Время новостей
     N°42, 15 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2005
Еще одна империя
Майя Плисецкая передала свое имя новому театру
Появление нового балетного театра в Москве (имя ему -- «Новый имперский русский балет», вчера его основатели давали пресс-конференцию в Театре эстрады) сопровождается сразу двумя скандалами. Один связан с Майей Плисецкой и ее покровительством новому проекту; другой -- с первым спектаклем («Распутин»), сотворенным в новом театре.

Майя Плисецкая почти десять лет была почетным президентом театра «Имперский русский балет». Художественно руководил -- и поныне руководит -- этой труппой, выпускающей покореженные версии известных классических балетов, Гедиминас Таранда, бывший премьер Большого театра, известный способностями к балетному предпринимательству (в свое время его уволили из Большого за организацию «левых» гастролей). Менеджером труппы был Николай Анохин; вдвоем с Тарандой они основали некоммерческий фонд «Имперский русский балет», которому несколько лет назад знаменитая балерина предоставила права на использование своего имени. Все дела фонда вел Анохин; иногда финансовые документы подписывал и Таранда, но только в том случае, когда Анохин ему предоставлял специальную доверенность. (Так сообщил Анохин на только что прошедшей пресс-конференции). В прошлом декабре Майя Плисецкая узнала о том, что под ее именем начал выпускаться крем для варикозных ног; она удивилась этому обстоятельству (прежде ее всегда спрашивали при начале какого-либо проекта) и потребовала объяснений у Анохина. Оказалось, он не в курсе дела -- всю историю провернул Таранда. При этом деньги за марку не поступили на счет фонда, как это предполагала даже расширительно трактуемая доверенность на имя. Плисецкая рассердилась; еще более рассердился за нее Родион Щедрин. И Майя Михайловна прислала Анохину письмо (ксерокс его был выдан журналистам): «Прошу снять мое имя в качестве Почетного Президента Имперского балета, а также балетной школы. И никогда прямо или косвенно не называть его рядом с именем Г. Таранды».

После чего знаменитые супруги пригласили к себе Николая Анохина и предложили ему создать новый балетный театр, что он и сделал. Все еще являясь директором фонда «Имперский русский балет», свою новую труппу он назвал «Новый имперский русский балет». Разумеется, по финансовым вопросам грядет судебное разбирательство.

Месяц назад театр выпустил премьеру -- петербургский хореограф Георгий Ковтун, обычно работающий в питерском Малом оперном театре, поставил на музыку Владимира Качесова спектакль «Распутин». Его дважды сыграли в Петербурге, свозили в Киев и Тюмень, а потом привезли в Екатеринбург. И вот там разразился скандал: прихожане местного храма стали протестовать против показа спектакля, утверждая, что в балете нельзя показывать святых (один из героев балета -- Николай II). Тем не менее спектакль сыграли (исполнитель роли царя Валерий Лантратов специально приглашал журналистов в Екатеринбурге на фотосессию, чтобы показать, что ни в каких «колготках» царь танцевать не будет -- шинель, брюки, сапоги), и он имел успех у местной публики. Теперь планируются гастроли в Финляндии, и по этому поводу начала нервничать местная православная церковь...

В Москве спектакль покажут через две недели в Театре эстрады. А в дальнейшем театр собирается развивать две репертуарные линии одновременно: новые авторские постановки (хореографом театра стал еще ничем не прославившийся Валерий Анучин, он сейчас делает «Кармен» с участием испанских танцовщиков фламенко) и некие классические бессюжетные спектакли («развитие лексики» -- звучит не очень внятно, но руководить этим направлением будет один из лучших московских педагогов Александр Бондаренко). То есть пока что эксплуатировать многострадального Петипа театр не собирается. Что уже немало.

Анна ГОРДЕЕВА