|
|
N°22, 10 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Повестка Брауна
Британский премьер: МВФ и ВБ "не годятся"
Британский премьер Гордон Браун, как и следовало ожидать, готов к принятию решительных мер на предстоящем саммите «большой двадцатки», хозяином которого он выступит 2 апреля в Лондоне. Хотя ясно, что этой решительности пока недостает конкретных идей. Судя по всему, центральной темой саммита может стать попытка реформировать МВФ и Всемирный банк. Вчера, участвуя в одной из дискуссий в столице Великобритании, Браун заявил: «Я думаю, что МВФ и Всемирному банку придется изменить свои роли достаточно ощутимо. Эти институты были созданы для регулирования локальных, а не глобальных потоков капитала. Институты, которые достались нам в наследство, не годятся для решения проблем, которые нам придется решать в будущем».
Председательство Брауна в G20 имеет ярко выраженные плюсы и минусы. С одной стороны, он десять лет руководил британским министерством финансов и в этом качестве играл ключевую роль в совете управляющих МВФ. В проблемах мировой экономики ему в отличие от других лидеров стран «двадцатки» не требуется обращаться к советникам и помощникам. С другой стороны, это проблема для всех остальных членов клуба: на саммите Брауну (который, как и все британские политики, хороший оратор) будет легко провести правильные с его точки зрения решения таким образом, что другие президенты и премьеры не успеют и вникнуть в их суть.
Очевидно, что к созданию новых международных институтов, о необходимости чего говорил российский президент Дмитрий Медведев еще на первой встрече глав государств «двадцатки» в ноябре, мировое сообщество по-прежнему не готово. Браун прав в том, что глобальный характер нынешнего кризиса неподвластен МВФ и ВБ, ориентированным на работу с конкретными странами. Но в то же время у всех на глазах рушатся не только сектора мировой экономики, но и экономики отдельных государств -- а это и есть зона ответственности МВФ как кредитора последней инстанции.
Вопрос обеспечения МВФ ресурсами для кредитования стран, не способных противостоять кризису, -- один из основных для лидеров «двадцатки». Директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан в последние месяцы все свои выступления сопровождает призывами к акционерам МВФ увеличить его ресурсы. Не далее как в минувшие выходные он в очередной раз предупредил, что фонд нуждается в срочном финансировании: «Сегодня ресурсов МВФ достаточно, чтобы справиться с ситуацией, но поскольку мы имеем дело с глобальным кризисом, потребности могут оказаться гораздо больше, чем раньше. Я не могу обещать, что через 6--8 месяцев у нас будет достаточно ресурсов».
Вопросы финансирования между тем имеют четкий политический подтекст. Те страны, у которых еще есть деньги, не очень готовы давать их фонду в его нынешнем виде. Осенью Гордон Браун предпринял безуспешную попытку убедить арабских шейхов пополнить ресурсы МВФ. Пока готовность предоставить средства (100 млрд долл.) выразила только Япония. А Китай, обладающий резервами в 2 трлн долл., по данным Reuters, в меморандуме к предстоящему лондонскому саммиту отверг предположения в том, что может направить часть своих резервов на финансирование операций МВФ. «Я предвижу жаркий спор о том, как будут финансироваться МВФ и Всемирный банк в будущем, который потребует от нас разговора о резервах в разных странах, разговора о том, какие виды кредитов или долговых обязательств мы можем развивать, возможно, с арабскими странами, возможно, даже с государственными инвестиционными фондами», -- приводит Reuters вчерашние слова Брауна.
Идея обращения к государственным инвестфондам, понятно, адресована их обладателям -- странам Азии, Ближнего Востока и, возможно, России. Но вряд ли на нее кто-то откликнется, не имея ясных перспектив получить какие-либо политические дивиденды. А таких перспектив не видно.
Гордон Браун -- давний борец с многосторонними механизмами принятия решений в МВФ. На протяжении нескольких лет он прилагал массу усилий к тому, чтобы ограничить роль постоянно действующего совета директоров МВФ. Этот орган объединяет 24 директоров, представляющих интересы всех стран-акционеров, и в текущем режиме утверждает решения менеджмента фонда по всем его операциям. По мнению, сторонником которого является нынешний британский премьер, подобный постоянный международный контроль руководству фонда не нужен -- достаточно и периодических собраний акционеров или встреч на уровне министров. Нетрудно догадаться, что ключевым акционерам -- США или Великобритании -- в таком режиме было бы крайне удобно доносить свое мнение до руководителей фонда, а прочие акционеры утратили бы свое и без того невеликое влияние.
Судя по опубликованным агентством Reuters деталям китайского меморандума, к жарким спорам готовится не только г-н Браун, но и китайское руководство. Пекин, находящийся под огнем критики со стороны США по поводу валютной политики, готов предъявить свой счет Вашингтону -- и как столице Соединенных Штатов, и как штаб-квартире МВФ. В частности, в документе содержится призыв к МВФ вести более жесткую политику по отношению к развитым странам, которые допустили серьезный дисбаланс в своей экономике. По данным агентства, Пекин отмечает, что фонд слишком активно поучает развивающиеся страны методам управления экономикой, в то время как МВФ «должен усилить надзор за макроэкономической политикой всех стран, особенно держателей резервных валют, и на регулярной основе предоставлять рекомендации всем своим членам».
Авторы доклада полагают, что МВФ мог бы смягчить текущий кризис, если бы вовремя обратил внимание мирового сообщества на дисбаланс в экономике развитых стран, особенно США, которые обладают правом вето в МВФ и могут блокировать многие важные решения. Эта критика не вполне справедлива: МВФ из года в год называл платежный баланс США главным дисбалансом в мировой экономике, но США игнорировали эти напоминания не только благодаря своей доле в капитале фонда, но и благодаря статусу «мотора» глобального экономического роста. В результате, впрочем, Америка стала «мотором» глобального спада.
Дмитрий Медведев не далее как 4 февраля заметил, что «пока не получил никакой информации от наших партнеров по «двадцатке», что готовится, как готовится». Обсуждение новой архитектуры финансовой безопасности, сказал он, «ведется крайне вяло». «Мы не получили никаких предложений, а просто так прокатиться для того, чтобы еще раз, посмотрев друг другу в глаза, порассуждать о трудностях жизни в условиях финансового кризиса, -- в этом смысла нет. Если ехать -- надо подписывать документы», -- считает российский президент.
Мнение г-на Медведева понятно, но в нем отражена и «врожденная» проблема встреч глав государств G20, которая была очевидна и при проведении первого саммита в Вашингтоне. Политикам требуется результат, звучные декларации и документы, пусть даже выполнить их будет невозможно. Обязательство воздержаться от протекционизма, взятое на себя в ноябре, многие подписанты, включая и г-на Медведева, уже нарушили. И, объективно говоря, сдержать данное обещание было невозможно. Поэтому участникам встречи в Лондоне не стоит пренебрегать возможностью «посмотреть друг другу в глаза, порассуждать о трудностях жизни» и попробовать добиться взаимопонимания до подписания каких бы то ни было документов и обязательств.
Андрей ДЕНИСОВ