В субботу недалеко от Лимы, столицы Перу, произошло землетрясение в 3,8 балла. Толчки в городе совершенно не ощущались, и событие прошло бы незамеченным даже здесь, не говоря уже об остальном мире, если бы в этот день в городе не
открывался саммит АТЭС, на который съехались лидеры всех стран региона. В данной ситуации любые новости из Лимы приобретали особое значение. Тем более что сам саммит традиционно проходит в закрытом режиме. Кроме того, саммит вошел в историю последней двусторонней встречей президента России Дмитрия Медведева с уходящим президентом США Джорджем Бушем.
В Вашингтоне, где недавно был г-н Медведев
на экстренном саммите глав "большой двадцатки", на прощальную встречу с г-ном Бушем не было времени. К тому же уже давно такую встречу было запланировано провести в Лиме. Судя по комментариям чиновников, она в целом прошла на дружеской ноте. Самая острая тема в двусторонних отношениях -- вопрос о размещении элементов американской системы ПРО в Чехии и Польше -- на встрече вообще не поднималась. Ее обсудили главы внешнеполитических ведомств двух стран -- Сергей Лавров и Кондолиза Райс. При этом, как рассказал один из членов российской делегации, американская сторона дала понять, что вопрос, связанный с Украиной, будет стоять довольно остро и после прихода в Белый Дом новой администрации. Вспоминали на встрече и другого российского соседа -- Грузию. Позиции двух стран по территориальной целостности Грузии тоже ближе не стали.
По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, оба президента констатировали, что у них были разногласия, но не следует зацикливаться на этих моментах. «У нас были вопросы, по которым мы соглашались и по которым мы не соглашались», -- сказал г-н Буш, подчеркнув, что всегда старался удерживать отношения «в рамках учтивости». Дмитрий Медведев заверил Джорджа Буша, что ему в Москве всегда будут рады, даже когда он перестанет быть президентом США.
На переговорах возникла новая актуальная для многих стран мира тема --
борьба с сомалийскими пиратами. Оба президента согласились с тем, что необходимы совместные решительные действия, и все, у кого есть физические возможности, то есть Россия, Евросоюз и США, должны подключиться к решению этой насущной проблемы, в том числе и силовыми методами. Впрочем, это не означает, что военные корабли названных стран немедленно отправятся в Аденский пролив. Дискуссию решено продолжить в Совете Безопасности ООН.
Церемония официального открытия саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, по случаю которой и прибыли в Лиму президенты Медведев и Буш, немного напоминала начало кинофестивалей. К входу в здание министерства обороны Перу по очереди подъезжали лимузины, и на красную ковровую дорожку выходили лидеры государств -- членов АТЭС. Российский президент широко улыбался и приветственно махал рукой находящимся справа и слева фотографам.
Впрочем, несмотря на театрализованное начало, на саммите было не до развлечений. В первую очередь речь шла о последствиях глобального финансового кризиса и о том, какие меры могут предпринять страны -- члены АТЭС для их ликвидации. Многие из присутствовавших здесь лидеров государств виделись совсем недавно, в середине ноября, когда в Вашингтоне проходила встреча «большой двадцатки». Именно поэтому основным посылом на саммите стало развитие тенденций, заложенных в вашингтонской Декларации. Уже в первый день работы лидеры АТЭС приняли специальное заявление по глобальной экономике, которое во многом дублирует декларацию G20. А помощник российского президента Сергей Приходько даже назвал эти решения «первыми шагами по реализации решений «большой двадцатки».
В итоговом заявлении, принятом уже вчера, лидеры стран АТЭС пообещали предпринять «быстрые и решительные действия в ответ на неизбежное снижение темпов мировой экономики». Кроме того, в документе говорится: «Мы торжественно обязались в полной мере сотрудничать в целях обеспечения безопасности и открытости оборота товаров и инвестиций и перемещения людей, а также бесперебойного функционирования экономик и рынков».
Тема финансового кризиса стала основной и на встрече лидеров АТЭС с членами Делового консультативного совета -- рабочего органа, включающего представителей бизнеса-сообщества стран-участниц. «Бизнес-сообщества считают, что кризис продлится около двух лет», -- рассказал журналистам один из представителей России в Деловом совете, президент банка ВТБ Андрей Костин. «Я когда сюда ехал, был настроен более оптимистично и полагал, что кризис продлится около полутора лет. Но общее мнение таково, что кризис продлится еще два года», -- пояснил он.
Другой участник Делового совета, глава наблюдательного совета «Базэла» считает, что кризис будет углубляться до весны. «Март-апрель будет дно. Будет ясен баланс спроса и предложения», -- приводит его слова РИА Новости. Минимизировать потери, считает он, следует стимулированием спроса. «Сейчас мы должны думать о потребителе. Он ждет от нас новой цены, -- говорит г-н Дерипаска. -- Нынешняя ситуация -- это уникальный шанс для страны построить новые дома, обеспечив всех бездомных квартирами и домами, новые мосты, дороги, тоннели».
Но все же главный вопрос в том, что могут сделать для преодоления кризиса государства. «Существует риск того, что замедление мирового роста может привести к требованиям принятия протекционистских мер, которые только обострят нынешнюю экономическую ситуацию», -- сказано в лимском заявлении. Поэтому на саммите АТЭС страны приняли на себя обязательства в течение 12 месяцев воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или использования в любой области мер, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации, включая меры стимулирования экспорта.
Учитывая, что членами АТЭС являются крупнейшие экономики мира, США и Китай, перед всеми производителями открываются новые перспективы. С учетом, конечно, того факта, что предлагаемые меры дадут результат, и рынки, которые хотелось бы завоевать, сохранятся. Пока такой уверенности ни у кого нет. Даже Александр Медведев, заместитель председателя правления «Газпрома», компании, всегда чувствовавшей себя на внешних рынках предельно уверенно, с большой осторожностью говорил о планах на будущий год. «План продаж будет утвержден в декабре. Во многом он будет зависеть от того, насколько холодная будет зима», -- заявил он.
В Лиме Дмитрий Медведев успел провести переговоры и с премьер-министром Японии Таро Асо. Тот вновь напомнил о нерешенной проблеме Курильских островов. «Мы не услышали ничего нового, но тем не менее президент подчеркнул, что мы готовы продолжать обсуждать этот вопрос. Самое главное -- уходить от крайних позиций», -- пояснил г-н Приходько. Впрочем, по его словам, все же основное внимание на встрече было уделено вопросам торгово-экономического сотрудничества. «Япония занимает третье место по объему товарооборота, но здесь не учитываются поставки сжиженного газа, которые начнутся со следующего года», -- согласен с ним Александр Медведев из «Газпрома».
Кроме того, Дмитрий Медведев и Таро Асо договорились о переносе визита в Японию российского премьер-министра Владимира Путина с декабря 2008-го на начало 2009 года.
После завершения форума АТЭС Дмитрий Медведев остался в Перу -- уже в рамках официального визита в эту страну.