N°42
16 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.03.2010
Персональная ответственность
Единственного виновника авиакатастрофы в Перми нашли среди мертвых

Следственный комитет при прокуратуре закрыл уголовное дело по факту авиакатастрофы пассажирского самолета «Боинг-737-500», который разбился в Перми в ночь на 14 сентября 2008 года. Как стало известно вчера, расследование ЧП, унесшего жизни 88 человек, было прекращено еще в конце февраля этого года в связи со смертью предполагаемого виновника, которым назван командир воздушного судна (КВС) Родион Медведев. Родственники погибших уже заявили, что будут добиваться возбуждения нового уголовного дела в отношении чиновников «Аэрофлота», дочерняя компания которого эксплуатировала самолет с серьезными нарушениями.

«Боинг-737-500», принадлежавший компании «Аэрофлот-Норд» (на тот момент являлась «дочкой» «Аэрофлота»), 14 сентября 2008 года выполнял регулярный рейс №821 по маршруту Москва--Пермь. При повторном заходе на посадку в пермский аэропорт Большое Савино самолет в 5.10 по местному времени упал в Индустриальном районе города. Лайнер рухнул в 10 км от аэродрома на железнодорожные пути, повредив около 500 м Транссибирской магистрали. Все находившиеся на борту люди -- 82 пассажира и шесть членов экипажа -- погибли. Среди жертв трагедии оказался и летевший этим рейсом бывший командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Геннадий Трошев.

Согласно выводам технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которые были оглашены еще в феврале прошлого года, к катастрофе привело сразу несколько различных факторов, однако основным стало то, что на заключительном этапе полета экипаж «потерял пространственную ориентировку», что привело к перевороту лайнера через левое крыло и «интенсивному снижению». При этом специалисты установили, что «потеря пространственной ориентировки» была вызвана недостаточной профессиональной подготовкой экипажа. Эксперты выявили и другие нарушения в эксплуатации самолетов авиакомпанией, которые послужили косвенным фактором при катастрофе. В частности, как выяснилось, у самолета перед падением были выключены автопилот и автомат тяги двигателей, который должен выравнивать их мощность. «Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к ее восстановлению, явился недостаточный уровень подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах», -- сообщил тогда глава комиссии Алексей Морозов.

По мнению специалистов, пилоты, по сути, просто запутались в приборах. Их подвел "импортный" авиагоризонт -- прибор, который помогает экипажу определить положение самолета в пространстве, -- крен на одно или другое крыло и тангаж (угол наклона носа самолета верх или вниз). Индикация таких приборов на российских и иностранных лайнерах принципиально разная. Если самолет делает крен на одно крыло, то индикаторы авиагоризонта в российском и иностранном варианте отклоняются в противоположные стороны -- один показывает положение машины относительно земли, а другой, наоборот, положение земли относительно самолета. По мнению экспертов, пилоты разбившегося «Боинга», до этого летавшие на российских самолетах, выполняя полет ночью и в густой облачности, просто не поняли, в каком положении находится самолет. Когда лайнер реально накренился на левое крыло, они подумали, что идет крен на правое. Соответственно, выравнивая самолет, они еще больше ввели его в левый крен, из-за чего лайнер и рухнул.

Также комиссия подтвердила, что в крови командира воздушного судна был обнаружен алкоголь, правда, эксперты не стали утверждать, что пилот был пьян, и оставили этот вопрос для следствия. По их мнению, алкоголь мог стать следствием приема лекарств или следствием давних «остаточных явлений».

Первым о закрытии уголовного дела по факту катастрофы лайнера в связи с гибелью главного подозреваемого Родиона Медведева сообщил вчера адвокат родственников погибших Игорь Трунов. После этого с официальным сообщением выступил и СКП. «Причиной катастрофы самолета явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Медведевым, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме, и который своими действиями привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей, -- говорится в сообщении СКП. -- Вывод о состоянии командира подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которой он в момент пилотирования воздушного судна находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. Таким образом, КВС своими действиями совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, в силу выполняемой им работы и занимаемой должности обязан был соблюдать эти правила, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, то есть преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ». О том, чем вызвано было «состояние легкого алкогольного опьянения» у КВС, следователи, однако, не сообщили.

В ведомстве особо подчеркнули, что «в соответствии со ст. 158 УПК РФ в Минтранс РФ внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона, выявленных в ходе расследования настоящего уголовного дела». «В числе основных мер предложено разработать и принять незамедлительные меры по законодательному закреплению в ведомственных нормативных актах обязательного медицинского осмотра членов экипажей воздушных судов во всех пунктах полета, включая конечные и промежуточные, с целью выявления состояний здоровья пилотов, препятствующих исполнению их обязанностей либо нарушающих условия безопасности полетов, включая состояние алкогольного опьянения», -- отмечено в сообщении.

В постановлении о прекращении уголовного дела, которое 27 февраля этого года было направлено одной из потерпевших, по данным г-на Трунова, также отмечается: «Несмотря на то что при подготовке и вводе в строй командира воздушного судна Медведева P.M. были допущены некоторые отклонения и нарушения от правил, они не могли явиться прямой причиной катастрофы». По мнению следователей, часть допущенных авиакомпанией нарушений Программы подготовки летного состава гражданской авиации (ППЛС ГА-92) не имели прямого влияния на профессиональную подготовку Родиона Медведева, часть из нарушений «не могла стать прямой причиной катастрофы самолета», а в других случаях правила носили лишь рекомендательный характер а, значит, и речь о каком-либо нарушении в этих случаях не идет.

Согласно решению следователя, родственники г-на Медведева, которые ранее были признаны потерпевшими по уголовному делу, теперь будут лишены этого статуса. Также следствие решило уничтожить вещественные доказательства, хранившиеся в пермском УВД на транспорте, а золотые изделия и денежные средства, найденные на месте трагедии, принадлежность которых не установлена, обратить в собственность государства.

В то же время родственники погибших в авиакатастрофе вчера заявили, что будут добиваться возбуждения нового уголовного дела, на этот раз против сотрудников авиакомпании «Аэрофлот». «В заключении говорится, что виноват пилот, -- заявил руководитель инициативной группы потерпевших Валерий Севостьянов. -- Ни одного чиновника, ни одной фамилии там не фигурирует. Мы будем добиваться того, чтобы было выделено в отдельный уголовный процесс дело в отношении чиновников «Аэрофлота». Кроме того, г-н Севостьянов отметил, что они не согласны и с закрытием основного уголовного дела. По его словам, из отчета МАК следует, что самолет не имел права летать в России, так как его двигатель был не сертифицирован и потому каждый рейс его регистрировался как международный, что является нарушением. Кроме того, он отметил, что пилоты «Боинга» в течение трех дней до катастрофы были сильно перегружены, работали с нарушением режима.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина сообщила вчера, что родственники погибших до сих пор не ознакомлены с официальным отчетом правительственной комиссии. «К сожалению, нет официальной информации правительственной комиссии по определению степени вины тех государственных должностных лиц и структур, которые осуществляли перевозки. У нас этой информации нет. Если комиссия еще не закончила работу -- информация у нас об этом тоже должна быть», -- отметила г-жа Марголина. Она напомнила, что в отчете МАК были отмечены «некие очевидные причины, связанные с неготовностью летчиков к работе на иностранных воздушных суднах, с не полностью проведенной конкретными лицами учебной подготовкой». «Были проблемы с медицинским осмотром и допуском к полету. И мы бы считали, что действия конкретных надзорных должностных лиц и коммерческих структур должны получить некую оценку», -- заявила она.
Анатолий КАРАВАЕВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.03.2010
Единственного виновника авиакатастрофы в Перми нашли среди мертвых
Следственный комитет при прокуратуре закрыл уголовное дело по факту авиакатастрофы пассажирского самолета «Боинг-737-500», который разбился в Перми в ночь на 14 сентября 2008 года... >>
  • //  16.03.2010
Сотрудник МВД осужден за кражу китайской подделки
На днях в законную силу вступил обвинительный приговор Дорогомиловского райсуда Москвы в отношении бывшего сотрудника центрального аппарата МВД России, оперуполномоченного департамента экономической безопасности (ДЭБ) 34-летнего капитана Владислава Шумова... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика