Несмотря на взаимно объявленное стремление к расширению партнерства, Россия и Китай договариваются по ключевым друг для друга экономическим вопросам с немалым трудом. Это подтвердили вчерашние
двусторонние межправительственные переговоры в Москве. Лидеры исполнительной власти -- премьер Государственного совета Китая Вэнь Цзябао и премьер-министр РФ Владимир Путин практически весь день провели вместе.
«Без преувеличения скажу, -- открыл г-н Путин переговоры с высоким китайским гостем, -- что граница не разделяет, а объединяет наши народы». Он ни минуты не сомневался, что взаимный товарооборот «побьет рекорд» и превысит в 2008 году отметку в 50 млрд долл. «Однако для нас важен не только объем, но и наполнение», -- отметил глава российского правительства. «Да, я всесторонне проанализировал наши отношения, -- откликнулся Вэнь Цзябао, -- и решил, что политическая основа их в доверии». Здесь высокопоставленный китайский политик все-таки не смог удержаться и продолжил логическую цепочку: «Конечно, доверие, дружба и выгода. Вот так я бы подвел итоги сотрудничества».
И тут он неожиданно пустился в исторические сравнения: «В следующем году исполнится 60 лет, как установились взаимоотношения между Китаем и Россией. Россия -- первая страна, которая признала независимость Китайской Республики». В этот момент каждый волен был подумать про что угодно, даже про признание Абхазии и Южной Осетии. А восточный мудрец подумал о своем. Просто он так подвел к двум предполагаемым событиям -- будущий год в Китае посвящен великому и могучему русскому языку. А в 2010-м уже в России будет Год китайского языка.
Порадовав себя гуманитарными связями, премьеры перешли к закрытой части переговоров, наиважнейшим пунктом которых по обыкновению было энергетическое сотрудничество. А главным модератором за кадром стал вице-премьер, куратор ТЭКа Игорь Сечин. Еще за день до межправительственных дебатов на уровне экспертов г-н Сечин обещал Владимиру Путину попытаться превратить потенциальные поставки российских энергоресурсов (прежде всего сырой нефти) в Китай в конкретные коммерческие контракты. А попутно можно было бы добиться от партнеров и открытия кредитных линий для российских нефтяных компаний под такие поставки. Особенно в условиях мирового финансового кризиса китайские миллиарды долларов пришлись бы более чем кстати главному поставщику нефти в Китай -- "Роснефти", совет директоров которой возглавляет все тот же г-н Сечин.
Но разговор о нефти оказался непростым. Слишком сильно китайцы помнят о выгоде -- даже с учетом дружбы и доверии к России. О формуле цены на российскую нефть, которая, по их мнению, не должна быть «равновеликой с поставляемой на Запад». О том, что российская делегация пусть и подписала вчера соглашение «О принципах строительства и эксплуатации нефтепровода Сковородино -- граница КНР между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и ОАО «Транснефть», но твердого ответа на сей счет не дала. То есть, видимо, вся проблема в том, что в обмен на свои кредиты китайцы хотели бы получать нашу нефть не совсем по мировой цене.
При всей переговорной умелости китайцев российский куратор ТЭКа своего тоже отдавать без выгоды не собирался. Г-н Сечин, который прежде был чуть ли не самым закрытым российским политиком, нынче, пусть и в очень деликатной форме, но все-таки постарался по максимуму удовлетворить интерес журналистов к теме поставок сырой нефти в Китай. Иногда он, казалось, готов был обойтись и без деликатности. Но выстоял.
На прямой вопрос, почему не удалось подписать конкретные контракты с китайцами, Игорь Сечин поначалу уклончиво ответил: «Найден устраивающий всех алгоритм финансового сотрудничества». И даже расшифровал этот «алгоритм»: «До 25 ноября наши компании должны выйти на подписание коммерческих контрактов. До этого дня они -- «Роснефть», «Транснефть», CNPC, Sinopec обязаны доложить нам о проведенных переговорах и проектах, которые предполагается подписать». «Дан месяц», -- добавил российский вице-премьер. Он подтвердил, что и «цена вопроса будет определена путем коммерческих переговоров». «Цена будет рыночная, -- заверил г-н Сечин, -- с привязкой к биржевой и будет определяться по формуле. Никаких разногласий у нас здесь нет».
Сомневающихся вице-премьер буквально попросил выйти из зала. «Вы должны радоваться, -- категорически предложил он журналистам. -- Это новые рынки в период, когда происходит стабилизация потребления энергоресурсов на Западе и в США и даже сокращение этого потребления. Надо искать замену одних рынков другими».
«А как же контракты с Европой?» -- озаботились журналисты. Мол, вдруг на всех не хватит. «Да вы что?! Попробуйте не выполнить хоть один контракт -- вас обанкротят», -- без тени сомнения заявил г-н Сечин. И добавил успокоительно: «Никто не пострадает!» И тут все вспомнили о главном -- о деньгах: какова все же сумма китайского кредита для российских поставщиков нефти. «Сумма кредита будет определена в зависимости от стоимости проектов, которые компании станут реализовывать. Она значительна», -- загадочно улыбнулся вице-премьер.
Принял вчера китайского премьера и президент России Дмитрий Медведев. Г-н Медведев отметил, что в 2008 году лидеры двух стран встречались уже трижды. "В ближайшее время состоится еще одна встреча, четвертая, которая пройдет в Лиме (столица Перу. --
Ред.)", -- сообщил президент. По его словам, обмениваться мнениями между руководителями России и КНР "крайне важно для наших стран в тех условиях, когда в мире масса всяких проблем, в том числе существующий и активно развивающийся финансовый экономический кризис".
Президент подчеркнул, что большой пакет документов, подписанных по итогам переговоров Вэнь Цзябао с премьер-министром Владимиром Путиным, "свидетельствует об активных связях между Россией и КНР". Со своей стороны глава китайского правительства отметил, что "в нынешних условиях, в нынешней мировой политической и экономической ситуации дружба, сотрудничество между Россией и Китаем имеет весьма важное значение". "От этого зависят не только коренные интересы наших народов, но и мир и стабильность в регионе и в мире в целом", -- сказал он.