Российский фондовый рынок еще не достиг «дна», и для стабилизации ситуации в экономике государству необходимо использовать нестандартные методы: например,
не скупать, а продавать свои проблемные активы. С таким предложением на заседании Экономического клуба выступил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, представивший новое исследование «Фондовый рынок: пределы роста и глубина падения».
По мнению автора, продажа активов поможет создать сегодня реальный спрос на российском рынке. «Мы таким образом не усилим присутствие государства в экономике, но предпримем реальные меры, чтобы деньги вернулись в экономику. Это нестандартный ход. Но стандартные методы, такие как просто «накачка» банковского сектора деньгами, уже не работают», -- пояснил г-н Николаев.
При этом эксперт исключил в случае масштабной продажи государственных активов более крупное обрушение фондового рынка. Если власти, по его словам, решат продавать интересные активы, их будут обязательно покупать. И эта мера сформирует на рынке реальный спрос.
«Деньги в системе есть. Несмотря на то что иностранные инвесторы вывели много средств, в стране осталось достаточно денежных ресурсов. Если вы накачиваете систему новыми деньгами, а система не работает, надо изменить стратегию. Надо думать, как вытягивать эти деньги», -- полагают авторы исследования из ФБК.
Нынешних мер, принимаемых правительством для выхода из кризиса, по мнению г-на Николаева, недостаточно. «Если сегодня фиксируется падение 64% от уровня мая, то к концу года рынок может упасть на 80%», -- уверен он. Виной падения выступает перекапитализация экономики -- и в России, и в мире, считает эксперт.
Оценивать связь макроэкономических процессов с процессами на фондовом рынке г-н Николаев предлагает через понятие «капиталоемкость» -- как отношение капитализации рынка акций национальных компаний к объему номинального ВВП. По итогам 2007 года капиталоемкость российской экономики равнялась 116% (36-е место в мире), к 2020 году ее запланировано поднять до 170%. Достигнутый Россией показатель почти вдвое превысил показатель Германии (64%), еще больше -- Италии (51%) и был лишь немногим меньше показателя США (144%) и Великобритании (141%).
Это был явно не российский уровень, уверен г-н Николаев, ведь уровень капитализации должен соответствовать уровню развития экономики и финансовой системы. К примеру, в России крайне низкий показатель free-float (доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении) -- 10--15%. Если с такой незначительной долей капитала в обороте достигается капиталоемкость ВВП в 100% и более, то вероятность разворота рынка значительно возрастает. «Рынок России до кризиса был перекапитализирован, падение и коррекция были неизбежны. Мы должны были упасть, и мы упали», -- считает Игорь Николаев. «По сути, это крах спекулятивной модели экономики. Принцип «чем больше капитализация, тем лучше» оказался неверным», -- отметил он.
Как правило, замедление экономического роста происходит с лагом в один год после переломного года в динамике капиталоемкости ВВП, при этом темпы прироста ВВП могут не только снизиться, но и дойти до отрицательных значений, говорится в исследовании ФБК. «По нашим прогнозам, мировой ВВП в этом году в лучшем случае покажет прирост в 1%, а 4% роста российского ВВП ждать уже не стоит: будет большой удачей, если мы покажем 2% -- экономика будет резко тормозить, инфляция же по итогам года составит не менее 14%», -- полагает аналитик.
«Обычно когда в мире снижается деловая активность и падает экономика, инфляция также может замедлиться. У нас этого не произойдет. Уникальность российской ситуации в том, что мы приняли решение об ускоренном повышении тарифов естественных монополий. В результате мы выстроили каркас ускоренной инфляции на ближайшие годы», -- говорит г-н Николаев.
Для преодоления кризиса, как считает автор исследования, необходимы ограниченная бюджетная поддержка банковской системы, отказ от скупки проблемных активов, принятие программы стабилизации и развития финансовых рынков и борьба с инфляцией, дабы не сохранять для инвесторов общий негативный фон в экономике.
Мер по исправлению ситуации, соглашаются другие эксперты, государство пока принимает недостаточно. По словам бывшего первого заместителя председателя ЦБ Сергея Алексашенко, власти на сегодняшний день решили лишь две проблемы -- добавили ликвидности на межбанковский рынок и гарантировали краткосрочное погашение внешнего долга. Тем не менее, по его словам, большую опасность для экономики представляет также огромная корпоративная задолженность российских компаний, выросшая за короткий срок с 200 млрд долл. до 500 млрд. «Долг неприятен тем, что довольно значительная его часть -- кредиты, которые надо погашать в течение ближайшего года, то есть кредиты короткие», -- отметил он.
«Ясно, что российская экономика не может отдать единовременно 150 млрд долл. На погашение до конца 2008 года выделяется сначала 50 млрд, но в первом же квартале 2009 года надо отдать еще 40 млрд. И это уже риск массовых дефолтов: ни один бизнес-план не содержит, насколько мне известно, пункта о скорой отдаче заимствованных за рубежом средств -- все, буквально все надеются на рефинансирование», -- резюмировал он.