N°144
13 августа 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.08.2010
Истина на дне
Десять лет назад погибла подлодка «Курск»

«Так что же случилось с вашей подводной лодкой «Курск»?» -- «Она утонула». Это знаменитые фразы из известного диалога американского тележурналиста Ларри Кинга и президента России Владимира Путина 22 августа 2000 года. Утонула -- это единственное, что до сих пор абсолютно точно известно о трагедии субмарины, происшедшей ровно десять лет назад. 12 августа 2000 года в Баренцевом море погибла подводная атомная лодка «Курск» и весь ее экипаж -- 118 человек.

Для большинства россиян причина катастрофы остается неясной. Официальная версия содержит пассаж про "обстоятельства непреодолимой силы". Неимоверная жара, пожары на гигантской территории, густой удушающий смог -- тоже обстоятельства непреодолимой силы. Но в Москву в спешном порядке не прилетал руководитель американского разведывательного сообщества улаживать дела. А тогда прилетал. История спецслужб не знает столь быстрой реакции, материализовавшейся в спешный перелет через океан. Каким образом связаны два упомянутых события? Этот вопрос, как и многие другие, остается без ответа.

Всего прокурорами, ведущими следствие по «Курску», было выдвинуто 18 рабочих версий. Основные -- столкновение с российским или иностранным подводным или надводным кораблем, поражение торпедой или ракетой российским или иностранным подводным или надводным кораблем, диверсия, террористический акт, подрыв на мине времен Великой Отечественной войны, гибель в результате нештатной ситуации с вооружением. Следствие остановилось на том, что катастрофа произошла в 11 час. 28 мин. 12 августа 2000 года вследствие взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного аппарата. Дальше детонировали торпеды в первом отсеке. Дело прекращено «за отсутствием состава преступления».

Но версии, выдвинутые не самодеятельными фанатичными исследователями, а профессионалами, продолжают жить. Остается и множество вопросов. Как быть с явной продольной и глубокой вмятиной на корпусе «Курска», которую показывало по ТВ и комментировало высшее военно-морское начальство России? Откуда мазутное пятно рядом с местом гибели «Курска», говорящее о том, что пострадал кто-то еще? Куда делся всплывший после гибели субмарины чужой радиобуй? А горький упрек тогдашнего командующего Северным флотом (ныне сенатора) адмирала Вячеслава Попова: «Хотел бы посмотреть в глаза тому, кто все это устроил». Значит, это все-таки кто-то «устроил», и катастрофа не результат стечения обстоятельств?

Итак, основная версия -- взрыв под водой. Но тогда, резонно возражают профессионалы-подводники, корпус лодки разворотило бы изнутри, а на «Курске» обшивка была загнута внутрь. По официальной версии, АПЛ во время взрыва находилась под водой. Но подводная лодка по всем правилам должна иметь под килем минимум три своих длины. При длине «Курска» 153 м под ней должно было бы быть не менее полукилометра. При меньшей глубине никакой морской начальник не разрешил бы погружения. Глубина же в месте затопления лодки всего 115 метров.

Торпеда сама по себе взорваться не может. И от удара подлодки об дно никогда торпеды не взрывались. Имеющие четыре уровня защиты, они не детонируют. Даже при пожаре. На фотографиях, сделанных под водой, видно, что лодка лежит на боку, а торпеды (не взорвавшиеся) валяются на дне возле нее. Если бы взорвался торпедный отсек, как утверждает следствие, вода хлынула бы в корпус и погасила огонь. Но трупы членов экипажа сильно обгорели.

Место, где затонул подводный крейсер, -- полигон именно надводных кораблей, а не подлодок. На фотографии видно: на дне лодка лежит с поднятыми выдвижными устройствами (перископом и т.д.). Но все выдвижные устройства лодки поднимаются только при надводном положении.

Все эти десять лет многие специалисты твердят: причина гибели лодки -- очень мощное внешнее воздействие. «Курск» могли потопить ракеты класса «земля--земля», когда он двигался в надводном положении в район учений. Ракеты российские. А пустить их могли откуда угодно -- учения были масштабными.

