N°34
02 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.03.2010
Реформы в США: есть ли шансы на успех
Победа Барака Обамы на президентских выборах отразила признание американским обществом необходимости перемен во внутренней и внешней политике США. Его главными предвыборными лозунгами были «перемены» и «да, мы можем». Следует, однако, понимать, что, во-первых, преемственность вызовов и задач, стоящих перед США, требует преемственности в политике. Во-вторых, любая администрация становится заложником предвыборных обещаний и своих обязательств перед разнообразными группами интересов. В-третьих, специфика американской системы принятия решений накладывает определенные ограничения на действия исполнительной власти.

Приоритеты государственной политики

Соединенные Штаты вступили в XXI век неоспоримым лидером. Чтобы удержать лидерство, им придется решить проблемы, связанные с вызовами внутреннего и глобального характера. За первый год своего правления новая администрация не только обозначила приоритеты своей экономической и внешней политики, но и иерархию этих приоритетов.

При этом Обаме пришлось столкнуться с новым вызовом, связанным с глобальным финансово-экономическим кризисом. Естественно, первоочередной задачей стала выработка антикризисных мер и продвижение всеобъемлющей реформы финансового регулирования. Одновременно новая администрация ставит амбициозные задачи повышения социально-экономической эффективности в посткризисный период, интегрируя в свою антикризисную политику соответствующие инструменты, механизмы, ресурсы. Приоритетами экономической политики 2009 года были также объявлены реформа здравоохранения и продвижение законопроекта «Чистая энергетика и безопасность». Реализация других задач, заявленных в ходе избирательной кампании, перенесена на 2010 год. В 2009-м была запущена программа социально-экономической стабилизации. В краткосрочном плане стимулирующий пакет выполняет свою задачу, хотя в полную силу он, вероятно, заработает в 2010-м. На 31 декабря 2009-го израсходовано только 257 млрд долл. (33%) из 787 млрд, выделенных законом 2009 года о восстановлении экономики и реинвестировании.

Чтобы оценить эффективность программы восстановления финансово-экономической стабильности в долгосрочном плане, необходимо соотнести ее с определением характера вызовов, стоящих перед национальным правительством и мировой экономикой в посткризисный период.

Была продлена до конца 2010-го программа помощи проблемным активам (TARP). В 2009-м на TARP удалось сэкономить 200 млрд долл. В частности, к осени 2009 года 30 банков выплатили 70 млрд долга министерству финансов, при этом государственный бюджет получил 17-процентный доход. Сэкономленные средства планируется направить на снижение бюджетного дефицита, а также создание рабочих мест, так как проблема безработицы встала особенно остро на политической повестке дня.

8 декабря 2009 года американский президент изложил основные принципы своей стратегии, призванной ускорить создание рабочих мест и заложить основу устойчивого роста экономики. Он выделил три основных направления: 1) помощь малому бизнесу; 2) инвестиции в инфраструктуру; 3) создание рабочих мест за счет инвестиций в эффективную и экологически чистую энергетику.

16 декабря 2009 года палата представителей США приняла законопроект о создании рабочих мест для простых американцев, по которому часть средств, оставшихся от программы TARP, в размере 75 млрд долл. будет переориентирована на создание рабочих мест. Подразумеваются целевые инвестиции в дорожно-транспортную систему, ремонт школ, наем учителей, сотрудников полиции и пожарной охраны, помощь малому бизнесу, повышение квалификации и доступное жилье. Кроме того, законопроект продлевает чрезвычайную помощь, необходимую работающим семьям и безработным в условиях кризиса, на что предлагается ассигновать 79 млрд долларов.

Администрация Обамы инициировала также реформу финансового регулирования. В США регулирующие органы имеют достаточно полномочий реализовать многие предложения на основе ведомственных распоряжений. Однако наиболее кардинальные пункты реформы должны быть приняты конгрессом в форме законов. 11 декабря палата представителей одобрила законопроект о реформе Уолл-стрит и защите потребителя. В виде отдельных статей в него вошли законопроекты о восстановлении финансовой стабильности, о справедливой практике вознаграждений в корпорациях и финансовых институтах, о регулировании рынка внебиржевых деривативов, о защите потребителей на финансовых рынках и ряд других. В сенате идет обсуждение своего варианта законопроекта «О восстановлении финансовой стабильности в Америке».

14 января 2010 года Обама предложил ввести временный дополнительный налог на крупнейшие банки, который будет действовать до тех пор, пока банковский сектор не вернет все долги налогоплательщикам. Он также подверг банки критике за "неприличные бонусы". А спустя неделю президент объявил о необходимости наложить законодательные ограничения на размеры пассивов крупнейших банков, дать регуляторам полномочия ограничивать банковскую практику торговли ценными бумагами за счет собственных средств и депозитов клиентов, ограничить деловые связи банков с такими инвестиционными институтами, как хедж-фонды и фонды прямого участия. Аналитики расценивают эти предложения как возврат к закону Гласса--Стигала, который четко отделял коммерческую банковскую деятельность от инвестиционной.

Но в центр своей внутренней политики в первый год правления Барак Обама, несмотря на кризис, поставил реформу американской системы здравоохранения. 8 ноября 2009 года ее проект был одобрен палатой представителей конгресса США. А 24 декабря сенат одобрил свой вариант законопроекта о реформе здравоохранения. Была начата процедура согласований. Однако с избранием на место сенатора Т. Кеннеди республиканца С. Брауна, ярого противника реформы, перспективы принятия закона неясны.

В числе первоочередных задач администрации стоит и продвижение законопроекта «Чистая энергетика и безопасность». Энергетическая политика ориентирована на повышение энергоэффективности и поэтапное увеличение доли возобновляемых источников. Массированные инвестиции в «чистую энергетику» рассматриваются как антикризисная мера и одновременно как долговременная стратегия поддержания технологического лидерства США. Обама тесно увязал вопросы развития «чистой энергетики» с задачей решения проблемы изменения климата. Законопроект пока получил одобрение только в палате представителей. Агентство по охране окружающей среды в декабре 2009 года официально признало загрязнение атмосферы парниковыми газами нанесением ущерба здоровью людей, что позволит ему в дальнейшем устанавливать нормативы выбросов без согласования с конгрессом, таким образом нейтрализуется возможное неодобрение сенатом «климатической» части законопроекта.

Важнейшим направлением государственной политики остается разработка национальной стратегии инновационного развития, ориентированной на поддержание мирового технологического лидерства страны. Закон 2009 года о восстановлении экономики и реинвестировании обеспечил новые крупные вливания средств в фундаментальные исследования. Выступая на заседании Академии наук США 27 апреля 2009 года, Обама заявил: «В такой трудный момент находятся те, кто говорит, что мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка исследований -- это что-то вроде роскоши в то время, когда приходится ограничивать себя лишь самым необходимым. Я категорически не согласен с этим. Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни». Он подчеркнул, что решения о поддержке науки, которые принимаются сегодня, будут питать успехи страны в течение следующих 50 лет. Этот курс президент подтвердил в своем традиционном январском обращении к нации.

В США остро осознают необходимость прорывов в области образования, являющейся одной из основ американской инновационной системы. Серьезным вызовом является состояние школьного образования в США. По данным одного из исследований, 15-летние американцы находятся на 25-м месте по математике и на 21-м месте по точным наукам в сравнении со сверстниками из других стран. Сейчас в старших классах более 20% учителей математики и более 60% учителей химии и физики не имеют специализированной подготовки по своим дисциплинам. Обама объявил, что стране нужна школьная реформа, развитие системы дошкольного обучения и воспитания, серьезное повышение квалификации преподавательского состава. В целом эти же вопросы ставились и при администрации Буша-младшего, однако принятие в 2001 году закона «Ни одного ребенка за бортом» и предпринятые на его основе меры оказались малоэффективными и подверглись резкой критике. Новый президент предлагает ввести единые государственные стандарты для всех школ. В настоящее время школьное образование находится в ведении штатов, и в США нет единых образовательных стандартов. Вместе с тем попытки Обамы продвинуть развитие так называемых чартерных школ, получающих право самостоятельного распоряжения ресурсами и обеспечивающих более качественное образование, встречают сопротивление в некоторых штатах, округах и в профсоюзах учителей.

Новая администрация поставила цель -- к 2020 году снова иметь самый высокий в мире процент выпускников вузов. Государство предоставляет налоговые льготы и гранты для того, чтобы сделать высшее образование более доступным. Президент предлагает расширить возможности детям из работающих семей получить образование в финансируемых государством двухлетних колледжах, предоставить семьям налоговый кредит в 10 тыс. долл. на четыре года учебы в колледжах, увеличить гранты для детей из семей с низкими доходами, ограничить выплаты долга по кредитам на образование 10% дохода бывшего студента и т.д.

Крупнейшим вызовом для американской да и мировой экономики остается проблема дисбалансов США (дефициты федерального бюджета и платежного баланса) и огромный государственный долг. До сих пор США использовали свои преимущества, привлекая в страну сбережения. Большие профициты платежных балансов ряда развивающихся стран позволяли им покупать наиболее ликвидные инструменты -- американские казначейские бумаги, что давало возможность США наращивать долг сверх уровня, который раньше считался критическим. Американский электорат волнуют прежде всего вопросы бюджетного дефицита. Снижение поступлений в бюджет и одновременное увеличение антикризисных вливаний привели к колоссальному росту дефицита федерального бюджета (1,4 трлн долл. в 2009 финансовом году и 1,3 трлн долл., по планируемым данным, в следующем, что составит более 9% от ВВП). Для решения проблемы администрация предложила сократить федеральные программы, показавшие свою неэффективность. В целом это станет труднодостижимой задачей, учитывая, что за каждой программой стоят особые группы интересов, вызывающие яростные дискуссии в конгрессе. В своем обращении к конгрессу Обама призывает с 2011-го заморозить на три года т.н. дискреционные (требующие ежегодного утверждения конгрессом) расходы, исключая ассигнования на национальную безопасность. Эта мера не затрагивает также финансирование основных социальных государственных программ.

В области внешнеторговой политики пока не просматривается четкая стратегическая линия. Наиболее значительные внешнеторговые шаги новой администрации были сделаны как «побочные продукты» антикризисной политики (в частности, «покупай американское» в стимулирующем пакете, субсидии для General Motors и Crysler). В области внешней торговли на политику Обамы большое давление будет оказывать как идеология Демократической партии, так и углубляющийся раскол внутри нее по вопросам торговли и глобализации. Во время президентской кампании Обама резко критиковал соглашения о свободной торговле и высказывал точку зрения о необходимости пересмотра договора НАФТА. Придя в Белый Дом, он смягчил риторику. На встрече лидеров стран -- участниц НАФТА он не ставил вопрос о пересмотре базовых принципов этого регионального объединения.

В сентябре 2009-го США повысили таможенные тарифы на импорт шин китайского производства. Таким образом, президент выполняет свое обещание профсоюзам решить проблему гигантского дефицита торгового баланса с Китаем. Тем более что ему была критически важна поддержка федерации профсоюзов предложенной реформы здравоохранения. Китай в ответ объявил о возможном повышении тарифов на американскую автопродукцию и куриное мясо. Тем не менее значение таких конфликтов не следует переоценивать. «Торговые стычки» стали постоянным явлением, но обычно стороны находят компромисс.

Администрация предприняла ряд важных внешнеполитических инициатив. Хотя эта сфера ее деятельности заслуживает отдельного анализа, отметим по крайней мере некоторые серьезные шаги. Обама под давлением военных отступил от своего главного обещания -- быстрого вывода американских войск из Ирака, однако в обращении к конгрессу он назвал окончательную дату: конец августа 2010 года. Приоритетом внешнеполитической повестки дня стал Афганистан. Обама принял соломоново решение, объявив одновременно отправку дополнительных войск в Афганистан и дату их вывода. Предполагается к июлю 2011-го подготовить афганские силы безопасности к самостоятельным действиям и начать выводить американские войска.

Обама неоднократно подчеркивал свою приверженность укреплению режима нераспространения ОМУ, стремлению к безъядерному миру. США предложили провести у себя саммит по вопросам ядерной безопасности в апреле этого года. Президент в обращении к конгрессу, перечисляя внешнеполитические приоритеты своей администрации, подчеркнул важность завершения переговоров с Россией по продлению Договора СНВ.

США: рейтинги доверия и политика Обамы

Большинство американцев связывало с новым президентом огромные надежды. Было ясно, что оправдать их будет очень трудно. Внутри США рейтинг Обамы падает. Например, если проанализировать ежедневный опрос Расмуссен, то видно, как в течение года соотношение между теми, кто одобряет, и теми, кто не одобряет деятельность Обамы на посту президента, постоянно менялось не в его пользу. В конце января 2009-го президента поддерживали почти две трети американцев, однако уже в июле уровень его поддержки впервые упал ниже отметки 50% и впоследствии достиг 46--47%. Опрос Гэллапа также показал в декабре падение рейтинга Обамы до 47%, что ниже, чем у всех предыдущих президентов в конце первого года их правления, начиная с Франклина Рузвельта. Согласно опросу CBC News/New York Times от 6--10 января 2010 года, только 46% опрошенных одобряет и 41% не одобряет работу президента (в декабре 2009-го соответственно 50 и 39%).

Хотя во всех своих программных выступлениях Обама подчеркивает, что средний класс и малый бизнес являются приоритетом его социально-экономической политики, по опросам CBC News/New York Times от 6--10 января 2010 года, американцы считают, что он слишком мало сделал именно для этих групп и слишком много для банков и автопромышленности.

Барак Обама, обещавший во время выборов подняться над узкими партийными интересами и стать президентом всей Америки, своими инициативами скорее поляризовал общество, чем объединил. Декабрьский опрос Гэллапа показал, что его одобряют 83% демократов и всего 14% республиканцев. Еще более важным в свете предстоящих в 2010 году выборов в конгресс является растущее разочарование среди независимых избирателей, поддержка которых помогла Обаме одержать победу на президентских выборах. Другим тревожным сигналом для президента и демократов является рост рейтинга бывшего губернатора Аляски Сары Пейлин, достигшего в декабре 46%.

Результаты различных опросов могут несколько отличаться между собой, но общую тенденцию снижения популярности Обамы фиксируют все социологические службы. Опросы показали, что для большинства американцев главным вопросом остается состояние экономики. Развернувшаяся в стране дискредитация предложений Обамы по реформе здравоохранения также дала свои результаты.

К результатам опросов следует относиться весьма осторожно. Общественное мнение очень подвижно. Многое зависит от постановки вопроса. Например, неодобрение состояния экономики, по опросам, не совпадает с выросшими индексами потребительского доверия. Первые более или менее объективные оценки деятельности Обамы на посту президента можно будет дать только во второй половине 2010 года, когда прояснится экономическая конъюнктура.

Перспективы

Завышенные ожидания и огромный кредит доверия, который Обама получил от американских избирателей на выборах, исчерпаны. Его атакуют слева и справа, саботируя реформы в здравоохранении и финансовой системе. Левые требуют положить конец войне в Афганистане. Правые, наоборот, критикуют Обаму за нерешительность в отношении Афганистана, Ирана и по другим вопросам. Форму государственной помощи крупнейшим американским банкам ультраконсерваторы назвали «социализмом», а левые обвинили президента в том, что он спасает Уолл-стрит за счет Мейн-стрит (обычных людей). Президент пытается найти компромиссы и в конечном счете рискует потерять поддержку и левых демократов, и умеренных консерваторов. Критическим становится фактор времени: в 2010 году пройдут новые промежуточные выборы.

Администрация Обамы в своей антикризисной политике ходит по минному полю. Поддержка за счет средств налогоплательщиков финансовых институтов, точно так же как и помощь General Motors и Chrysler, не сумевших выработать высококонкурентную стратегию в условиях глобализации, не пользуется поддержкой населения. Однако драматические последствия банкротства Lehman Brothers, обвалы фондового рынка вслед за кредитными тромбами заставляют общество мириться с непопулярными для этой страны мерами. При этом первые шаги были сделаны при республиканской администрации, начавшей курс рекапитализации банков в обмен на неголосующие привилегированные акции и позволившей взять под опеку Fannie Mae и Freddie Mac.

Одной из главных экономических проблем США является создание новых рабочих мест. Уровень безработицы в стране сейчас составляет 9,7%. Демократы опасаются, что медленное улучшение в экономике и высокая безработица могут поставить под угрозу их нынешнее большинство в конгрессе на предстоящих промежуточных выборах. Вокруг законопроекта о создании рабочих мест, как это традиционно бывает, развернулись дискуссии. Республиканцы критикуют его за то, что выделяется новое финансирование, в то время как не израсходованы еще средства, ассигнованные по закону 2009-го о восстановлении экономики. Высказывается точка зрения, что после возврата средств, полученных банками по программе TARP, они должны пойти на разрешение проблемы бюджетного дефицита, а не на создание рабочих мест.

