|
|
N°26, 16 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обама или новая рационализация?
Кто остановит мировой кризис
Сенат США на днях одобрил так называемый План финансовой стабильности -- уже второй план спасения американской экономики с момента прихода к власти администрации Барака Обамы. В свою очередь выход из кризиса экономики США воспринимается в мире и в России едва ли не как главный фактор преодоления глобального экономического кризиса. Стоит ли уповать на администрацию Обамы или человечеству имеет смысл искать другой выход. Об этом рассуждает директор по исследовательским и сетевым проектам Института инновационного развития Игорь ЭЙДМАН.
«Чуда Обамы» не будет
Людям, оказавшимся в тяжелом положении, всегда хочется верить в чудо. Не исключение и нынешняя ситуация мирового кризиса. Именно как чудо воспринимается многими приход к власти нового президента США. Банкиры и лавочники, рабочие и профессора в разных странах мир как будто бы ждут, что темнокожий президент-чудотворец произнесет древнее заклятие кенийских колдунов и остановит угрожающий мировой кризис. Иррациональные надежды на нового американского президента, помимо рациональных экономических факторов, тоже держат биржи и стимулируют рост доллара.
Однако уже озвученная программа действий нового президента представляет собой всего лишь стандартный набор мер по усилению экономической роли государства. Она скроена по лекалам индустриальной экономики времен «Нового курса» Франклина Рузвельта, архаична и не соответствует уровню развития современного информационного общества. Реализация этой программы, на мой взгляд, не только не способна решить, но резко обострит главную проблему экономики США -- существенно увеличит и без того огромный государственный долг.
Крах надежд на «чудо Обамы» способен еще больше обострить кризисную ситуацию. Толпа быстро начинает ненавидеть своих прежних кумиров. Обманутые ожидания -- наиболее распространенная причина обострения социального недовольства. Спасти положение может только качественно иная политика, основанная не на дирижизме и росте государственных расходов, а на поддержке современных форм социального сотрудничества, соответствующих требованиям информационной эпохи.
Рационализация в условиях кризиса
Как известно, по Максу Веберу формирование экономических, культурных, политических основ современного европейского общества стало следствием процесса рационализации. Более того, как показывает история, европейское общество имеет важную функциональную особенность -- рационализироваться под воздействием вызовов времени.
Кризисы в долгосрочной перспективе стимулируют развитие экономики. В конечном итоге они ведут к рационализации производства и распределения. Так было, например, после Великой депрессии 30-х годов ХХ века. Именно на это в значительной мере была направлена политика по преодолению кризиса: «Новый курс» в США, послевоенные социальные реформы в Европе. Реформаторские правительства тогда стремились создать более рациональную систему перераспределения доходов, регулирования рынка, ограничения произвола корпораций. Хаос «дикого» капитализма заменила контролируемая государством система рационального согласования интересов различных социальных слоев и экономических сил.
Нынешний кризис также, по всей видимости, приведет к рационализации экономических процессов. Однако сейчас рационализация сверху исчерпала свои возможности. Попытки применять старые дирижистские меры в новых технологических условиях оказываются малопродуктивными. Государственное вмешательство в экономику требует все больше денег. Государственный долг США, как известно, постоянно растет. Принятый недавно конгрессом "план спасения" увеличил лимит госдолга с 10,6 трлн долл. до 11,3 трлн долл. Дальнейший рост расходов приближает к дефолту уже не частные компании, а само правительство США. Если подобный сценарий развития событий реализуется, он приведет к катастрофе не только американскую, но и всю мировую экономику.
Можно предположить, что на смену вертикальной, исходящей от государства, придет горизонтальная «рационализация снизу». Кризис может привести к большей рациональности поведения участников рынка, пытающихся найти более экономичные и эффективные формы самоорганизации и взаимодействия. Эта рационализация будет осуществляться на уровне корпораций и самоорганизующихся сообществ фрилансеров и потребителей.
Горизонтальная рационализация: новые возможности информационного общества
Суть горизонтальной рационализации -- сокращение непроизводственных издержек, отказ от услуг посредников, прямое взаимодействие производителей друг с другом, инвесторами и потребителями.
Нынешний уровень развития информационных технологий дает возможность для того, чтобы организация работы многих реальных корпораций, СМИ, банков ушла в информационные сети, а также для появления самоорганизующихся производственных, потребительских, кредитных, общественно-политических сетевых сообществ.
Некоторые корпорации уже сейчас переносят в информационные сети управление работой коллектива, коммуникации с потребителями и партнерами. Большинство сотрудников таких компаний -- фрилансеры, работающее на удаленном доступе. Для организации их работы создается закрытая корпоративная сеть. Продвижение и реализация продукции компании потребителям проводится через собственный ресурс в Интернете. Причем этот ресурс может иметь форму открытой социальной сети, участниками которой, помимо самой корпорации, являются ее партнеры и клиенты.
В результате такой рационализации работы корпораций сокращаются издержки на содержание стационарного помещения и обязательную выплату зарплат сотрудникам, вне зависимости от их занятости. Прямое взаимодействие с потребителями в собственной социальной сети позволяет компании увеличивать свои доходы, а ее клиентам экономить на посредниках. Во время кризиса переход к подобной форме организации работы может стать более широким и повсеместным.
Расширение рынка фириланса, массовый перевод в него постоянных сотрудников может привести к следующему этапу горизонтальной рационализации -- распространению самоорганизующихся сетевых коллективов фрилансеров. Сегодня фрилансеры в основном продают свой труд поодиночке корпорациям. В условиях кризиса можно ожидать, что растущие в числе фрилансеры начнут активно объединяться в социальных сетях Интернета, самостоятельно производить и продавать потребителям свои продукты.
Подобные сообщества могут создаваться для решения конкретных задач -- создания информационного или технологического продукта, реализации образовательного или медицинского проекта и т.п. Вероятно также постоянное сотрудничество в их рамках. Например, в области разработки программного обеспечения, архитектурных проектов, высоких технологий; изобретательской, юридической или кредитной деятельности и т.д. Объединение фрилансеров в самостоятельные дистанционные коллективы может вытеснить с рынка интеллектуальных продуктов традиционные корпорации, громоздкие и затратные.
Кроме того, в условиях кризиса неизбежна рационализация потребительского поведения. Потребители больше не смогут позволить себе быть столь неразумно расточительными, покупаться на бренды и рекламу. Придется обращать внимание прежде всего на функциональность товаров, искать независимую информацию об их качествах, минимизировать затраты на покупки. В этой ситуации большие перспективы открываются перед потребительскими сообществами взаимного информирования и совместных покупок в Интернете. С помощью кооперации в подобных сетях люди смогут получать независимую информацию о товарах и осуществлять их совместные закупки напрямую у производителей по оптовым ценам, минуя посредников.
Сетевые сообщества вместо корпораций
В истории периодически происход или трансформации базовых хозяйственных структур. По мере рационализации общества эти структуры становились более эффективными. Так, на смену феодальным хозяйствам пришли капиталистические корпорации. Сейчас складывается благоприятная ситуация для очередной рациональной трансформации. Созданы технологические возможности для того, чтобы новой базовой структурой в экономике стали самоорганизующиеся сетевые сообщества.
Какое-то время старые корпоративные и новые сетевые формы хозяйства могут существовать параллельно. Так было и в прошлом, когда капиталистические отношения вначале установились в торговле, затем в промышленности и только много позже пришли в сельское хозяйство. По мере технологического развития сетевые отношения установятся вначале в интеллектуальном секторе, а затем постепенно распространятся на другие отрасли экономики. Вероятно, что параллельно они будут преобразовывать важнейшие политические и государственные институты.
Итак, можно предположить, что у традиционных социальных институтов появятся сетевые аналоги-конкуренты:
-- сообщества, производящие и реализующие продукты и услуги (вместо корпораций);
-- потребительские сообщества взаимного информирования и совместных покупок (вместо торгово-закупочных компаний);
-- социально-сетевые политические движения, сообщества лидеров, активистов и избирателей (вместо партий);
-- интерактивные онлайн-сообщества общения журналистов и читателей (вместо СМИ);
-- сетевые сообщества взаимного кредитования (вместо банков).
По всей видимости, общество вскоре столкнется с необходимостью законодательного обеспечения деятельности подобных коллективов. Будет определена юридическая ответственность их участников по своим обязательствам. Получат широкое распространение персональные электронные подписи и идентификационные ID-карты (как сейчас в соседней с нами Эстонии).
Можно предположить, что в скором времени в условиях краха многих корпораций и банков, безработицы и "безкредитицы" появятся глобальные антикризисные социальные сети. Эти сети могут стать источником формирования разнообразных сообществ, помогающих людям выживать в кризисной экономической ситуации. С их помощью участники смогут замещать функции умирающих традиционных структур; совместно производить, реализовывать, приобретать товары и услуги, обмениваться ресурсами, информацией, навыками и связями, влиять на окружающий мир.
Сетевая самоорганизация может вывести общество на новый уровень рациональности и эффективности, позволяющий преодолеть глобальный экономический кризис.
|