«Курск» мог быть протаранен лодкой класса «Этек» -- атакующая, то есть лодкой-киллером. В составе американского флота есть такая специальная эскадра лодок. У них есть «нарост» в виде набалдашника или ледокольной «бульбы». Кстати, лодка, замешанная в гибели нашей АПЛ на Тихом океане в марте 1968 года, называлась «Суордфиш» -- "Меч-рыба".

В 2000 году корабли «Петр Великий» и «Адмирал Чебаненко» зарегистрировали два холмообразных объекта на морском дне. Через некоторое время один из них исчез. Вполне возможно, что лодка-киллер «отлежалась» и сумела уйти. Возможно, приходила еще одна лодка США, чтобы уничтожить следы.

После катастрофы «Курска» в норвежский порт Берген зашла американская лодка «Мемфис». Об этом СМИ заявили со ссылкой на норвежские спецслужбы. Но зачем разведке натовской страны афишировать действия союзника? Вывод простой: «Мемфис» не имеет никакого отношения к лодке, бывшей в Баренцевом море, а сообщение о ней прошло для отвода глаз.

В северной части Атлантики действует 2-й флот США. Его спецкомандование находится на военно-морской базе Гротон в Нью-Лондон, штат Коннектикут. Кстати, неподалеку от этого места произошло столкновение атомной подлодки «Коннектикут» класса «Огайо» с подлодкой «Сан-Хуан» класса «Этек». Характер столкновения удивительно напоминает то, что случилось в Баренцевом море. Не исключено, что столкнувшиеся лодки тренировались, поскольку принадлежат к особой 12-й эскадре, которая дислоцируется в Гротоне. В ее составе лодки «Мемфис», «Си Вулф» и «Вирджиния». В эскадре отрабатываются нестандартные боевые операции.

Возможно, "Курск" был потоплен безэкипажной таранной подлодкой с прочными боковыми выступами на носу, управляемой мощным компьютером. Такую лодку способны были производить к тому времени не только США. Эффективность такой мини-подлодки несомненна, поскольку на большой глубине умеренный удар по внутреннему прочному корпусу смертелен, а внешний корпус проломить несложно. "Титаник" и "Адмирал Нахимов" погибли вследствие того, что их борта в подводной части были распороты при скользящих ударах.

Версию «сильного постороннего механического воздействия» на практическую торпеду, которая была в торпедном аппарате, поддерживал тогда и генеральный конструктор, начальник Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" академик РАН Игорь Спасский. Он автор проектов большинства наших подводных лодок, в том числе «Курска». «При воздействии посторонних объектов на носовую часть «Курска» мог деформироваться торпедный аппарат и, соответственно, сама торпеда, с последующими физическими процессами, что в итоге привело к срыву крышек этого торпедного аппарата и распространению воды и газообразных топлива и окислителя на объемы первого и второго отсеков, -- сказал он в интервью, данном мне в 2000 году. -- Воздействие паров керосина и разложившейся перекиси водорода на отсеки могло быть губительным, так как перекись, разлагаясь, дает атомарный кислород -- очень активное вещество, и от любой искорки мог произойти объемный (не хочу называть взрывом) хлопок и по тем же причинам интенсивный и высокотемпературный пожар».

Современные подлодки могут столкнуться, пояснил академик Спасский: иногда на малой глубине встречаются такие провалы в зонах акустической видимости, когда рядом не слышишь, а за 20 км слышно прекрасно. Возможно, и в ситуации с «Курском» оказались подобные условия.

Игорь Дмитриевич в тогдашней госкомиссии был реальным руководителем. И именно с нажимом академика связывают решение отделить и оставить на дне моря носовую часть «Курска», где возникла аварийная ситуация. Хотя поначалу он заверял: подъем первого отсека или его фрагментов пройдет в мае--августе следующего года.

Но из исследования вынули самую информативную часть -- своего рода «черный ящик». В носовом отсеке была пленка с 80 часами записей переговоров экипажа. Дорогостоящую «ампутацию» и взрыв носового отсека объяснили возможностью взрыва оставшегося там боеприпаса. Однако фрагменты взрывчатки общим весом около полутонны и два десятка ракет «Гранит», в том числе и деформированных, остались целы.

Носовую часть отрезали, может быть, и потому еще, что в районе торпедных аппаратов между легким и прочным корпусами располагалась емкость объемом в десятки кубометров горючего для резервных дизель-генераторов. Это обстоятельство не упоминается ни в одной из сотен публикаций о катастрофе.

Множество противоречий встречается не только при объяснении причин гибели лодки, но и в версиях того, почему не спасли экипаж. Официально утверждалось, что подводный колокол на корпусе затонувшей подлодки установить не могут. Однако известно, что флотские водолазы на тренировках устанавливали его буквально за пять минут. И глубоководные аппараты тоже были. Вышеупомянутые фотографии были сделаны с них. Один из членов экипажа этих аппаратов, утверждают подводники, даже стал после трагедии АПЛ Героем России.

Почти год на том месте, где затонул «Курск», стоял надводный корабль, который не подпускал никого к лодке. Зачем? Еще большее недоумение вызывает прочтение доклада органов военной контрразведки: «В определенной степени следует полагать, что в августе 2000 г. российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Курск» в Баренцевом море мог выполнять учебно-боевую задачу в интересах ВМС США, что и предопределило его закономерную обреченность».

Таких трагедий в истории России, как ни жаль, много. И расследования таких происшествий, как правило, не имеют логического конца. Истина тонет в удобных витиеватых формулировках, как лодка в пучине. Отчеты комиссий, назначенных для вскрытия причин случившегося, неубедительны, много в них недоговоренностей, отступлений от логики. В России вообще все трагедии замалчиваются.

Но даже по обрывочной информации специалисты делают вывод: инцидент в Баренцевом море мог привести к третьей мировой войне. Как и на Дальнем Востоке в сентябре 1983 года, когда советский истребитель-перехватчик сбил южнокорейский «Боинг-747» с 269 пассажирами на борту. Сегодня довольно убедительно доказано: в ту ночь было сбито девять летательных аппаратов -- один советский, остальные американские. И там и там в течение нескольких дней любой неверный шаг мог привести к обмену ядерными ударами. Тогда инциденты, к счастью, были урегулированы дипломатическим путем.
Николай ПОРОСКОВ




реклама

Грузовые шины td-planetashin.ru
  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.08.2010
Reuters/Риа-Новости
Президент поручил правительству проконтролировать последствия запрета на экспорт зерна
Вчера на совещании в Таганроге по ситуации на зерновом рынке президент России Дмитрий Медведев потребовал от правительства максимально быстро начать зерновые интервенции, не допустить роста цен на хлеб и помочь экспортерам, которым после введения правительством с 15 августа эмбарго на экспорт зерна могут угрожать судебные иски контрагентов... >>
//  читайте тему:  Жаркое лето 2010
  • //  13.08.2010
Дефицит бюджета растет на фоне существенного увеличения налоговых сборов
Федеральная налоговая служба отчиталась о пополнении федерального бюджета за семь месяцев этого года. Бюджету от налоговиков перепало 1,8 трлн руб. Это на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года... >>
  • //  13.08.2010
Новая система управления Северным Кавказом пока не срабатывает
Беспрецедентный разнос, устроенный в минувшую среду президентом Дмитрием Медведевым на совещании в Сочи чиновникам, отвечающим за ситуацию в Дагестане, говорит о том, что нынешний, сформированный только в начале текущего года контур управления Северным Кавказом может быть снова скорректирован... >>
  • //  13.08.2010
Десять лет назад погибла подлодка «Курск»
«Так что же случилось с вашей подводной лодкой «Курск»?» -- «Она утонула». Это знаменитые фразы из известного диалога американского тележурналиста Ларри Кинга и президента России Владимира Путина 22 августа 2000 года... >>
  • //  13.08.2010
Правительство Башкирии ушло в Интернет
Сразу пять министров Башкирии дружно завели себе блоги в «Живом журнале» вслед за новым президентом республики Рустэмом Хамитовым, чей дневник за пять дней после открытия посетили уже более 34 тыс. человек... >>
  • //  13.08.2010
Пожары обошли стороной российские выборы
Несмотря на лето и лесные пожары, подготовка к единому дню голосования 10 октября идет полным ходом. Об этом на вчерашней пресс-конференции заявил председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама