Появление нового балетного театра в Москве (имя ему -- «Новый имперский русский балет», вчера его основатели давали пресс-конференцию в Театре эстрады) сопровождается сразу двумя скандалами. Один связан с Майей Плисецкой и ее покровительством новому проекту; другой -- с первым спектаклем («Распутин»), сотворенным в новом театре.
Майя Плисецкая почти десять лет была почетным президентом театра «Имперский русский балет». Художественно руководил -- и поныне руководит -- этой труппой, выпускающей покореженные версии известных классических балетов, Гедиминас Таранда, бывший премьер Большого театра, известный способностями к балетному предпринимательству (в свое время его уволили из Большого за организацию «левых» гастролей). Менеджером труппы был Николай Анохин; вдвоем с Тарандой они основали некоммерческий фонд «Имперский русский балет», которому несколько лет назад знаменитая балерина предоставила права на использование своего имени. Все дела фонда вел Анохин; иногда финансовые документы подписывал и Таранда, но только в том случае, когда Анохин ему предоставлял специальную доверенность. (Так сообщил Анохин на только что прошедшей пресс-конференции). В прошлом декабре Майя Плисецкая узнала о том, что под ее именем начал выпускаться крем для варикозных ног; она удивилась этому обстоятельству (прежде ее всегда спрашивали при начале какого-либо проекта) и потребовала объяснений у Анохина. Оказалось, он не в курсе дела -- всю историю провернул Таранда. При этом деньги за марку не поступили на счет фонда, как это предполагала даже расширительно трактуемая доверенность на имя. Плисецкая рассердилась; еще более рассердился за нее Родион Щедрин. И Майя Михайловна прислала Анохину письмо (ксерокс его был выдан журналистам): «Прошу снять мое имя в качестве Почетного Президента Имперского балета, а также балетной школы. И
никогда прямо или косвенно не называть его рядом с именем Г. Таранды».
После чего знаменитые супруги пригласили к себе Николая Анохина и предложили ему создать новый балетный театр, что он и сделал. Все еще являясь директором фонда «Имперский русский балет», свою новую труппу он назвал «Новый имперский русский балет». Разумеется, по финансовым вопросам грядет судебное разбирательство.
Месяц назад театр выпустил премьеру -- петербургский хореограф Георгий Ковтун, обычно работающий в питерском Малом оперном театре, поставил на музыку Владимира Качесова спектакль «Распутин». Его дважды сыграли в Петербурге, свозили в Киев и Тюмень, а потом привезли в Екатеринбург. И вот там разразился скандал: прихожане местного храма
стали протестовать против показа спектакля, утверждая, что в балете нельзя показывать святых (один из героев балета -- Николай II). Тем не менее спектакль сыграли (исполнитель роли царя Валерий Лантратов специально приглашал журналистов в Екатеринбурге на фотосессию, чтобы показать, что ни в каких «колготках» царь танцевать не будет -- шинель, брюки, сапоги), и он имел успех у местной публики. Теперь планируются гастроли в Финляндии, и по этому поводу начала нервничать местная православная церковь...
В Москве спектакль покажут через две недели в Театре эстрады. А в дальнейшем театр собирается развивать две репертуарные линии одновременно: новые авторские постановки (хореографом театра стал еще ничем не прославившийся Валерий Анучин, он сейчас делает «Кармен» с участием испанских танцовщиков фламенко) и некие классические бессюжетные спектакли («развитие лексики» -- звучит не очень внятно, но руководить этим направлением будет один из лучших московских педагогов Александр Бондаренко). То есть пока что эксплуатировать многострадального Петипа театр не собирается. Что уже немало.