N°48 24 марта 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Уйти по-русски Газопроводная декларация Украины и Европы разозлила Москву
Российская делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко вчера досрочно покинула международную конференцию в Брюсселе, посвященную газопроводной системе Украины. А ближе к вечеру председатель правительства РФ Владимир Путин пригрозил Европе пересмотреть принципы энергетического сотрудничества, если ЕС не прекратит попытки обустроить газовый рынок Украины без участия Москвы.
Российские власти посчитали, что подписание декларации о модернизации газотранспортной инфраструктуры Украины между украинским правительством, Еврокомиссией и руководителями ряда международных финансовых организаций является актом игнорирования интересов России как поставщика газа. «Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересматривать принципы наших отношений, -- пообещал российский премьер, выступая перед журналистами в Сочи. -- Очень бы хотелось, чтобы до этого дело не дошло». Мгновенная жесткая реакция со стороны Москвы на сепаратные переговоры Киева с Брюсселем свидетельствует о том, насколько ревностно Владимир Путин относится к недавним договоренностям с Юлией Тимошенко, которые, очевидно, рассматриваются как база для построения политического и экономического партнерства. Украинский премьер, похоже, почувствовала, что пошла по тонкому льду, и еще до заявлений российского коллеги поспешила пригласить «Газпром» к участию в программе модернизации газотранспортной системы. Но Владимира Путина и поставщика газа такая постановка устроить не могла: они всерьез рассчитывали совместно с Еврокомиссией добиться возрождения работы международного консорциума по управлению газопроводами Украины и развитию транспортной инфраструктуры. «Мне кажется, что документ, о котором мы сейчас говорим (декларация. -- Ред.), является как минимум непродуманным и непрофессиональным, -- сказал российский премьер. -- ...Мы предлагали, и тогда украинские партнеры в принципе согласились, чтобы создать международный консорциум из российских компаний, европейских и украинских, которые могли бы взять эту ГТС (украинскую газотранспортную систему. -- Ред.) в аренду. При этом Украина не утратила бы права собственности на нее. Это было неплохое предложение, и считаю, к этому можно было бы вернуться». Однако Киев и Брюссель предпочли пойти другим путем. Юлия Тимошенко объявила об очередной большой газовой победе, поскольку Европа вроде бы пообещала помочь Украине модернизировать газопроводы, не требуя передать их в собственность или хотя бы в управление. Правда, помощь будет не безвозмездной, а в форме кредитов Всемирного банка и европейских некоммерческих кредитных организаций. А сами инвестиционные проекты будут проходить стандартную жесткую процедуру анализа эффективности и надежности. При этом Еврокомиссия добилась от г-жи Тимошенко массы обязательств, в том числе о реформе украинского газового рынка к 2011 году по европейскому образу и подобию. Помимо прочего это грозит пересмотром долгосрочных контрактов на поставку и транзит газа, подписанных между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» в январе. Дело в том, что в результате предполагаемой реформы газового сектора изменится транзитер российского газа -- вместо «Нафтогаза» им станет независимый оператор газотранспортной системы. Кроме того, может измениться система расчета тарифа на транспортировку, что потребует радикального пересмотра действующего контракта. «Ряд положений совместной декларации, принятой в ходе конференции, противоречит указанным долгосрочным договоренностям, может привести к удорожанию стоимости газа для его украинских и европейских потребителей, -- сказал вчера официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко. -- Подобные действия трудно расценить как направленные на укрепление сотрудничества Европейского союза с Россией». Впрочем, Украине пойти на разделение «Нафтогаза» еще сложнее. Компания обременена значительными кредитными обязательствами (около 5 млрд долл.), которые обеспечены в том числе выручкой за транзит. Более того, если управление ГТС и подземными хранилищами перейдет независимому оператору, «Нафтогазу» придется платить рыночную цену за транспортировку и хранение газа, поставляемого на внутренний рынок. После того как на конференции было объявлено о начале церемонии подписания документа, министр энергетики Сергей Шматко, зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев и другие члены российской делегации демонстративно покинули зал. «Нам неинтересно то, что будет дальше. И так все ясно... Нам жалко, что Украину втянули в европейские разборки», -- цитирует топ-менеджера газового концерна информагентство УНИАН. А г-н Шматко добавил, что вряд ли итоги этой конференции будут интересны самой Украине. Во время своего выступления он посетовал: «Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации. Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной». Хотя утром в ходе встречи с комиссаром по энергетике ЕС Андрисом Пиебалгсом г-н Шматко, как сообщила пресс-служба Минэнерго, условился продолжить обсуждение основных принципов сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере, чтобы снизить риски для стабильного производства, транспортировки и потребления энергоресурсов. Чиновники даже заявили о поддержке реализации всех инфраструктурных проектов, направленных на диверсификацию поставок углеводородов в ЕС. Сам г-н Пиебалгс, отметив, что в декларации записаны корректные вещи, заявил: «Я сожалею об этом (о реакции российской делегации. -- Ред.), так как у нас нет даже в мыслях намерения ослабить позиции «Газпрома» в Европейском союзе. Я слышал, конечно, это заявление о том, что Россия может искать другие рынки, но европейский рынок -- самый лучший для российского газа. Я надеюсь, что это разочарование пройдет». По его словам, Еврокомиссия продолжит сотрудничество с Россией с тем, чтобы «как-то сгладить это огорчение». Собственно, прекращение транзита российского газа в Европу через территорию Украины почти на три недели в разгар зимних холодов и заставило Брюссель искать рычаги воздействия на ситуацию. В январе европейцы фактически оказались беспомощными заложниками политико-экономического спора Москвы и Киева. Подписание трехстороннего протокола об организации международного мониторинга транзита, который предложила российская сторона, не повлияло на ситуацию, зато подтвердило: участники конфликта пытаются перетянуть Еврокомиссию в свою группу поддержки, но учитывать интересы европейских потребителей никто всерьез не собирается. Подписанная вчера декларация -- это попытка Брюсселя создать правовую базу для воздействия на Украину и ее поведение в газовом вопросе. Но на основе принципов европейской энергетической политики. В частности, в тексте документа содержится сразу семь обязательств украинского правительства. Оно должно обеспечить независимость оператора газотранспортной системы; равный и недискриминационный доступ к трубе; разрешить оператору реализовывать на коммерческих условиях планы долгосрочного развития системы; создать открытый, прозрачный и рыночный механизм формирования тарифов, предусматривающий инвестиционную составляющую; допустить третьи стороны к услугам подземных хранилищ; гарантировать соблюдение международных стандартов закупки оборудования для модернизации, охраны природы и безопасности труда. Кроме того, кабмин Украины обязан не позднее конца года разработать программу реформирования газового рынка на 2010--2011 годы. Еврокомиссия в ответ обещает оказать техническую и консультационную помощь по реформированию газового рынка и обеспечению модернизации ГТС. При этом гарантий инвестиций декларация не содержит. В ней лишь зафиксировано намерение содействовать в предоставлении финансирования проектов по итогам их экспертной оценки со стороны международных кредитных организаций. Перечень проектов Киев объединил в так называемом мастер-плане модернизации газотранспортной системы, который предусматривает инвестиции в замену компрессорных станций (70% затрат по основной программе общей стоимостью около 2 млрд долл.) и реконструкцию линейной части. Дополнительно предусматривается возможность строительства газоизмерительных станций на входе в украинскую систему, о чем просит Еврокомиссия. Киев предлагает европейцам профинансировать их в виде гранта, поскольку экономического смысла у этих проектов нет (ГИС, показывающие объемы входящего в систему газа, стоят на российской территории). Это «удовольствие» стоит еще около полумиллиарда долларов. Г-н Голубев, комментируя объемы необходимых инвестиций, сказал, что 2--3 млрд долл. -- это лишь начальная цифра, а на самом деле понадобится на порядок больше. Чуть позже он пояснил, что, по оценкам «Газпрома», в общей сложности понадобится 16 млрд долл. Природу этих расчетов он не раскрыл. А в пресс-службе концерна от комментариев отказались. |
Газопроводная декларация Украины и Европы разозлила Москву Российская делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко вчера досрочно покинула международную конференцию в Брюсселе, посвященную газопроводной системе Украины... >>
Компания оспаривает контракт с "Мечелом" Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Мечел» снова намерены встретиться в суде. Правда, на этот раз стороны поменялись местами. Если в ноябре прошлого года «Мечел» предъявил иск Магнитке из-за долга в 960 млн руб. за поставленное сырье, то вчера стало известно, что в суд обратился уже ММК... >>
План Гайтнера по выкупу "токсичных" активов основан на государственно-частном партнерстве Министерство финансов США вчера обнародовало план, который уже несколько месяцев обсуждали и ждали участники рынка, -- программу выкупа у банков так называемых «токсичных» активов. Как и ожидалось, объем программы может составить до триллиона долларов, однако около половины этих средств должны предоставить частные инвесторы... >>
Автоконцерн снова повышает цены на 5% Американский автомобильный концерн Ford Motor, несмотря на падение спроса, уже в третий раз с начала года повышает отпускные цены на свои автомобили... >>
Правительству США необходимо увеличить ассигнования на ремонт действующих и строительство новых мостов, железных дорог, канализационных систем и другие инфраструктурные объекты до 1,6 трлн долл... >>
По прогнозам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), выдача ипотечных кредитов в этом году будет поддерживаться в основном за счет трех госбанков -- ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|