Консультации вокруг плана Буша
по оздоровлению финансового сектора стоимостью 700 млрд долл. продолжались все выходные. Хотя и представители администрации, и кандидаты в президенты, и конгрессмены от обеих партий говорили о прогрессе на переговорах. Вчера вечером было объявлено, что стороны согласовали основные элементы плана.
Прогресс, видимо, в том, что вчера вечером (по вашингтонскому времени утром) о вероятной поддержке плана сообщил кандидат в президенты Джон Маккейн. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в эфире ABC сенатор-республиканец на прямой вопрос ведущего, поддержит ли он пакет, ответил: «Надеюсь, что да». При этом г-н Маккейн уточнил, что в процессе доработки в предложенный Белым Домом план внесены принципиальные поправки: в частности, предусмотрены создание надзорного органа для контроля за использованием выделенных сумм и ограничения на выплату премиальных руководителям частных банков и компаний, которые будут получать государственную помощь в рамках этой программы.
Белый Дом старался найти компромисс на Капитолийском холме к тому моменту, когда в понедельник откроются азиатские рынки, чтобы придать им позитивный импульс. Однако сигнал получился не очень уверенным -- по крайней мере до конца неясно, как изменился план Буша в процессе консультаций в конгрессе. Голосование же в нижней палате состоится сегодня, и в случае утверждения уже завтра антикризисный пакет рассмотрят сенаторы.
Уходящий президент Джордж Буш в субботу выступил с радиообращением, в котором вновь убеждал сограждан в необходимости своего плана. Буш снова говорил, что альтернатива этому проекту -- «глубокая, болезненная рецессия». Президент США попытался сгладить то впечатление, которое производит на экономистов и обычных граждан пугающая цифра 700 млрд долл. (как известно, это 5% американского ВВП). Оказывается, Белый Дом рассчитывает заработать на выкупаемых у банков проблемных активах. «Окончательная стоимость плана будет гораздо меньше 700 млрд. Многие активы, которые будут куплены правительством, со временем могут вырасти в цене. Это означает, что правительство сможет вернуть часть изначально потраченных средств, если не всю сумму», -- сказал г-н Буш.
Впрочем, до этого еще очень далеко. Пока гораздо актуальнее для Буша убедить публику в том, что план может быть эффективным. «Мы должны освободить поток кредитования для потребителей и бизнеса, снизив риск, который представляют проблемные активы. Мы должны гарантировать, что налогоплательщики получат защиту, что неудачливые менеджеры не получат «подарок» от уплаченных вами налогов и что двухпартийный комитет проследит за выполнением программы», -- сказал, обращаясь к американцам, президент США.
Очевидно, что на руку Бушу сыграл и крах крупнейшего американского сберегательного банка Washington Mutual (WaMu). В четверг власти взяли его под свое управление, после чего JP Morgan договорился о покупке большей части бизнеса WaMu за 1,9 млрд долл. При этом JP Morgan, который в течение кризиса приобретает уже второй проблемный финансовый институт (весной аналогичным образом был куплен рухнувший инвестбанк Bear Stearns), сразу объявил, что намерен списать около 31 млрд долл. из общего кредитного портфеля WaMu, составляющего 307 млрд долларов.
«Ничего не делать -- это просто неприемлемый вариант», -- сказал в интервью АВС Джон Маккейн, объясняя логику поддержки плана Буша.
Видимость международной поддержки обеспечил директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. «В настоящее время ведется тушение вспыхнувшего пожара. Это именно те меры, которые следует принимать немедленно, что и делают власти США. Но эти меры должны в дальнейшем стать первой фазой совместных международных действий», -- приводит ИТАР-ТАСС слова француза газете Journal du Dimanche. Правда, при этом Стросс-Кан настаивает на том, что дальше лидирующая роль в ликвидации последствий кризиса должна быть у МВФ. Он говорит: «Нам предстоит сделать все необходимые выводы из происшедшего. То есть четко регламентировать финансовые институты и рынки. Настало время осуществить серьезные реформы. Задача МВФ -- провести подобную реформу, и я уверен, что фонд способен сделать это». «В противном случае, -- предостерегает Стросс-Кан, -- создастся бездонный колодец, в который придется бросать гигантские средства. Государство будет спешно помогать некомпетентным менеджерам и жадным спекулянтам». Впрочем, чтобы поручить МВФ разработку глубоких реформ, мировым лидерам придется проявить определенное мужество, ведь не кто иной, как Стросс-Кан, признавая проблемы в секторе американской ипотеки, долго твердил о «фундаментальном» здоровье экономики США. Примечательно, что даже французский президент Николя Саркози, говоря о необходимости реформирования мировой финансовой системы, заявил, что поскольку экономика Европы не защищена от влияния американского финансового кризиса, инициативу по изменению мировых банковских правил должен взять на себя Евросоюз. Саркози даже пообещал представить на ближайшем саммите ЕС собственный проект такого рода. Французский президент в очередной раз призвал лидеров «большой восьмерки» собраться для обсуждения финансового кризиса, однако, похоже, эта инициатива пока не имеет общей поддержки: по крайней мере в Токио и США сейчас есть более актуальные проблемы.