В США продолжаются дискуссии о создании так называемого «плохого банка» -- структуры, куда будут переданы низкокачественные («токсичные») активы американских финансовых институтов. Эта мера должна привести к расчистке балансов банков и тем самым оздоровить финансовую систему. О создании подобных структур договорились в ноябре в Вашингтоне
лидеры «большой двадцатки» в числе других мер по преодолению кризиса.
Приобретение плохих активов у банков США и управление создаваемой для этого структурой могут попасть под юрисдикцию Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC), передает агентство Bloomberg. Руководитель госкорпорации Шейла Бэр заявила, что именно ее ведомство должно взять на себя эту задачу, поскольку FDIC обладает необходимыми знаниями и может оказать содействие финансовым институтам в выпуске гарантированных корпорацией облигаций. Экс-министр финансов Генри Полсон в середине января заявлял, что «идет большая работа по созданию «банка-собирателя», чтобы неликвидные активы не мешали развитию системы».
Вопрос юрисдикции является не самым сложным: неясной остается методология оценки приобретаемых активов. В беседе с журналистами новый министр финансов США Тимоти Гейтнер обозначил три возможных варианта решения этой задачи: взять за образец методы оценки аналогичных активов рынком, воспользоваться моделями независимых оценщиков или привлечь органы, надзирающие за банковским сектором. «У всех из них есть свои ограничения, -- цитирует нового министра финансов США Bloomberg. -- Полагаю, нужно рассматривать эти методы в сочетании друг с другом».
Между тем участников рынка волнует вопрос, на базе какой структуры будет создаваться «плохой банк». Аналитики не исключают, что это будет часть бизнеса одного из крупнейших по размеру активов банка США Citigroup. Напомним, что в середине января было принято решение о разделении его структуры на две составляющие: Citicorp займется розничными банковскими операциями и инвестбанкингом, а за Citi Holdings останутся брокерские операции, управление активами, а также выдача ипотечных и потребительских кредитов. При этом Citi Holdings консолидирует все проблемные активы в объеме 301 млрд долл., которые госведомства США обещали гарантировать в конце прошлого года. Возможно, что это подразделение и станет «плохим банком», говорят эксперты.
До тех пор, пока американские власти не примут решения о создании «плохого банка», выкупленные ранее «токсичные» активы останутся на балансе Федеральной резервной системы (ФРС) США. По оценкам участников рынка, сейчас их объем составляет около 200 млрд долл. и в дальнейшем существенно вырастет. Аналитик ИК «Атон» Инга Фокша, опираясь на данные Bloomberg, отмечает, что на текущий момент на балансе 1,2 тыс. американских банков (всего их около 2,9 тыс.) находится активов третьего уровня (самого низкого качества) на сумму 1,752 трлн долл. «Полагаю, что минимум 800--900 млрд долл. из программы санации будет направлено на их покупку, -- рассуждает г-жа Фокша. -- Но едва ли информация о выкупе будет детально раскрываться, поскольку падение объема активов у банков приведет к обрушению их рыночной капитализации».
План стимулирования экономики, предложенный Бараком Обамой, увеличился до 887 млрд долл. Сенат США предложил расширить финансовые рамки программы поддержки экономики до 887 млрд долл. Инициатива была принята комитетами по финансам и ассигнованиям, которые одобрили выделение на борьбу с последствиями кредитного кризиса 522 млрд и 365 млрд долл. соответственно. Стоит отметить, что в данный пакет мер кроме государственных инвестиций вошло предложение по освобождению среднего класса от уплаты минимального альтернативного налога на один год. Ожидается, что данное послабление обойдется федеральному бюджету в 70 млрд долларов.
Швейцарский банк UBS AG планирует отказаться от международных операций и сконцентрировать свою деятельность на управлении частными финансами в Швейцарии, пишет газета Hangelszeitung. Правление банка, в состав которого входит около 60 человек, будет заменено более "компактным" руководящим органом. Инвестиционная банковская деятельность и управление активами будут сведены к минимуму. "В моду входят простые продукты", -- заявил один из руководителей банка Мартин Томмен. Чем сложнее и непонятнее финансовые продукты, тем они рискованнее, а в крайне сложные для рынка времена риски нужно оценивать с особой тщательностью и осторожностью, отметил он.
ИНТЕРФАКС-АФИ