|
|
N°194, 20 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без рейтингов и аукционов
Денежные власти должны срочно открыть новый канал рефинансирования банковской системы
Ситуация в российском банковском секторе остается крайне напряженной, если не сказать угрожающей. Межбанковский рынок парализован, потому что банки утратили доверие друг к другу и замерли в ожидании. А ведь рынок межбанковских кредитов -- это главный источник, из которого банки всегда должны иметь возможность взять денег взаймы. Если такой уверенности нет, то банки боятся расставаться с деньгами и замораживают кредитование. Когда банки сокращают кредитование экономики, она перестает расти.
В эти дни появляются первые признаки того, что российские банки уже испытывают трудности с удовлетворением кредитных заявок даже своих лучших, самых надежных клиентов. Было бы обидно спровоцировать в нашей стране экономический спад при наличии у государства возможностей и ресурсов избежать рецессии. Конечно, замедление экономического роста может происходить и под влиянием других факторов: экономического спада в зарубежных странах, ухудшения конъюнктуры на мировых товарных рынках, сокращения внешних заимствований вследствие мирового финансового кризиса и т.д. Но неспособность отечественных банков удовлетворить спрос производителей и потребителей товарной продукции на кредиты из-за собственных, внутренних проблем банковского сектора -- это уже ничем не оправданный удар по экономике.
Еще в 2004 году для характеристики ситуации на межбанковском рынке вошло в обиход выражение «кризис доверия». Почему банки, которые еще недавно кредитовали друг друга, вдруг утрачивают взаимное доверие? Как правило, этому предшествует объективное ухудшение рыночных условий, в которых работают банки. В 2004 году это было резкое замедление роста и даже временное сокращение объема ликвидности в банковском секторе из-за сложившейся конъюнктуры валютного рынка в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой государства. В 2008 году -- резкое падение цен на фондовых рынках и трудности с привлечением банками новых иностранных кредитов для рефинансирования уже накопленной внешней задолженности.
В условиях ухудшения рыночной ситуации наиболее слабые банки утрачивают способность платить по своим обязательствам и терпят финансовый крах. Почти всегда это не просто слабые, а слабейшие из банков, с серьезными финансовыми проблемами, назревшими задолго до официального признания их неплатежеспособности. Например, все без исключения банки, обанкротившиеся или вынужденно поглощенные другими кредитными организациями в 2004 году, на момент прекращения ими платежей по долгам имели отрицательную стоимость чистых активов. Это означает, что банки или давно «проели» собственный капитал, или вообще никогда его не имели, но годами фальсифицировали финансовую отчетность. «Где тонко, там и рвется» -- поговорка совершенно справедливая для банковской системы. В 2008 году данные об истинном финансовом положении потерпевших бедствие банков еще не стали достоянием гласности. Однако любой мало-мальски опытный специалист, ознакомившись даже с открытой для публики официальной финансовой отчетностью этих банков за предыдущий, 2007 год, мог бы обнаружить у них серьезные финансовые проблемы и опасные недостатки в системе управлении рисками.
Итак, первыми начинают рушиться слабейшие звенья банковской системы. Казалось бы, и бог с ними, пусть выживает сильнейший! Но остальные банки начинают испытывать нервозность, неуверенность в жизнеспособности других банков, следуя логике: «У нас-то точно нет проблем, а вдруг у соседей они есть, и с ними теперь опасно иметь дело?» Чем большее число банков не выдерживает первой волны ухудшения рыночной конъюнктуры, тем слабее становится уровень доверия на межбанковском рынке. Все известные в истории национальные банковские кризисы развивались по одному сценарию со следующими основными этапами: объективное ухудшение ситуации в реальном секторе экономики или на финансовых рынках; банкротство отдельных слабых банков; кризис доверия на межбанковском рынке; ухудшение условий и сокращение банковского кредитования экономики. Наконец, возможен еще и последний, самый разрушительный этап банковского кризиса -- паника среди банковских клиентов, массовое изъятие широкой публикой банковских вкладов.
Российская банковская система сейчас находится на промежуточных этапах описанного кризисного сценария: где-то между кризисом доверия на межбанковском рынке и сокращением кредитования реального сектора экономики. С одной стороны, нет оснований для паники, и у государства есть отличные шансы локализовать и решить проблему, не дать ей перерасти в новое качество. С другой стороны, нельзя недооценивать угрозу эскалации кризисных явлений и их перерастания в полномасштабный банковский кризис. В сложившихся условиях пора принимать более радикальные меры по преодолению кризиса доверия на межбанковском рынке, потому что объявленных властями мер явно недостаточно. Если коммерческие банки прекратили взаимное кредитование, то они должны получить возможность получать кредиты в Центральном банке не только без залогов, но и без применения Центральным банком индивидуальных лимитов кредитования каждой отдельной кредитной организации, привязанных к размеру собственного капитала банка-заемщика, а также независимо от наличия или отсутствия у банка-заемщика кредитного рейтинга.
Потребности конкретных кредитных организаций в ликвидности в условиях фактического отсутствия межбанковского рынка очень часто превышают практикуемые в настоящее время центральным банком индивидуальные лимиты кредитования банков. Центральный банк должен сейчас заботиться не о собственных кредитных рисках, уподобляясь частному коммерческому банку, а о системных рисках банковской системы, поэтому применение им индивидуальных кредитных лимитов на российские банки-контрагенты представляется по меньшей мере неуместным. Если же центральный банк собирается кредитовать только банки с кредитными рейтингами, то он даст рынку сомнительный, противоречивый сигнал, отнюдь не способствующий восстановлению взаимного доверия между банками. Во-первых, мировой финансовый кризис серьезно подорвал доверие к способности рейтинговых агентств оценивать реальные кредитные риски, и этим агентствам банки больше не доверяют. Во-вторых, отказывая в предоставлении кредитов банкам, не имеющим кредитных рейтингов, центральный банк дает понять, что он не доверяет самому себе как органу государственного банковского надзора в оценке кредитоспособности банков. А ведь доступ к информации и возможностей докопаться до правды о реальном положении дел в кредитных организациях у Центрального банка на порядок больше, чем у рейтинговых агентств. Получается, что наличие у банков лицензии, выданной органом банковского надзора, и членство банков в системе страхования вкладов -- это недостаточное основание для Центрального банка, чтобы принять на эти банки кредитный риск, не обеспеченный залогом? А как же быть гражданам и предприятиям, которым Центральный банк предлагает держать деньги в банках без рейтинга? Разве внутрикорпоративные, ведомственные интересы Центрального банка должны стоять выше интересов всего общества?
Представляется, что аукционная форма продажи банкам кредитных ресурсов в настоящий момент уже не годится. Аукционы проводятся не каждый день, и не каждому банку в рамках аукционов гарантировано получение кредитов. Более того, коммерческим банкам нужны от Центрального банка не столько кредиты как таковые, сколько уверенность в том, что в случае необходимости эти кредиты можно оперативно получить. Центральный банк должен предоставить любому коммерческому банку возможность получить кредит буквально в день подачи кредитной заявки в рамках двусторонних кредитных линий, без предоставления залога и без установления фиксированных лимитов кредитования. Если кредитная организация имеет здоровый баланс, обладает достаточным капиталом и выполняет установленные Центральным банком обязательные нормативы, то Центральный банк должен при необходимости поддерживать ее ликвидностью. Задача Центрального банка -- отделить «здоровые» банки от «больных» (то есть банки, испытывающие затруднения с ликвидностью, от банков, утративших капитал). «Здоровым» банкам следует помогать ликвидностью практически без ограничений, а с «больными» банками разбираться в индивидуальном порядке. Общий объем рефинансирования Центральным банком банковской системы можно регулировать путем корректировки процентной ставки по операциям рефинансирования. В любом случае эта ставка должна быть существенно выше, чем средняя ставка привлечения коммерческими банками заемных ресурсов от клиентов или с межбанковского рынка, и тогда банки будут прибегать к использованию кредитных линий Центрального банка только в тех случаях, когда им действительно будет нужна ликвидность. Брать кредиты «про запас» себе в ущерб никто не будет.
Создание подобного канала рефинансирования банковской системы совсем не обязательно приведет к усилению инфляции. Но даже если какое-то ускорение инфляции и произойдет, то в сложившейся уже ситуации это принесет значительно меньше вреда, чем сокращение банковского кредитования экономики или массовое изъятие банковских вкладов. Денежным властям нужно открыть новый канал рефинансирования банковской системы как можно быстрее. Медлить с этим уже нельзя.
Дмитрий ТУЛИН, заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации в 1991--1994, 2004--2006 годах