N°200 01 ноября 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Минкульт выходит на сцену У Александра Авдеева появились новые обязанности в Большом театре
Президент Дмитрий Медведев распорядился сформировать оргкомитет по подготовке и проведению торжественного открытия исторического здания Большого театра, которое должно пройти в октябре будущего года. Оргкомитет, по сообщению пресс-службы Кремля, возглавит заместитель руководителя администрации президента Александр Беглов -- тот же чиновник, которого г-н Медведев весной 2009 года фактически назначил ответственным за то, чтобы реконструкция старого здания Большого не затянулась еще на многие годы из-за ошибок предыдущих государственных кураторов. Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что реконструкция вышла на финальный этап, и менее чем через год на старой сцене состоится гала-представление с участием звезд Большого.
Однако предаваться торжественным настроениям явно рано -- новый скандал вокруг Большого уже «заготовлен» Министерством культуры. Как сообщил «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией, руководство Большого намерено в ближайшее время инициировать пересмотр только что утвержденного правительством нового устава театра. Документ готовился в Министерстве культуры. И хотя представителей Большого привлекали к участию в его разработке, в итоге ни одно их существенное замечание или предложение не было учтено. Более того, в уставе появился скандальный пункт, напоминающий о советских принципах управления культурой. Напомним, что согласно новому уставу назначение генерального директора театра передано от Министерства культуры на более высокий уровень -- в правительство России. В начале месяца правительство решило заключить очередной контракт с Анатолием Иксановым, возглавляющим театр с 2000 года. Этому предшествовал серьезный аппаратный конфликт. Министр культуры Александр Авдеев представил главе кабинета Владимиру Путину для назначения главой театра кандидатуру советника президента Юрия Лаптева, однако не согласовал это с самим Дмитрием Медведевым (см. "Время новостей" от 13 октября). В итоге г-н Иксанов сохранил свой пост, но после назначения обнаружил заложенную Минкультом в уставе театра «мину». Пункт №30 нового устава театра гласит, что заместители генерального директора и творческие руководители театра назначаются и увольняются Министерством культуры по представлению гендиректора. Как рассказывают источники «Времени новостей», этот пункт не обсуждался при подготовке устава и г-н Иксанов с изумлением увидел его уже в утвержденном документе. Безусловно, право государства -- формулировать подобные правила игры. Но если, например, существование возрастного ценза во французских государственных театрах (руководитель должен быть моложе 65 лет) выглядит милой нелепостью, то вмешательство государства в творческий процесс на уровне назначений и увольнений у здравомыслящего человека может вызвать лишь недоумение, а у Большого театра -- проблемы с существованием на мировом рынке. Удивительна и непоследовательность, заложенная чиновниками в документ: с одной стороны, функция доверия генеральному директору театра, выражающаяся в заключении с ним контракта, передана на высокий уровень правительства, а с другой -- власти не доверяют ему в формировании коллектива. Отдельно стоит отметить и то значение, которое при новом порядке приобретает личностный фактор, возможность навязывания главе театра решений, ответственность за которые не будет нести никто. Возможно, вероятны ситуации, при которых министр и глава театра живут душа в душу и исповедуют одинаково симпатичные художественные ценности, но вероятность бессмысленного конфликта куда выше. А после истории с несостоявшимся назначением Юрия Лаптева (вернее, отставкой Анатолия Иксанова) новый устав и вовсе выглядит как попытка возмещения морального ущерба со стороны министра культуры. Кстати, опрошенные сотрудники Большого смогли припомнить лишь считанные визиты Александра Авдеева в театр в качестве зрителя, последний из которых был на восстановленную Юрием Григоровичем старую постановку «Ромео и Джульетты». Министр оказался в высшей степени доволен спектаклем, что в определенной степени может свидетельствовать о его вкусах и служить некоторой «угрозой» для г-на Иксанова, с уважением относящегося к классикам, но делающего ставку на современность. И, например, совершенно неизвестно, как отнесся бы министр Авдеев к кандидатуре Василия Синайского, которого Анатолий Иксанов назначил в сентябре на должность главного дирижера и музыкального руководителя театра. Впрочем, собеседники «Времени новостей» в Большом театре видят проблему не только в скандальном пункте №30. По их мнению, новый устав просто не соответствует тем задачам, которые стоят перед театром сегодня, и возможностям, которые появятся в связи с открытием старой сцены. Достаточно сказать, что в нем никак не отражено и соответственно не регламентировано наличие филиала театра (Новая сцена, на которой сейчас проходят спектакли) или запланированное появление уже в следующем году современных складских мощностей, которые могут быть предоставлены и другим театрам. Пересмотр нового устава, если он состоится (а необходимость этого очевидна), можно будет представить рутинной бюрократической процедурой. Но уже вторая скандальная история по линии «министр культуры -- Большой театр» за последние месяцы точно не играет на руку ни непосредственному куратору в лице премьер-министра, ни «политическому» куратору в лице президента страны. Источники «Времени новостей» в Кремле предполагают, что в оргкомитет торжеств по случаю открытия исторической сцены вряд ли войдет сам г-н Авдеев -- скорее всего Александр Беглов, которому предстоит сформировать персональный состав комитета, привлечет к работе кого-то из менее высокопоставленных, но более ответственных сотрудников Министерства культуры. |
У Александра Авдеева появились новые обязанности в Большом театре Президент Дмитрий Медведев распорядился сформировать оргкомитет по подготовке и проведению торжественного открытия исторического здания Большого театра, которое должно пройти в октябре будущего года... >>
«Дон Жуан» в Большом театре в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса В Большом театре подходит к концу серия показов моцартовского «Дон Жуана» в интерпретации Чернякова -- Курентзиса. Первая версия спектакля была показана на фестивале в Экс-ан-Провансе -- с Фрайбургским барочным оркестром, дирижером Луи Лангре и с другими исполнителями (см. «Время новостей» от 7 июля)... >>
«Мегамозг 3D» на экранах Москвы и всего мира Титульный персонаж нового мультфильма студии Dreamworks -- небесно-голубого цвета инопланетянин, прямо после рождения попавший на Землю-матушку и по воле рока вынужденный стать главным вреднюгой, изводящим обитателей условного мегаполиса Метросити... >>
Москвичи помешали творческой студии создать еще один сверхприбыльный культурный проект Дружба Юрия Лужкова с деятелями культуры еще долго будет оказывать влияние на состояние исторической среды города. К сожалению, это влияние отнюдь не в ограждении культурных ценностей от тотального строительства, а, напротив, в их разделе с целью реализации тех или иных девелоперских проектов... >>
«Московский концептуализм» в фонде «Екатерина» Организованная фондом культуры «Екатерина» и подготовленная кураторами Александрой Даниловой и Еленой Куприной-Ляхович выставка «Поле действия» по праву претендует на то, чтобы считаться энциклопедией московского концептуализма... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|