N°34
02 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.03.2010
Условное крушение
Вынесен приговор пилотам Ту-134, разбившегося в самарском аэропорту

Самарский областной суд вчера вынес приговор пилотам пассажирского самолета Ту-134, три года назад разбившегося в международном аэропорту Самары «Курумоч». В результате этой аварии погибли шесть человек и еще более 30 пострадали. Оба летчика -- командир экипажа Олег Зубков и второй пилот Андрей Лапанов -- тогда выжили, а теперь признаны виновниками ЧП. Несмотря на то что прокуратура настаивала на реальном наказании для них, пилоты получили условные сроки. Сами они вины так и не признали: по их мнению, из той ситуации вряд ли кто-то мог бы «выпутаться с минимальными потерями».

Катастрофа Ту-134 авиакомпании UTAir, выполнявшего рейс по маршруту Сургут--Самара--Белгород, произошла утром 17 марта 2007 в самарском аэропорту «Курумоч», где лайнер должен был совершить промежуточную посадку. Как утверждали в авиакомпании, из-за резко ухудшившейся погоды борт просто промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы (ВПП), приняв за нее рулежную дорожку, поэтому соприкосновение с землей произошло за 400 м до ВПП и в 150 м правее. Ударившись о землю, самолет завалился на правое крыло, после чего, перевернувшись, развалился на части. На борту Ту-134 находилось 50 пассажиров и семь членов экипажа. Подоспевшие пожарные и спасатели быстро смогли сбить пламя и эвакуировать всех людей, находившихся в самолете. В результате крушения шесть пассажиров погибли, еще 32 человека, в том числе и члены экипажа, получили травмы.

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), участвовавшие в расследовании аварии, практически сразу пришли к выводу, что в крушении лайнера виноваты пилоты. В частности, комиссия МАК установила, что «в условиях отсутствия надежного визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами командир воздушного судна не принял своевременного решения об уходе на второй круг». Впрочем, человеческий фактор стал не единственной причиной катастрофы.

В результате расследования был выявлен целый комплекс нарушений и недочетов в работе наземных служб аэропорта, который, однако, не был назван главным фактором. Речь шла о несвоевременном информировании экипажа об ухудшении погоды и о действиях диспетчера, который, используя посадочный локатор, мог предупредить экипаж об опасном сближении с землей и неправильном заходе на посадку. Кроме того, как полагали специалисты, мог он и рекомендовать экипажу в плохих метеоусловиях уйти на второй круг. Однако решающим фактором в развитии трагических событий, согласно заключению экспертов, все же была признана ошибка экипажа: решение об уходе на второй круг по всем правилам принимает именно командир воздушного судна, а в условиях плохой видимости он просто обязан был сделать это по инструкции. Однако такое решение он принял слишком поздно.

Кроме того, расследование показало, что в условиях сильного тумана лайнером управлял второй пилот, хотя обычно в сложных условиях управление берет на себя командир воздушного судна. Как установили эксперты, несогласованные действия экипажа и привели к катастрофе. Когда же решение уходить на второй круг было принято, командир и второй пилот не разобрались, кто будет осуществлять управление самолетом. В итоге командир так и не принял управления на себя, хотя второй пилот полагал, что командир воздушного судна потупит именно так. В результате этой секундной заминки машина продолжила снижение и ударилась о землю.

Осенью 2008 года командиру экипажа Олегу Зубкову и второму пилоту Андрею Лапанову было предъявлено обвинение по ст. 263-3 УК России (нарушение правил безопасности при эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), и вскоре их дело дошло до суда. Оба пилота были признаны виновными, и вчера суд вынес им приговор. Олег Зубков был приговорен к шести годам условно с испытательным сроком в четыре года, а Лапанов -- к двум годам условно с испытательным сроком в два года. Ранее прокурор просил суд назначить подсудимым реальные сроки наказания -- для командира экипажа пять лет колонии, а для второго пилота -- три года в колонии-поселении.

В последнем слове оба подсудимых свою вину не признали. По словам Олега Зубкова, катастрофа произошла из-за совокупности ряда обстоятельств, в том числе из-за ошибки работников метеослужб и диспетчера. Андрей Лапанов в свою очередь отметил, что глубоко сожалеет о том, что произошло, но свою вину не признает. «Те условия, в которые мы попали, -- сильно сомневаюсь, чтобы кто-то мог выйти с минимальными потерями», -- сказал он.

Наказывать некого

Вчера же, как сообщило агентство РИА Новости, Восточно-Сибирское управление на транспорте СКП прекратило уголовное дело по факту другой крупной авиакатастрофы -- крушения в 2006 году в иркутском аэропорту аэробуса А310 авиакомпании S7, в результате которого погибли 203 человека. 9 июля 2006 года он, совершив посадку в иркутском аэропорту, не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе и, съехав с нее, пробил ограждение летного поля, врезался в гаражи и взорвался. Из 203 человек, находившихся на борту, выжили 79. Среди 125 погибших были и два пилота аэробуса. По заключению МАК, причиной катастрофы А310 стали ошибочные действия экипажа. По факту ЧП было возбуждено уголовное дело по ст. 263-3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). "Следственным управлением уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 24 УПК РФ -- в связи со смертью обвиняемого или подозреваемого (пилотов), -- сообщили в СКП. -- В соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы установлено, что непосредственной причиной авиационной катастрофы, произошедшей с самолетом, явилось столкновение воздушного судна с наземным препятствием вследствие увеличения режима прямой тяги левого двигателя, произошедшего в результате непроизвольных ошибочных действий экипажа воздушного судна". Ранее сообщалось, что, по заключению экспертов, кто-то из пилотов после приземления случайно передвинул на почти «полный газ» ручку управления одним из двух двигателей лайнера.
Сергей МИНЕНКО

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.03.2010
Президент внес законопроект о кардинальной либерализации уголовно-процессуального законодательства
В Госдуму вчера поступил законопроект о внесении изменений в УК и УПК РФ по «упорядочению» взаимоотношений бизнеса и правоохранительных органов, который президент Медведев анонсировал 26 февраля на встрече с предпринимателями... >>
//  читайте тему:  Реформа Уголовного кодекса
  • //  02.03.2010
СКП не планирует закрывать дело об убийстве Владислава Листьева
Вчера исполнилось 15 лет со дня убийства известного тележурналиста Владислава Листьева. Хотя преступление по-прежнему остается нераскрытым, в СКП поспешили заявить, что пока нет оснований для прекращения уголовного дела... >>
  • //  02.03.2010
Вынесен приговор пилотам Ту-134, разбившегося в самарском аэропорту
Самарский областной суд вчера вынес приговор пилотам пассажирского самолета Ту-134, три года назад разбившегося в международном аэропорту Самары «Курумоч». В результате этой аварии погибли шесть человек и еще более 30 пострадали... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика