Европейские лидеры предприняли в воскресенье попытку спасти саммит «большой двадцатки», который пройдет 2 апреля в Лондоне. Примечательно, что съехавшиеся в Берлин по приглашению канцлера ФРГ Ангелы Меркель главы государств и правительств Германии, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Испании, Люксембурга и Чехии так и говорили о лондонском саммите -- как о «последнем шансе» установить «новый порядок» на финансовых рынках. Итогом встречи стала согласованная позиция стран Евросоюза, с которой они выйдут к остальным членам «двадцатки».
В основу европейского подхода к предотвращению глобальных банковских катаклизмов в будущем положена необходимость создания системы полного -- «без белых пятен», как выразилась Меркель, -- надзора за международными финансовыми рынками. «Мы признаем необходимость того, что все финансовые рынки, продукты и участники, включая хедж-фонды и рейтинговые агентства, а также другие частные игроки должны быть охвачены контролем и регулированием», -- заявила германский канцлер после встречи в Берлине. И добавила: «Против тех, кто не проявляет сотрудничества, будь то налоговые оазисы или регионы, где осуществляется нетранспарентный бизнес, мы должны разработать механизм санкций». А для того чтобы развеять возможные сомнения и избежать недомолвок, глава кабинета потребовала создания списка таких стран. Среди прочих неотложных мер, о которых договорились участники саммита в Берлине, отдельно названа необходимость введения строгого контроля над хедж-фондами, создания системы раннего оповещения о кризисах, а также ограничения всевозможных бонусных выплат менеджерам. Меркель отметила, что целью сегодня является «восстановление доверия к финансовым рынкам».
Такой (казалось бы, очевидный) подход -- шаг вперед по сравнению с декларацией первого саммита «двадцатки», прошедшего 15 ноября в Вашингтоне. Тогда, напомним, в итоговом документе тезис о необходимости тотального регулирования рынков, финансовых продуктов и самих участников был дополнен туманной ремаркой «с учетом их специфики». В Европе, однако, и раньше полагали, что налаживать регулирование нужно без учета какой бы то ни было специфики, но администрация Буша успешно сопротивлялась желанию партнеров создать правила и контролировать те же хедж-фонды. Первую серьезную попытку поставить под контроль хедж-фонды Ангела Меркель предприняла в 2007 году, когда ФРГ председательствовала в «большой восьмерке». Но тогда США вообще не были готовы на компромиссы по этому поводу. Вполне вероятно, что администрация Барака Обамы настроена иначе.
Поддержку среди участников берлинской встречи получила также идея г-жи Меркель о разработке и принятии на международном уровне Хартии устойчивости экономики, в которой были бы прописаны принципы новой глобальной финансовой архитектуры.
Как известно, многие мировые лидеры, включая и российского президента Дмитрия Медведева, выражали желание уже в Лондоне подписать документ, описывающий новую модель финансового мироустройства. Высокопоставленный российский чиновник, знакомый с ходом подготовки лондонского саммита, пояснил «Времени новостей» в связи с идеей г-жи Меркель, что если даже проект хартии существует, то в Москве его не видели. Из слов чиновника можно сделать вывод, что вряд ли ко 2 апреля может быть подготовлен и согласован содержательный документ.
Хозяин будущей встречи «двадцатки» британский премьер Гордон Браун на прошлой неделе представил доклад «Путь к лондонскому саммиту», положив в основу будущих решений идею «глобальной сделки» -- глобальной координации антикризисных мер.
Частью «глобальной сделки», судя по всему, могут стать политические декларации о том, что бизнес, прежде всего финансовый, должен быть «моральным» и «ответственным». Эти слова не раз прозвучали из уст участников берлинской встречи. Требование к банкирам и финансистам ограничить свои доходы, упорядочить системы бонусов, похоже, скоро распространится за пределы фирм, получающих господдержку. Такие требования вряд ли сделают бизнес «моральнее», но зато хорошо воспринимаются избирателями. А в условиях всеобщего «затягивания поясов» политикам неизбежно приходится сопровождать непопулярные бюджетные решения подобным популизмом.
Среди других условий «глобальной сделки», обсуждавшихся в Берлине, борьба с протекционизмом. Европейские лидеры продолжают верить, что эта борьба еще не проиграна и, более того, у них есть шанс в ней победить. Ангела Меркель пообещала, что вынесет вопрос о помощи национальным автопроизводителям на обсуждение европейской встречей на высшем уровне, которая пройдет в Брюсселе в конце текущей недели. Не без намека на последние протекционистские акции за океаном федеральный канцлер призвала к «честным условиям» для европейцев. «Не годится, когда Европа придерживается правил, а другие -- нет», -- заявила она.
«Мы все отдаем себе отчет в том, что это последний шанс. Мы не можем себе позволить провала в Лондоне», -- сказал президент Франции Николя Саркози на пресс-конференции после берлинской встречи. Примечательно, что европейские лидеры не уделили большого внимания реформе МВФ и других международных финансовых организаций, о которой в других странах говорят чуть ли не как о центральной теме лондонского саммита (она, кстати, является одним из пунктов предложенной Брауном «глобальной сделки»). Понятно, почему. Итогом реформы должно стать повышение роли развивающихся стран в международных организациях и соответственно снижение роли развитых экономик, прежде всего Европейского союза.
Участники берлинской встречи в очередной раз призвали к увеличению ресурсной базы МВФ, а именно к удвоению его капитала до 500 млрд долл. Это позволило бы фонду не только увеличить возможности по кредитованию нуждающихся стран, но, говорится в коммюнике встречи, помогло бы и в работе по предотвращению кризисов. Г-н Браун в связи с этим сказал, что международная поддержка необходима, в частности, странам Восточной и Центральной Европы.
Однако мало кто из развитых стран способен капитализировать МВФ. А вот те, у кого есть для этого ресурсы, не склонны доверять их фонду. Как известно, до сих пор лишь Япония согласилась дать кредит фонду в размере 100 млрд долл. -- ни страны арабского мира, ни Китай готовности делать взносы в организацию, которой фактически руководит «большая семерка», не проявляют. В связи с этим весьма примечательна тенденция к локализации межгосударственных валютных фондов. Как известно, недавно о создании антикризисного фонда в размере 10 млрд долл. договорились
участники ЕврАзЭС -- Россия и еще четыре страны СНГ. А одновременно с берлинской встречей в таиландском Пхукете собирались на специальное совещание министры финансов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, объединяет десять стран), а также Китая, Японии и Южной Кореи.
Программа действий по стабилизации финансово-экономической ситуации в Азии, которая была принята в Пхукете, предполагает, что страны-участницы увеличат размер создаваемого регионального банка валютных резервов с прежде планировавшихся 80 млрд до 120 млрд долл. Помощь из этого банка сможет получить любая страна, участвовавшая в его создании, при этом 80% капитала банка должно быть обеспечено Китаем, Японией и Кореей в определенных пропорциях. Механизм сотрудничества «10 + 3» (АСЕАН плюс Китай, Япония и Корея) был создан после кризиса 1997 года. Агентство Синьхуа цитирует министра финансов КНР Се Сюйжэня, который считает, что при условии укрепления регионального финансового и экономического сотрудничества экономика Китая сохранит тенденции быстрого, стабильного и здорового роста, что даст больше торговых и инвестиционных возможностей другим странам и внесет вклад в экономическую и финансовую стабильность как в регионе, так и во всем мире. Китай, Япония и Корея входят в «большую двадцатку», так что, не исключено, представители Азии приедут в Лондон со своей повесткой.