N°209 16 ноября 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Заправка бюджета Регионы отказываются снижать транспортный налог
Сегодня Государственная дума намерена принять в первом чтении законопроект, дающий право регионам снижать транспортный налог. Это делается в рамках постепенного переноса налоговой нагрузки на автомобилистов из налога в топливный акциз, который в числе других источников пойдет на формирование целевых дорожных фондов для ремонта и строительства автотрасс. Однако в большинстве регионов отказываться от денег транспортного налога не собираются, а кое-где его даже повышают. Это означает, что в следующем году автомобилистам придется не только в полной мере платить транспортный налог, но и покупать более дорогой бензин. Активисты общественных организаций не верят, что в ближайшее время удастся заметно улучшить качество дорог, ради чего и производится повышение фискальной нагрузки на владельцев машин.
Правительственный законопроект, вдвое снижающий базовые ставки транспортного налога и дающий регионам возможность устанавливать по нему льготы для различных категорий автовладельцев, по логике должен хотя бы отчасти компенсировать налогоплательщикам повышение со следующего года топливного акциза. Предполагается, что расти он будет примерно на рубль с литра бензина или солярки в год в течение ближайших трех лет. Соответствующий проект закона будет рассматриваться Думой во втором чтении уже завтра. Делается это в рамках формирования новой идеологии финансирования дорожного хозяйства через бюджетные дорожные фонды (см. «Время новостей» от 15 октября). Уменьшают вдвое федеральные законодатели только базовые ставки транспортного налога. Для легковых автомобилей мощностью до 150 л.с. налог может быть сколь угодно низким, хоть нулевым. Снижение не затронет только катера, моторные лодки, яхты, гидроциклы и другие водные суда, а также самолеты: для них базовые ставки транспортного налога предполагается сохранить на нынешнем уровне. Так как транспортный налог -- региональный (он полностью идет в бюджеты субъектов федерации), то конкретные ставки местные законодательные собрания устанавливают самостоятельно. С прошлого года они имеют право уменьшать или увеличивать базовые ставки не более чем в десять раз (до этого индексирование не могло быть более чем пятикратным). Однако воспользоваться правом на десятикратную индексацию в 2009 году попытались только в Калининградской области, но не успели это сделать (закон нужно опубликовать за месяц до начала нового налогового периода). Зато теперь получается, что во всех регионах действующие ставки налога вполне укладываются в новые границы, которые собирается установить для него федеральный законодатель. Однако, снижая базовые ставки транспортного налога, депутаты надеются, что региональные парламентарии последуют их примеру и будут уменьшать фискальную нагрузку на своих автомобилистов пропорционально росту топливного акциза. «Это тренды, которые мы указываем субъектам федерации», -- заявил вчера журналистам заместитель главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган. Особые надежды он возлагает на то, что регионы снизят или отменят вовсе транспортный налог на автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. По его оценкам, такие машины составляют около 80% парка легковушек у нас в стране. Возможно, как раз поэтому региональные законодатели не спешат отказываться от транспортного налога. В эти дни им приходится вносить поправки в свои законы о транспортном налоге, чтобы учесть произошедшие в июле 2010 года изменения федерального законодательства, касающиеся сроков уплаты данных сборов. Закон №229-ФЗ, посвященный в основном новому порядку взыскания мелких фискальных долгов, установил, что конечный срок оплаты транспортного налога должен быть не ранее 1 ноября года, следующего за налоговым периодом. До сих пор в большинстве регионов этот налог необходимо было уплатить или до 1 марта, или до 1 июля, как в Москве. При этом ставки налога регионалы не меняют. Лишь изменением сроков уплаты налога решили ограничиться парламентарии Алтайского и Приморского краев, Воронежской, Иркутской и Тульской областей, Ямало-Ненецкого округа, Адыгеи. Их коллеги из Ханты-Мансийского автономного округа только уравняли ставки для физических и юридических лиц, а также освободили от уплаты данного налога автовладельцев машин до 250 л.с. из многодетных семей. Кстати, по словам г-на Когана, подобные льготы для многодетных установлены уже примерно в трети регионов. Законодательное собрание Санкт-Петербурга полностью освободило от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., но распространяется эта льгота только на ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий на территории СССР, России и других государств, инвалидов I и II групп, граждан, подвергшихся воздействию радиации, родителей, опекунов и попечителей детей-инвалидов (до сих пор они могли не платить налог с автомобилей до 100 л.с.), а также на многодетные семьи, имеющие более четырех детей. Пенсионеры тоже смогут не платить транспортный налог за машины до 150 л.с., но только если их средства передвижения относятся к отечественным моделям. В Липецкой области пошли навстречу пенсионерам, вдвое снизив для них транспортный налог на машины до 125 л.с. (до сих пор это касалось техники до 100 л.с.). От пересмотра ставок налога региональные власти отказываются вполне сознательно. «Этот налог не целевой, все выплаты с него поступают в бюджеты муниципальных образований. А значит, он позволяет платить зарплаты учителям, медработникам», -- объяснил решение своих коллег председатель Воронежской думы Владимир Ключников. Федеральные парламентарии понимают осторожность своих региональных коллег. «Возможно, в этом году решение о снижении транспортного налога не будет принято», -- предупреждает депутат Коган. Он объясняет это тем, что повышение акцизов предполагается поэтапным, растянутым на три года. «Субъекты федерации ждут, какие решения будут приняты по дорожным фондам. Если средства через них в регионы пойдут, то они станут снижать транспортный налог», -- надеется депутат. Но «уменьшение будет добровольным; никто в принудительном порядке заставлять снижать налоги регионы не будет», -- считает г-н Коган. Причем он убежден, что для мощных, дорогих автомобилей снижать транспортный налог вообще не стоит. В духе задуманного федеральными властями обмена транспортного налога на топливные акцизы пока действуют лишь власти Тюменской области и Забайкальского края. В конце октября депутаты Тюменской областной думы полностью освободили от уплаты транспортного налога владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, а также владельцев мотоциклов и мотороллеров отечественного производства и производства стран СНГ. В Чите в первом чтении принят законопроект, снижающий ставки транспортного налога в полтора раза. Депутат Александр Коган уверяет, что аналогичное решение зреет в Белгородской области. На 20% транспортный налог решено снизить в Оренбургской области, но только для автомобилей до 100 л.с. А вот в Кировской области транспортный налог, наоборот, решили с 2011 года увеличить. Внесенный правительством области проект предполагал их индексацию в 1,5--2 раза. Но после многочисленных протестов местных автомобилистов повышение решили сделать не столь резким: ставки вырастут на 20--30%. Больше всех не повезло владельцам автомобилей с двигателями мощностью от 45 до 100 л.с. -- для них налог удвоится. Даже при обнулении транспортного налога платить государству меньше будут только те автомобилисты, которые практически не пользуются своими машинами. Как подсчитал Александр Коган, хозяин автомобиля с двигателем мощностью до 120 л.с. и расходом топлива примерно 9 литров на 100 км, из-за предполагаемого повышения топливного акциза с 2011 года на 1 руб. с литра, за год переплатит в среднем 1,5 тыс. руб. (это при пробеге около 300 км в неделю). Транспортный налог сейчас составляет около 2,4 тыс. руб. Но в соответствии с такими расчетами получается, что уже с 2013 года подобный автовладелец только за счет увеличения акциза на три рубля будет вносить в бюджет 4,5 тыс. руб. и без транспортного налога. Увеличение фискальной нагрузки на автомобилистов никак не скажется на состоянии дорог, убеждены лидеры общественных движений. «Привести дороги в нормальное состояние за год не удастся. Ничего не сделано в пресечении коррупции и воровства в этой сфере», -- считает глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. С ним фактически согласен и депутат Александр Коган. «Если уж откровенно говорить, то для того, чтобы привести дорожную сеть к нормативному состоянию, предусмотренного финансирования будет недостаточно», -- признается депутат. Несмотря на явное и весьма существенное увеличение фискальной нагрузки на автомобилистов, акций протеста, подобных тем, которые мы наблюдали год назад, когда обсуждалось удвоение ставок транспортного налога, пока не наблюдается. «Автомобилисты пока не поняли происходящее. Вот когда цены на бензин реально вырастут, -- заявил г-н Похмелкин и тут же осекся. -- Хотя к этому уже привыкли». «Даже если пойдут протесты по поводу роста цен на бензин, власти всегда смогут сказать, что транспортный налог они снизили. А то, что он реально остался на прежнем уровне, так это ваши региональные власти виноваты. На них и давите. Вся вина уже туда уходит, -- рассуждает г-н Похмелкин. -- Хотя если бы я сам был региональным депутатом, никогда не проголосовал бы за снижение своего налога. Им и так денег не хватает ни на что -- все забирает себе федеральный центр». Помочь автомобилистам разобраться в происходящем намерена Федерация автовладельцев России. Председатель ее московского отделения Сергей Канаев сообщил «Времени новостей», что на 20 ноября готовится первая акция протеста и в Москве, и по всей стране, в том числе «с требованием о полной отмене транспортного налога». |
Регионы отказываются снижать транспортный налог Сегодня Государственная дума намерена принять в первом чтении законопроект, дающий право регионам снижать транспортный налог... >>
Два единоросса не поделили областной центр Политический кризис разразился в Туле: мэр Алиса Толкачева и сити-менеджер Михаил Иванцов не могут поделить управление городом. В результате г-жу Толкачеву, являющуюся одновременно спикером городской Думы, исключили из фракции «Единой России», а г-н Иванцов сам подал в отставку со своего поста... >>
Производители и ритейлеры не видят оснований для резкого всплеска цен на продовольствие Производители сельскохозяйственной продукции и представители торговых сетей призвали россиян не бояться роста цен на продукты питания. Тем более что оснований для их резкого всплеска в ближайшее время пока нет... >>
Военные эксперты обсудили проблемы гуманизации армейской службы Военная реформа, которую решительно проводит министр обороны Анатолий Сердюков, безусловно, дает положительные результаты. Но одновременно обнаруживаются и неожиданные последствия. Эти побочные явления могут создать серьезные проблемы в армии... >>
12 октября -- 12 ноября 2010 годов «Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в федеральной прессе и эфире центральных ТВ-каналов... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|