В настоящее время перед администрацией США встала неординарная задача разработать меры своевременного свертывания экстренных программ государственной помощи и стратегию развития в первые посткризисные годы. Осознавая тот факт, что он теряет поддержку среднего американца, Обама в своем обращении к конгрессу основной упор сделал на мерах государственной поддержки среднего класса и малого бизнеса. ФРС со своей стороны по мере улучшения экономической конъюнктуры начала закрывать многие программы кредитования, запущенные для поддержания финансовой стабильности, и повысила дисконтную ставку на займы банкам.

Для администрации критически важно как можно скорее провести законопроект о реформе здравоохранения через конгресс. Однако республиканцы в преддверии выборов фактически заморозили этот процесс. Вокруг законопроекта продолжаются яростные дискуссии в обществе. Для многих американцев речь идет о фундаментальных ценностях, они сомневаются, что государственные услуги будут эффективнее рыночных.

Администрации в ближайшей перспективе предстоит решать и проблему поддержания государственной распределительной общей федеральной программы страхования по старости, утрате кормильца, инвалидности, включающей пенсионное обеспечение и "Медикейр". Здесь работает императив демографической ситуации. Несмотря на благоприятное состояние в этой области по сравнению с другими развитыми странами, перед США встает проблема старения населения. Американские эксперты подсчитали, что с 2018 года выплаты бенефициарам превысят поступления в фонд социального страхования. Данные вопросы требуют радикального и срочного решения, так как они жестко увязаны с вопросами бюджетного дефицита. Обама в обращении к конгрессу подчеркнул, что не собирается передавать эту проблему другому поколению американцев.

Он, кроме того, заявил, что в 2010 году его администрация займется реформой иммиграционного законодательства. Провести реформу в год промежуточных выборов будет чрезвычайно трудно, так как конгрессмены вынуждены прежде всего отстаивать интересы своего штата. Вопросы изменений в иммиграционном законодательстве являются всегда политически взрывоопасными. Острота обсуждения в США так и непринятого законопроекта об иммиграции, предложенного администрацией Буша-младшего, показала, что в стране нет консенсуса по этим вопросам.

В связи с избранием республиканца Брауна на место сенатора Кеннеди демократы потеряли свой решающий "60-й голос", позволявший иметь квалифицированное большинство в сенате. Любая инициатива президента сталкивается с сопротивлением, даже если обе партии признают необходимость решения конкретной проблемы. Так, сенат провалил законопроект о создании комиссии для выработки рекомендаций по решению проблем бюджетного дефицита на двухпартийной основе.

Ирак, Афганистан, Пакистан -- вызовы для президента и Демократической партии в год промежуточных выборов. Американцев беспокоят огромные траты в Ираке и Афганистане, особенно в свете экономической ситуации. Война в Афганистане все больше становится «войной Обамы», которая может повлечь такие же отрицательные последствия для его авторитета, как для Буша война в Ираке.

На промежуточных выборах 2 ноября 2010 года будет решаться судьба трети мест в сенате и всех мест в палате представителей. У республиканцев появились шансы получить часть мест, которые они уступили соперникам в 2008 году. Однако выбор американского электората будет зависеть прежде всего от экономических показателей. Текущие тенденции в экономике США не дают оснований считать неизбежным крупное поражение демократов.

Получатели помощи Сколько сделала администрация для получателей помощи
Слишком много Слишком мало Столько, сколько нужно
Банки 49% 9% 34%
Автопромышленность 37% 13% 41%
Домовладельцы 9% 44% 40%
Средний класс 3% 54% 37%


Малый бизнес
0% 62% 28%
Всего выделено Законом о восстановлении экономики (млрд долл.) Выплачено по состоянию на 31 декабря 2009 года (млрд долл.)
Налоговые льготы 288 92,8
Контракты, гранты, займы 275 68,5
Социальные программы 224 95,7
Итого 787 257
Александр ДЫНКИН, академик РАН, Элина КИРИЧЕНКО, кандидат экономических наук




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.03.2010
Победа Барака Обамы на президентских выборах отразила признание американским обществом необходимости перемен во внутренней и внешней политике США. Его главными предвыборными лозунгами были «перемены» и «да, мы можем»... >>
//  читайте тему:  Ситуация в США
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика