|
|
N°34, 02 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Единая и неделимая
ЕС не будет спасать Восточную Европу отдельно
«Такой специальной категории стран, как Восточная Европа, не существует", -- заявил вчера на чрезвычайном саммите Евросоюза премьер-министр Чехии Мирек Тополанек. На правах председательствующего в ЕС он отклонил предложение о специальной программе помощи для этих стран. Тон, который задал г-н Тополанек, подхватили национальные лидеры. Почти так же категорично о борьбе с протекционизмом говорили вчера в Брюсселе, обсуждая и две другие основные проблемы -- принципы политики в отношении банковского сектора и экстренные меры в автостроительной отрасли.
Еще накануне саммита германский канцлер Ангела Меркель призвала страны -- партнеры по ЕС к сплоченности перед лицом углубляющегося кризиса. За прошедшие недели призрак протекционизма грозил стать явью в Европе. Так, Франция, Испания и Италия заявляли о намерении принять национальные защитные меры для государственной помощи в адрес автомобильной промышленности своих стран. Лишь в прошедшую субботу под давлением Еврокомиссии французы отказались от своих протекционистских намерений, вызвавших резкую критику в большинстве европейских стран.
На вчерашней брюссельской встрече ее участники договорились о согласовании на уровне ЕС финансовой помощи, выделяемой на поддержку национальным автопроизводителям. Президент Франции Николя Саркози потребовал в этой связи принятия общеевропейского плана поддержки автоиндустрии и раскритиковал предложение, внесенное в этой связи Брюсселем. Последнее направлено против такого общеевропейского плана и предусматривает «посильную» поддержку отрасли отдельными странами -- членами ЕС.
Много слов было произнесено о необходимости дальнейшего укрепления единства перед лицом кризисных напастей. «Этот саммит должен показать, что Европа не раскалывается на новую и старую, южную и северную или западную и восточную», -- заявил Мирек Тополанек, председательствующий в ЕС в текущем полугодии.
Эта идея нашла свое отражение и в заключительном документе саммита, где говорилось о центральной роли внутреннего общеевропейского рынка. Под давлением кризиса в ЕС возникла опасность замыкания отдельных стран в своих специфических проблемах. Как отмечали эксперты, односторонние национальные программы помощи собственным отраслям экономики, оказавшимся в бедственном положении, грозили взаимным ущербом друг другу.
Примером такого подхода стало озвученное накануне саммита требование Венгрии о выделении странам Восточной Европы регионального пакета помощи в сумме до 190 млрд евро. Из него, по мысли главы венгерского правительства Ференца Дюрчаня, должны были бы брать необходимые внеочередные денежные средства страны, оказавшиеся в наиболее тяжелом положении. «Мы не можем допустить, чтобы в Европе возник новый «железный занавес», который снова разделил бы ее на две части», -- заявил г-н Дюрчань. По представлениям Венгрии, фонд помощи должен быть дотирован в сумме от 160 до 190 млрд евро. Деньги в него должны поступить, в частности, из Международного валютного фонда и Европейского инвестиционного банка. Помимо этого к участию в финансовой поддержке Восточной Европы венгры предлагали привлечь и отдельные страны ЕС. Как следует из дискуссионного документа, представленного венгерской делегацией на саммит в Брюссель, лишь в текущем году странам Центральной и Восточной Европы потребуется 300 млрд евро для оплаты или реструктуризации своих кредитов. Но Мирек Тополанек отклонил предложение о специфической программе помощи для стран Восточной Европы. Кстати, накануне чешский премьер отдельно встречался с главами государств и правительств этого региона, существующего, как теперь принято считать, скорее в географическом, чем политическом отношении, и заручился их поддержкой. «Лично я поддержу интегрированный подход ЕС по помощи каждой нуждающейся стране, а не отдельно Восточной Европе», -- подвел Тополанек черту под дискуссией. Чеха поддержал и президент Еврогруппы -- глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер, который попытался с позиций умудренного опытом подобных дележей общеевропейских денег политика по-своему растолковать суть такого подхода. «Мы должны дискутировать в отношении проблем Восточной и Центральной Европы», -- ободрил было он европейских новичков. Но тут же достаточно туманно заметил: «От вида требуемой помощи будет тогда зависеть, кто эту помощь будет осуществлять. И не следует рассчитывать, что немецкий налогоплательщик сразу же будет поставлен перед необходимостью этого». Так же сдержанно Юнкер высказался в отношении требований Польши и Венгрии об ускоренном присоединении этих стран к еврозоне. «Мы не можем за одну ночь изменить критерии вступления в еврозону», -- сказал люксембургский премьер.
Германский канцлер Меркель также выступила противником региональных антикризисных финансовых вливаний. «Я не стала бы грузить дебаты гигантскими цифрами денежных сумм, -- сказала она. -- На примере хотя бы той же Венгрии Европа показала, что мы помогаем государствам в случае нужды. Но констатировать для всех центрально- и восточноевропейских стран одинаковую кризисную ситуацию я бы не стала». И даже представители Австрии, страны, банки которой особенно пострадали в связи с деловой активностью в восточноевропейском регионе, не выразили поддержку идее руководства Венгрии.
Впрочем, в Европе в ходе борьбы с глобальным кризисом накаляются не только политические страсти. Начинает подводить и техника. Вчера по пути из Берлина в Брюссель самолет Ангелы Меркель совершил вынужденную посадку в Ганновере -- километрах в трехстах от германской столицы. После взлета индикатор на приборной доске указал на перегрев одного из двигателей, пилот отключил его и направил машину на ближайший аэродром. На встречу глав государств и правительств 27 стран Евросоюза канцлер прибыла с часовым опозданием и, как можно предположить, не в лучшем расположении духа...
Юрий ШПАКОВ, Берлин