|
|
N°235, 18 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не везет
Доходы грузовой авиации мира упадут в 2009 году на 5,4 млрд долларов
Текущий год стал переломным на мировом рынке воздушных грузовых перевозок. Согласно последнему ежеквартальному отчету, опубликованному Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), доходы авиакомпаний, специализирующихся на перевозках грузов, уменьшаются начиная с середины 2008 года. Это происходит впервые с 2001--2002 годов, когда показатели отрасли падали в течение двух лет подряд, на фоне общего мирового авиатранспортного кризиса, спровоцированного терактами в Нью-Йорке.
На этот раз поступательное развитие отрасли прервал мировой экономический и финансовый кризис. Согласно расчетам IATA, в целом по итогам 2008 года общие доходы авиакомпаний мира от перевозки грузов будут все же больше, чем годом раньше (59,3 млрд долл. и 57,6 млрд долл. соответственно). Этот результат будет обеспечен ростом бизнеса в первую половину 2008 года. Однако уже в 2009 году IATA прогнозирует уменьшение отраслевых доходов до 53,9 млрд долл. Рецессия в грузовой авиации, по мнению экспертов, продлится год, а возможно, и два. В некоторых отношениях, отмечается в отчете IATA, условия для бизнеса в 2009 году будут даже хуже, чем в 2001-м. Ассоциация ожидает одновременного снижения тарифов на провоз грузов и средних показателей коммерческой загрузки самолетов. Правда, также будет снижаться стоимость топлива, которое в последнюю пару лет стало главной статьей для всех авиакомпаний мира.
В разные регионы мира отраслевой спад пришел не одновременно. IATA отмечет, что уже по итогам трех первых кварталов 2008 года объемы международных воздушных перевозок грузов снизились в Африке (на 1,3%) и Северной Америке (на 3,6%). В Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке этот показатель в тот период вырос (примерно на 3%), а на Ближнем Востоке даже дал 11% роста. Однако этот региональный рекорд (опирающийся на солидные доходы от экспорта нефти, отмечают эксперты IATA) не смог серьезно изменить общемировую картину. В среднем по миру рост грузовых авиаперевозок в январе--сентябре 2008 года оказался скромным: 2,3%, а концу года может стать еще незаметнее. Следующим регионом, где эксперты ожидают спад объемов перевозок, должна стать Европа. Снижение объемов торговли в этом районе мира, очевидно, сократит спрос и на услуги грузовых авиаперевозчиков.
Кстати, отмечает IATA, поскольку по воздуху перемещаются товары с самой высокой удельной стоимостью, авиатранспорт обеспечивает очень значительную долю мировой торговли в денежном выражении. По стоимости 35% товаров в мире перевозят авиакомпании. Если считать то же самое по весу, получается лишь 0,5%.
Замедление оборотов авиатранспортного бизнеса уже заставляет авиакомпании корректировать свои планы по приобретению новых самолетов. За сентябрь--ноябрь 2008 года авиакомпании распорядились отменить или отложить поставку 34 грузовых широкофюзеляжных самолетов, или 15% воздушных судов этого класса, запланированных к поставке в эти месяцы. Из графиков 2009 года уже исключены 24 лайнера (поставка многих из них отложена на 2010 или 2011 год).
В сентябре и октябре 2008 года резко рванул показатель выведенных их активной эксплуатации грузовых самолетов. На стоянках оставались примерно по 200 лайнеров всех классов (широко- и узкофюзеляжных реактивных, а также региональных турбовинтовых). В предыдущие месяцы 2008 года этот показатель по миру редко достигал 80, а в 2006--2007 годах колебался на уровне меньше десяти.
IATA не анализирует отдельно ситуацию в России или с российскими авиакомпаниями. Однако известно, что для отечественных авиаперевозчиков главным рынком служит направление Западная Европа -- Северо-Восточная Азия. Еще в мае 2008 года IATA отмечала на этом рынке рост объемов перевозок на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Но уже в сентябре (последнем месяце, данные за который публикуются) падение этого показателя достигло 9,9%.
Михаил КУКУШКИН