Государственный германский железнодорожный концерн Deutsche Bahn (DB) стал очередной жертвой финансового кризиса. Еще летом было запланировано на 27 октября начало 15-летнего
процесса частичной приватизации DB. Однако вчера на чрезвычайном заслушивании этого вопроса представителями правительства, консорциума 14 банков, а также самого железнодорожного концерна было принято окончательное решение о переносе срока выхода на биржу. В числе важнейших причин такого вынужденного шага называют трудности с поиском инвесторов, вызванные «плохим настроением» на рынках акций. Хотя вчера в Берлине и было заявлено, что новый раунд вывода концерна на биржу сможет начаться «не раньше ноября», многим подобный оптимизм представляется далеким от реалий. Более реалистичным сроком эксперты считают весну 2009 года.
На первом этапе приватизации железнодорожной монополии предполагалось разместить 24,9% акций Deutsche Bahn Mobility Logistics. В эту структуру входят предприятия концерна, связанные либо с производством, либо с логистикой. Хотя и полгода назад, когда назначались сроки выхода на биржу, было очевидно, что этому может помешать ослабленный рынок капитала, уже начавший переживать первые удары кризиса, однако госруководители железнодорожного бизнеса в Германии не теряли оптимизма. В конце лета член правления Deutsche Bahn, курирующий финансы, Дитхельм Зак утверждал, что «по всем признакам» экономическая ситуация для осеннего биржевого дебюта «очень хорошая», политическая -- также o`key. Заинтересованные инвесторы, как считали в DB, готовились встать в очередь. Среди них нескрываемый интерес к активам DB проявляло и высшее руководство «Российских железных дорог» (государственная монополия), что спровоцировало скандал в политических кругах Германии.
Однако в начале нынешней недели глава минфина Пеер Штайнбрюк открыто подверг сомнению целесообразность запланированного на октябрь биржевого дебюта Deutsche Bahn. Одновременно также и земельные министры транспорта на своем совместном совещании высказали «серьезное предостережение» против «продажи фамильного серебра по бросовым ценам». А вслед за ними федеральный министр транспорта Вольфганг Тифензее выступил с заявлением, что Deutsche Bahn является стабильным предприятием с высоким потенциалом развития. «Ни в коем случае мы не станем продавать акции Deutsche Bahn Mobility Logistics ниже их существующей стоимости», -- пообещал министр.
В то же время руководства DB до последнего настаивало на сохранении установленного срока начала приватизации компании. Член наблюдательного совета Георг Бруннхубер в интервью Reuters даже заявил, что спрос на акции Deutsche Bahn в настоящее время, оказывается, превышает предложение. И даже посетовал на министра финансов г-на Штайнбрюка и его «очень неуместные» высказывания.
Вчера же в Берлине для процесса приватизации Deutsche Bahn было принято, может быть, судьбоносное решение. Представителям федерального центра и концерна были представлены расчеты банков, связанные с предполагаемыми ценами на активы Deutsche Bahn, которые могли бы быть размещены на бирже в условиях кризиса. От этого напрямую зависят и ожидаемые доходы от приватизации, которые пойдут в карман государства и Deutsche Bahn. Ведь еще в апреле от запланированной продажи 24,9% акций Deutsche Bahn Mobility Logistics доход мог составить около 8 млрд евро. В последних расчетах банков речь идет о сумме «около 4 млрд». Вчера банки в своем заключении лишь констатировали, что продавать этот пакет активов дешевле 4,5 млрд евро «нецелесообразно».
Только как это сделать в нынешних непредсказуемых условиях финансового рынка, не знает, похоже, никто. «Я считаю безответственным по отношению к налогоплательщикам отдавать скупщикам по бросовым ценам наше фамильное серебро», -- заявил по общегерманскому радио Deutschlandfunk министр транспорта земли Гессен Алоис Риль, один из ярых сторонников переноса продажи акций Deutsche Bahn на «неопределенное время». А ведь еще недавно подобное заявление земельного министра было бы расценено как противоречащее здравому смыслу. Ведь треть денег, полученных от продажи акций германских железных дорог, предполагается направить на строительство и реконструкцию железнодорожного полотна и вокзалов. А эти объекты находятся под юрисдикцией земельных властей. При этом инвестиции в инфраструктуру смогли бы вызвать синергетический эффект в виде новых инвестиционных проектов в смежных сферах.
Но теперь для Deutsche Bahn и заинтересованных инвесторов наступили другие времена. «Сейчас покупатель точно знает, что сможет сбивать цену как угодно», -- так попросту на слушаниях в бундестаге сформулировал суть нынешней ситуации вокруг продажи концерна эксперт по вопросам транспорта от Свободно-демократической партии Хорст Фридрих.