|
|
N°3, 14 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бонусы для взрослых и детей
Правительство Ангелы Меркель объявило программу поддержки граждан
Правительство ФРГ готовит к утверждению новый пакет госвливаний в экономику страны. В ночь на вторник оба крыла правительственной коалиции, в которую входят консервативный партийный блок ХДС/ХСС (его возглавляет канцлер Ангела Меркель) и СДПГ достигли консенсуса о деталях очередного антикризисного шага. Планируемый комплекс мер имеет очевидную социальную направленность и обойдется бюджету Германии в 50 млрд евро. Он назван «Пактом занятости и стабильности в Германии» и, как ожидается, будет утвержден бундестагом в середине февраля.
Министр финансов ФРГ Пеер Штрук охарактеризовал пакет как «неизбежный», но «ответственный». Вчера в Берлине г-жа Меркель на специальной пресс-конференции призывала общество к пониманию серьезности момента и неотвратимости предложенного пакета мер, которому суждено стать «крупнейшим пакетом государственных мер в истории Федеративной Республики Германия». Меркель оптимистично пообещала, что «Германия не только просто преодолеет этот кризис, но и выйдет из него окрепшей». И похвалила свое правительство за то, что оно в последние месяцы не пустилось в «изнурительную конкурентную гонку» (г-жа канцлер имела в виду поспешные шаги ряда правительств стран ЕС и самой Европейской комиссии) по принятию мер, которые порой противоречили друг другу. В этом смысле Меркель нашла полную поддержку и у вице-канцлера и главы внешнеполитического ведомства Франка Вальтера Штайнмайера, которого социал-демократы выдвинули кандидатом на пост канцлера на предстоящих весной нынешнего года парламентских выборах. Он сказал, что нынешний пакет госпомощи отвечает ожиданиям других стран ЕС, которые они связывают с крупнейшей европейской экономикой -- германской. «Речь идет о наборе мер по повышению занятости, внедрению инноваций, а также активизации потребительского спроса», -- отметил Штайнмайер. Главным адресом для инноваций он назвал «коммунальный уровень» -- там, где реально возникают новые рабочие места.
В реальных цифрах и деньгах в кошельках бундесбюргеров смета господдержки складывается следующим образом. Свыше 17 млрд евро запланировано на разного рода инвестиции -- главным образом в инфраструктурные проекты, в том числе в сфере образования. Вследствие предстоящего снижения начальной ставки подоходного налога с 15 до 14%, а также повышения минимальной налогооблагаемой прибыли до 8004 евро налогоплательщики сэкономят около 9 млрд евро. Еще 9 млрд население Германии получит благодаря снижению ставки взносов по обязательному медицинскому страхованию -- с нынешних 15,5% от месячного дохода до 14,9%. Примерно в 1,8 млрд обойдется госказне и детский «бонус» -- единовременное пособие гражданам в размере 100 евро на каждого ребенка. При этом планируется также прибавка к выплатам длительным безработным с детьми.
Кроме того, предстоит законодательно утвердить «экологическую премию» от государства для покупателей новых автомобилей. Суть премии заключается в следующем: тот, кто сдает в утилизацию свой старый автомобиль в возрасте девяти и более лет и покупает новый автомобиль с современными экологическими показателями, получает от государства «экологическую премию» в размере 2500 евро. Разумеется, «национальность» автомобиля никакой роли не играет -- одинаковые деньги дадут и за «немца», и за «японца» или «француза». Кстати, о французах: «Пежо» сейчас предлагает в Германии в лизинг свои автомобили под беспроцентное кредитование и с «приплатой» 1000 евро наличными покупателю.
Таким образом, как отметил вчера в своем телевыступлении глава фракции СДПГ в бундестаге Пеер Штрук, среднестатистическая немецкая семья из четырех человек будет «разгружена» в год на 400--500 евро. А шеф фракции ХДС/ХСС считает, что с помощью антикризисного пакета каждая семья в Германии дополнительно получит в среднем по 200 евро прибавки к своему бюджету.
Что же касается занятости, упомянутой в названии нового «Пакта», то власти намерены поддерживать введение на предприятиях системы сокращенного рабочего дня на предприятиях как альтернативы увольнениям. Федеральное агентство по труду будет осуществлять финансовую поддержку такого поведения работодателей.
На следующей неделе политикам предстоит утвердить план погашения бюджетной задолженности, вызванной обрушившимся на Германию финансовым кризисом. В целом (вместе с первым антикризисным пакетом, принятым в ноябре прошлого года) федеральное правительство на поддержку экономики выделило 80 млрд евро.
Власти Франции, как ожидается, окажут помощь автопроизводителям PSA Peugeot Citroen и Renault SA до конца января. "Мы работаем вместе с двумя крупнейшими французскими автопроизводителями, пытаемся разблокировать для них кредитные линии, и результаты могут быть объявлены к концу января", -- заявил официальный представитель правительства, замминистра промышленности Люк Шатель. Renault необходимо 9 млрд евро для нормального функционирования в течение этого года, считает представитель второй по величине автомобилестроительной компании Франции Фредерика де Грев. Компания попробует получить банковские кредиты, но, скорее всего, будет вынуждена прибегнуть к помощи правительства. Производители машин по всей Европе закрывают заводы, приостанавливают производство, увольняют и отправляют в неоплачиваемые отпуска тысячи сотрудников, поскольку спрос на автомобили резко снизился в условиях кризиса и складские запасы производителей увеличились до рекордных размеров. Правительство Франции уже пообещало предоставить производителям автомобилей кредиты на 1 млрд евро под низкие проценты, 779 млн евро из них уже распределены. Кроме того, власти готовы дать скидки (в общей сложности на 220 млн евро) для водителей, которые сдают старый автомобиль в утиль при покупке нового. В настоящее время обсуждается возможность выделения дополнительных средств. Президент Франции Николя Саркози пообещал выделить автопрому 400 млн евро в течение четырех лет на разработку экологически чистых моделей автомобилей. ИНТЕРФАКС-АФИ
Юрий ШПАКОВ, Берлин