительной борьбы с протекционизмом и руководители стран -- членов ЕС отвергли попытки его внедрения, например, в практику автомобильных концернов», -- отметил в разговоре с «Временем новостей» директор Института европейской стратегии Павел Свебода. Он имеет в виду попытки Франции, Испании и Италии защитить свою автомобильную промышленность национальными мерами. Но это вызвало возмущение Польши и других членов ЕС. Любые меры по защите своих производителей каждая страна ЕС теперь будет согласовывать с остальными участниками. «Варшава получила подтверждение гарантий рыночной и равноправной свободы для всех. Это как раз то, что всегда было ценностью европейского сообщества», -- напоминает наш собеседник.
Весьма остро перед саммитом стояла и проблема эмиссии так называемых еврооблигаций -- ценных бумаг, распространение которых провело бы в ЕС новую границу. Она еще больше отделила бы зону евро от стран, где валюта пока не стала единой. Польше и здесь удалось добиться своего. Во-первых, этот проект если и будет реализован, то среди всех 27 стран -- членов ЕС. Здесь союзником Дональда Туска выступила немецкий канцлер Ангела Меркель. Во-вторых, Польша заявила, что готова выполнить все условия для введения в стране евро и не нуждается в льготах.
«Это сильное заявление. Варшава дала понять, что польская экономика сильна и может сама подготовить себя к вхождению в зону евро. Между прочим, МВФ прогнозирует в ближайшее время темпы роста польского производства на 2%. Это говорит о том, что не все страны новой Европы одинаково подвержены кризису и нуждаются в помощи», -- считает Павел Свебода.
Несмотря на то что некоторые эксперты все же заметили раскол в Евросоюзе, прозвучавшие на нем декларации имеют существенное значение. Все согласились с тем, что Европа может преодолеть кризис только благодаря скоординированным действиям в рамках единого экономического и валютного рынка. «Страны находятся в разной финансовой кондиции, но помощь каждой из них должна быть избирательной. Встреча притормозила процессы, которые могли бы поделить ЕС: протекционизм -- это не выход из кризиса, а богатые не будут спасаться за счет бедных. Сплоченность взяла верх», -- считает польский эксперт.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава