N°40
12 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.03.2010
Отправил в брак
Екатеринбургский архиепископ осудил юридические контракты между супругами

Один из иерархов РПЦ -- архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) публично осудил институт брачного контракта. Выступая в четверг в прямом эфире православного телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», владыка Викентий призвал будущих супругов даже не задумываться о заключении каких-либо соглашений о возможном разделе имущества. «Брачный контракт уже с самого начала предполагает развод -- человек уже готовится к нему», -- предостерег архиепископ и напомнил, что супруги, особенно верующие, должны заключать брак «навечно, чтобы вместе быть до конца жизни и даже после».

Брачный договор и вообще подход к семейным отношениям как к сделке возникли от того, что в обществе «постепенно идет утеря истинных ценностей», подчеркнул владыка Викентий. По его словам, многие молодые пары «живут блудно, не расписываются, не венчаются, потому что уже вначале есть сомнение в том, будут они вместе жить или не будут». «Западные веяния вроде брачного контракта направлены на ослабление брачного союза и самого смысла брака», -- добавил глава Екатеринбургской епархии.

Владыка Викентий в своих проповедях и выступлениях в прессе не первый раз касается вопросов семьи и брака. Так, выступая в июле прошлого года в эфире телеканала «Спас», архиепископ заявил, что «дети, которые зачинаются в пост, в большинстве (где-то 80--90%) рождаются больными». «Нетрудно посчитать, что большинство больных детей зачато Великим постом или другими постами, когда церковью не благословляется совместное жительство», -- пояснил иерарх. Неодобрение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского вызвала и деятельность центров планирования семьи. «Они так планируют, что одни только нездоровые дети рождаются, -- заметил владыка Викентий. -- А когда верующая женщина не слушает их и рождает и второго, и третьего, и пятого, то рождаются прекрасные дети».

Более неожиданной стала прозвучавшая из уст архиепископа критика родителей, отдающих детей в хореографические секции. «Мы этими танцами своих детей губим, губим их души, потому что пляски опустошают душу человеческую. Лучше быть осторожнее и не отдавать детей на такие пагубные действия», -- заявил владыка в ноябре позапрошлого года. Если в данном случае можно считать высказывание архиепископа его частным мнением, то его отношение к брачным контрактам выражает общецерковную позицию.

Русская православная церковь не принимала никаких официальных постановлений, определяющих отношение к брачным договорам, пояснил «Времени новостей» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Для сравнения, в кодексе канонического права Римско-католической церкви четко прописано: брак, обремененный какими-либо предварительными условиями, не может считаться законным. В православии какой-то канонически-юридической нормы на сей счет нет, отмечает о. Всеволод. «Тем не менее, -- подчеркивает он, -- для верующих людей очевидно, что не следует начинать совместную жизнь с подозрений (которые в данном случае обязательно будут присутствовать), это означает неготовность хранить верность и быть жертвенным всю жизнь и по большому счету означает неготовность любить. Это отравляет совместную жизнь двух людей и заставляет опасаться за будущее их отношений».

Институт брачного договора лишь с определенной натяжкой можно отнести к «новомодным западным веяниям». Впервые отношение к браку как к договору сформулировали древнеримские юристы, рассматривавшие супружеский союз как обычный гражданско-правовой контракт, -- римляне и римлянки довольно часто заключали договоры, в которых указывали порядок возвращения приданого в случае развода (который в языческом Риме не был редкостью).

Отечественное право -- и дореволюционное, и советское -- брачные контракты не признавало. Впервые порядок заключения договора между супругами был прописан в Семейном кодексе 1995 года, действующем и поныне. Согласно ст. 40 кодекса, «брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака»; он определяет «имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения». На Западе, где контракты между брачующимися вошли в обиход гораздо раньше и заключаются чаще, оговариваются не только моменты, связанные с имуществом: к примеру, в брачном договоре голливудских актеров Томом Крузом и Николь Кидман присутствовал пункт, в котором мужу вменялось в обязанность возвращать на место сиденье унитаза после пользования туалетом.
Михаил МОШКИН




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.03.2010
Екатеринбургский архиепископ осудил юридические контракты между супругами
Один из иерархов РПЦ -- архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) публично осудил институт брачного контракта... >>
  • //  12.03.2010
Концерты, театры, выставки, кино... >>
  • //  12.03.2010
Колебания атмосферного давления в северной половине европейской территории России могут спровоцировать ухудшение самочувствия у метеозависимых людей с заболеваниями сердца и сосудов, а также суставов и позвоночника... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама