Время новостей
     N°26, 16 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.02.2009
Защити себя сам
Мировая борьба с протекционизмом провалилась
Американский конгресс поставил жирный крест на декларациях политиков о том, что их страны не будут прибегать к протекционистским мерам для поддержания своих экономик. Словно в насмешку над новым министром финансов Тимоти Гайтнером и главой ФРС Беном Бернанке, отправившимися в пятницу в Рим для участия в очередном заседании «финансовой семерки», конгресс внес в антикризисный «пакет Обамы» положение о поддержке отечественного производителя. Пункт, который получил название «Покупай американское», предусматривает использование продукции национальных компаний при осуществлении инфраструктурных проектов в рамках утвержденного плана стабилизации экономики на общую сумму 787 млрд долларов.

Заседание «семерки» в Риме, судя по отчетам ее участников, прошло бурно, и именно из-за политики протекционизма. Теория о том, что сепаратные меры по спасению отдельных экономик, выстраивание таможенных барьеров и защита отечественных производств вредны для здоровья глобальной экономики, вступила в жесткое противоречие с практикой.

Как известно, в ноябре на первом саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне главы государств подписались под годичным мораторием на возведение протекционистских барьеров. Это было сделано вопреки здравому смыслу, подсказывавшему, что соблюсти мораторий не удастся. Так и произошло. Одной из первых его нарушила Россия, резко повысив импортные пошлины на иномарки. Похожие действия предприняли и многие другие, лишь страны «семерки» держались до последнего. Однако пришел и их черед, когда французские, американские и итальянские власти решили поддержать свой автопром. Великобританию, не входящую в еврозону, партнеры по ЕС обвиняют в занижении курса фунта для поддержки конкурентоспособности экспортеров. Программа «Покупай американское» стала логичным продолжением политики, которой вынуждены следовать многие правительства.

В Риме министры финансов «семерки» еще по инерции продолжали говорить о противодействии протекционизму, но смысл этих слов девальвируется с каждым днем. «Борьба с протекционизмом никогда еще не была столь актуальна, как сейчас», -- заявил агентству Reuters британский министр финансов Алистер Дарлинг. Он сказал, что обсудил программу «Покупай американское» с Тимом Гайтнером. И многозначительно добавил: «Думаю, что США прекрасно осознают свои обязательства перед миром». Гайтнеру ничего не оставалось, как заявить после заседания «семерки»: «Всем странам следует сохранять приверженность принципам свободной торговли и инвестиционной политики, необходимой для роста экономики и ее процветания».

Зато члены «семерки» полностью согласны друг с другом, что для «роста и процветания» необходимы новые вливания в финансовый сектор. В коммюнике, выпущенном по итогам встречи, говорится, что стабилизация финансовых рынков остается главным приоритетом и «для восстановления доверия необходимо продолжать поставлять ликвидность».

Примечательно, что у России в связи с этим особое мнение. Алексей Кудрин, который по традиции участвует во встречах «финансовой семерки» как приглашенный (по его словам, председательствующая в G8 Италия настроена в этом году наконец полностью привлечь Россию к работе в финансовом клубе), видит риск резкого повышения инфляции в случае дальнейших финансовых вливаний в отечественную экономику. «Методы финансового стимулирования являются сильнодействующим средством, которое нельзя прописывать детям в больших дозах, -- приводит Reuters слова г-на Кудрина, считающего, что российская экономика пока находится в подростковом возрасте. -- Нам нужны иные рецепты в этом кризисе. Рецепты других стран могут иметь для нас катастрофические последствия, поскольку они находятся в совершенно иной весовой категории».

Чем ближе становится очередная встреча глав государств «Большой двадцатки» (она назначена на 2 апреля в Лондоне), тем очевиднее, что у ведущих развитых и развивающихся стран слишком мало поводов для новых согласованных решений. Пока что из всех рекомендаций ноябрьского саммита участники клуба выполняют лишь меры по обеспечению ликвидности на финансовых рынках. Реструктуризация банков идет со скрипом. В тех же США по-прежнему нет понимания о том, как оценивать «токсичные» активы, которыми испорчены балансы банков, и как на их основе формировать «плохой банк». Примечательно, что глава МВФ Доминик Стросс-Кан создание Bad bank считает наиболее простым с технической точки зрения. «Нельзя возобновить движение вперед без очищения банковских балансов. Что же касается тех банков, которые не являются платежеспособными, надо добиться, чтобы их приобрели другие банки или закрыть их», -- приводит РИА Новости слова Стросс-Кана.

Однако тем, кому предстоит создание «плохого банка», напротив, технически простым кажется реформировать МВФ. «Мы считаем, что реформированный МВФ, усиленный дополнительным капиталом, играет критически важную роль в эффективном и гибком реагировании на нынешний кризис», -- говорится в коммюнике G7. Похоже, что реформирование МВФ - это как раз то, чем могут заняться сейчас и «семерка», и «восьмерка», и «двадцатка». Это может стать «спасительной соломинкой» в условиях, когда все другие совместные инициативы проваливаются или буксуют.

Дмитрий Медведев во вчерашнем интервью телеканалу «Россия» в очередной раз сказал о своих негативных впечатлениях от подготовки к лондонской встрече: «Я пока не очень доволен даже теми результатами, которые есть, потому что мы пока не создали ту рамку, которая могла бы быть основой для развития финансовой системы на годы вперед. Но надеюсь, что за ближайшее время мы все-таки сможем подойти вплотную к тому, чтобы документы такие сделать. Поэтому будем разговаривать по всем наиболее трудным вопросам, которые сегодня волнуют все страны, в том числе двадцать крупнейших экономик мира».

И хотя финансисты «семерки» подписались под формулировкой «реформированный МВФ», есть подозрение, что каждый понимает эти слова по-своему. Заместитель директора департамента международных финансовых отношений, госдолга и финансовых активов Минфина Андрей Бокарев, входивший в состав российской делегации, заявил агентству Интерфакс, что на лондонском форуме можно было бы договориться о вопросе реформирования МВФ: «Для этого нужно принять обобщающие стратегические решения, которые затем можно было бы прорабатывать в рамках существующих форматов».

Спектр возможных «обобщающих решений» довольно широк. Для кого-то реформа МВФ - это предоставление ему ресурсов в виде кредитов. В Риме, кстати, директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан подписал с японским министром финансов соглашение о займе в 100 млрд долл у правительства Японии. Для кого-то реформа МВФ - это новый пересмотр акционерных квот в капитале фонда в соответствии веса стран в мировой экономике и соответствующее изменение баланса сил в этой организации (сейчас квоты США и стран Европейского союза вместе составляют немногим меньше 50%, что фактически дает им контрольный пакет). Для кого-то реформа фонда - это пересмотр системы управления им, а для кого-то - и вовсе полный пересмотр его функций и принципов работы.

По словам Алексея Кудрина, на римской встрече речь шла о необходимости увеличить ресурсы МВФ и Всемирного банка с целью оказания оперативной помощи наиболее нуждающимся странам. «В целом обсуждение реформы МВФ соответствует ожиданиям России. Мы также участвуем в дискуссии. И главная тема в дискуссии -- расширение участия развивающихся стран в этих институтах, увеличения представительства, соответственно и ответственности экономической и финансовой в наполнении фондов этих институтов, предоставления помощи», -- цитирует Интерфакс г-на Кудрина. «Мы знаем, что недавно прошло увеличение квот (в капитале МВФ. - Ред.), на мой взгляд, оно носило косметический характер. Сегодня многие страны поставили вопрос о более решительном увеличении квот, точнее, своего участия в капитале этих институтов», -- добавил российский министр. Однако точно также как многие страны (а это, понятно, страны Азии и резко активизировавший в последнее время свою активность в обсуждении судьбы МВФ Китай) поставили этот вопрос, другие страны готовы сделать все, чтобы его замять. Из Европы звучат совсем другие идеи - например, о том, что нужно переформатировать руководящие органы МВФ, и вот уж там-то дать больше прав развивающимся странам.

Между тем, глава фонда г-н Стросс-Кан продолжает при каждом удобном случае говорить о недостатке ресурсов. За последние месяцы фонд уже дал стабилизационные кредиты Венгрии, Латвии, Исландии, Украине и ряду других стран. Сегодня в распоряжении МВФ порядка 250 млрд долл., плюс еще 100 млрд от Японии. Доминик Стросс-Кан в Риме предложил удвоить капитал фонда до 500 млрд долл. Он сказал, что в случае затяжной рецессии поток заемщиков в фонде увеличится. Однако никто не знает, на что ориентируется Стросс-Кан, называя эти цифры. Возможно, он ждет, что в ближайшее время за помощью фонда могут обратиться действительно крупные экономики.

Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис