N°6
19 января 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.01.2010
Сериал снять можно
О новой книге Андрея Геласимова

Роман Андрея Геласимова «Дом на Озерной» (М., «Эксмо») открывается иронично-бодрым рассказом о суициде. «Таблеток Женька наелась примерно за месяц до своего четырнадцатого дня рождения. Особой подготовки никакой не было, и мысли о смерти ее посещали не то чтобы очень часто, но в тот идиотский день жизнь у нее расклеилась окончательно». Легкий, словно бы порхающий, стилек сразу настраивает читателя на благодушный лад -- о подлинных трагедиях повествуют иначе. Это не просчет, а стратегический ход: с самого начала ясно, что у героев Геласимова все будет хорошо. И даже еще лучше.

Когда семьи трех сестер закладывают свои квартиры (отдают собранные на жилье деньги), дабы профинансировать сомнительную операцию, затеянную их братцем, читатель мигом смекает: авантюра с партией китайских компьютеров непременно медным тазом накроется, но судьба в итоге окажется благосклонной к симпатичным мужикам (зачуханный интеллигентик-врач, грубоватый, но основательный шоферюга, несгибаемый майор таджикской национальности) и их женам (холодная деловитая стерва, разбитная веселая домохозяйка и, знамо дело, воистину прекрасная дама с чистой душой, скрытой болью и светом в очах).

Так все и будет. Поиграет фортуна с бедолагами, которые вместе с детьми перебрались в жилище стариков-родителей на время, пока их жилплощадь обеспечивает прокрутку дурацкой махинации. (В тот же дом на Озерной улице прибыл вышедший в отставку славный майор со своей прекрасной женой и чудесной девочкой; он, бесквартирный, на аферу все накопленные капиталы выложил.) Постращает щупальцами коварного -- наметившего проглотить квартирешки вкупе с майорскими деньгами -- банка: его владелец и направляет хитрую игру, жертвой которой должны стать персонажи Геласимова. Преподаст взрослым порядочным людям (которые могли клюнуть на смешную приманку минутного обогащения только под мощным давлением сочинителя) насущно необходимые уроки. Заставит их проявить смекалку, мужество, отвагу, человечность, взаимную приязнь, умение прощать и прочие добродетели. Сожжет прежние печали в огне новой беды. Ну а как дойдет до полной безнадеги, вернет героям их вроде как безнадежно утраченную собственность. И станут они жить-поживать да добра наживать.

Да и как иначе, если доктор, оказавшись в казино (герои рискуют последним, чтобы не остаться без крова), спасет там от подступающего инсульта бугая-олигарха, которому и принадлежит зловещий банк. Но этой простейшей радости мало. Сестра-домохозяйка, подсев на азартные игры (следствие все того же визита в казино), после ряда сногсшибательных проигрышей сорвет там джекпот. А дедушка вдруг вспомнит, по каким захоронкам он годами рассовывал денежки, сберегаемые на черный день. Почему вспомнил? Наверное, потому что бравый майор Муродали как следует припугнул (фортель с гранатой, конечно же не боевой) молодняк, куражащийся над инородцами, дабы сделать свой город от них «чистым». Кстати, в эту группу входил племянник (по женской линии) майора (сын шофера и домохозяйки), поначалу взъярившийся от того, что будет жить в одном доме с «чучмеками», но потом, понятное дело, перевоспитавшийся. Под воздействием трогательной таджикской малышки, сразу нашедшей общий язык с младшей сестренкой незадачливого ксенофоба. Перевоспитался да еще и любовь обрел. Потому что какой же фильм (тьфу, роман!) с хорошим концом может обойтись без любви? Вот и у Геласимова наряду с трепетным чувством юных персонажей, которым, увы, суждено расстаться (девушка раскаявшегося нациста мечтает стать тележурналисткой и для того убывает в Москву с камерой, которую возлюбленный купил ей на мамин выигрыш), наличествует восстановление супружеских отношений меж тихим доктором и его энергичной мегерой, каковые в час общего праздничного веселья уединяются в баньке. Что, несомненно, должно положительно сказаться на душевном здоровье их дочери, которая в первых кадрах (тьфу, на первых страницах) наглоталась таблеток. Впрочем, она к этому времени уже оклемалась. Видно, загодя почуяла, что мама наконец начнет относиться к отцу как к человеку и мужу (включая интимный план). И рокового столкновения сестер не случится, ибо хотя отбила некогда стерва у прекрасной страдалицы доктора (видимо, исключительно для того, чтобы всячески его третировать -- вплоть до своей перековки в финале), обездоленная нашла свое счастье с выпускником местного военного училища (будущим майором), а на отчую землю привела ее вовсе не тоска по былому возлюбленному, а совсем иная проблема. Беда в том, что девочка, которую она выдает за дочь, на самом деле дочь ее золовки, которая из-за всяких напастей была вынуждена на время отдать ребенка в семью бездетного брата. И, разумеется, родная мать, не проинформированная о перемещении семьи брата на родину его жены, находит «беглецов», дабы отнять у них единственную отраду. Но зря прекрасная страдалица исходила печалью -- и эта напасть как-то сама собой рассосалась.

Почему? Да по той же основательной причине, что обеспечила избавление дедушки от склероза, грандиозный выигрыш и уместную встречу с суперзлодеем, который хоть и поглумился для порядка над возрадовавшимися такому повороту событий беднягами, но в конце концов повел себя как положено. Как положено не столько сказочным, сколько голливудским каноном, которым руководствуется автор романа «Дом на Озерной». Защитник семейных ценностей (пожили дети-внуки с прежде подзабытыми стариками -- и все наладилось). Хранитель святой идеи дружбы народов. Знаток современных нравов (тендер на поставку компьютеров, жульнические схемы отъема собственности, проблема молодежи, иглотерапия, казино) и вечного российского жилищного вопроса. Изобретатель безвыходных ситуаций и головокружительных выходов из оных. Мастер стремительных (и хорошо нагоняющих объем) диалогов -- читай «Дом на Озерной» Алиса, она бы, может, и не попала в Страну чудес: хотя картинок в книге нет (а пристали бы), разговоров тут предостаточно. Лауреат премии «Национальный бестселлер» за 2009 год. И так далее...

Можно по этому черновику сценария соорудить смотрибельный сериал? Разумеется. Если хороших (желательно известных широким прителевизионным массам) артистов пригласить и натуру (пригорки с ручейками, старосоветские избенки с новорусскими палаццо, вокзал с базаром) выбрать (собрать в павильоне) со вкусом.
Андрей НЕМЗЕР




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.01.2010
Владимир Панков поставил «Ромео и Джульетту»
В последнее время премьеры спектаклей Владимира Панкова выходят в Москве одна за другой. Режиссер со своей командой музыкантов и актеров, разрабатывающий гибридный музыкально-драматический жанр, названный им самим саундрамой, сегодня у фестивалей и театральных центров на разрыв... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  19.01.2010
«Пиранези и пиранезианство» в Санкт-Петербурге
В наступившем году исполняется 290 лет со дня рождения загадочного архитектурного гения Джованни Баттиста Пиранези. Ему, впервые узаконившему в своем творчестве жанр архитектурной галлюцинации, живущей по неподвластным людскому разумению законам, посвящали свои опусы Томас де Квинси, Владимир Одоевский, Сергей Эйзенштейн... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.01.2010
О новой книге Андрея Геласимова
Роман Андрея Геласимова «Дом на Озерной» (М., «Эксмо») открывается иронично-бодрым рассказом о суициде. «Таблеток Женька наелась примерно за месяц до своего четырнадцатого дня рождения... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  19.01.2010
В Лос-Анджелесе раздали «Золотые глобусы»
Премию иностранных журналистов, аккредитованных в Голливуде (по традиции считающуюся второй по значению для американского кино после «Оскара», обладатели которого станут известны несколько позже), вручали в этом году в 67-й раз... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама