N°195
22 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.10.2009
"Посткризисная экономика потребует новых профессионалов"
Российские власти планируют с 2010 года запустить новую программу опережающего обучения специалистов, направленную на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, со следующего года получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования и подтверждаться дипломами государственного образца. Планируется, что ежегодно в переобучении за государственный счет будет принимать участие около 280 тыс. россиян. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая потребует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха, уверен один из главных разработчиков программы директор Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета профессор Валерий ГУРТОВ.

-- Какое участие в подготовке новой программы опережающего обучения принимал Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета?

-- Мы разрабатывали прогнозные потребности экономики в кадрах в отраслевом и региональном разрезе в посткризисный период и затем формировали перечень перспективных рынков труда на федеральном и региональном уровне. На этой основе разрабатывались направления, для которых необходимы программы опережающего обучения. Содержательную часть программ разрабатывал Федеральный институт развития образования.

-- Чем опережающее обучение второго этапа будет отличаться от тех программ, которые действовали в 2009 году?

-- В 2009 году в рамках опережающего обучения основным является социальный аспект. Опережающее обучение на нынешнем этапе предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находятся под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствуют". Количество работников, которые находятся под угрозой сокращения либо уже уволены, в 2009 году составляет около миллиона человек. И этим людям нужно было что-то предложить. Вот государство им и предложило за счет бюджетных средств либо пройти переподготовку на новую специальность, которая востребована, либо пройти повышение квалификации по старой специальности, чтобы стать более конкурентоспособными на рынке труда. В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию. Число граждан, которые прошли такое переобучение в 2009 году, составляет примерно 400 тыс. человек. Это очень неплохой показатель.

Социальная задача, на которую было направлено опережающее обучение в 2009 году, решена. Теперь в ближайшие годы направление будет меняться. Экономика после выхода из кризиса будет немного другой, более конкурентоспособной и потребует специалистов с новыми знаниями, умениями и навыками. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2011--2012 годах ситуация в российской экономике начнет меняться в лучшую сторону, в том числе за счет быстрого восстановления внутреннего спроса. Предполагается, что в 2013 году экономика перейдет к стабильному развитию по нарастающей, как это было с 2000 по 2008 год. Поэтому при разработке направлений опережающего обучения, ориентированных на посткризисный период, перед Минобрнаукой России встала задача -- определить, какие специалисты и на каких рынках труда будут востребованы после выхода из кризиса.

Основные ориентиры достаточно понятны. Это должны быть отрасли экономики, достаточно емкие по объему производства и числу работников, в них должно работать как минимум миллион человек. В этот период будут востребованы в первую очередь так называемые мультипликативные рынки труда. Мы выделяем два таких рынка. Первый -- строительство, потому что каждый человек, который работает в строительстве, обеспечивает рабочими местами еще 8--10 человек. Если строитель строит здание, то еще кто-то делает кирпичи, кто-то делает краску, кто-то все это подвозит к месту стройки и так далее. Это и есть мультипликативный эффект. Второй мультипликативный рынок труда -- автомобилестроение. Там тоже один работающий обеспечивает еще до десяти рабочих мест. Кроме того, речь идет об отраслях, которые обеспечивают инфраструктуру -- дорожную и ей подобные. Также мы выделяем рынки труда, связанные с безопасностью -- продовольственной или военной, информационными технологиями, и те производства, которых пока вообще не существует, например сфера нанотехнологий. Всего выделяется около 30 перспективных рынков труда (ПРТ) на уровне Российской Федерации и по 3--5 ПРТ для каждого субъекта федерации. Все эти рынки труда потребуют работников с новыми компетенциями, которых надо подготовить, и не через пять лет, как это происходит при базовом обучении, а достаточно быстро -- за год-два.

В настоящее время структура российской экономики такова, что лишь каждый четвертый работающий имеет высшее профессиональное образование. В экономике работает примерно 50 млн человек. В настоящее время соотношение работников с высшим образованием и специалистов со средним и начальным профессиональным образованием составляет 1:3. Рост и диверсификация экономики в посткризисный период будут обеспечиваться за счет производства конкурентоспособных, инновационных товаров и услуг. Предполагается, что этот рост будет ежегодно составлять 2--3%. И для обеспечения инновационного роста экономики потребуется, чтобы в этот сектор приходило до 40% работников с высшим профессиональным образованием. Задача второго этапа опережающего обучения -- увеличивать это количество работников на 2% каждый год. Нужны новые профессионалы. Надо переподготовить новый слой, который обеспечит развитие экономики в посткризисный период.

-- Из кого будут готовить этот новый слой профессионалов?

-- До сих пор, когда мы говорили о коротких программах, это касалось тех, кто был уволен или находился под угрозой увольнения. Теперь же речь идет не только об этой категории специалистов, но в первую очередь о тех, у кого с работой все в порядке, но они хотят чего-то большего, хотят сделать карьеру, получить новую, более востребованную специальность. Например, работает человек на производстве, он хочет повысить свой уровень, но, как говорится, годы ушли, он не может получить второе высшее образование, потому что занят на работе и для получения второго образования нужны деньги. Так вот государство даст ему такую возможность бесплатно. Он сможет в течение года или двух лет либо получить вторую смежную профессию, либо существенно увеличить свою компетенцию в той профессии, которой сейчас занимается. Государство это обеспечит за счет бюджетных средств.

-- Как будет выглядеть такое переобучение по сравнению с теми программами, которые действуют сейчас и адресованы специалистам рабочих профессий?

-- Сейчас человек тратит на курсы переподготовки от 72 часов до трех месяцев. Поучился и пошел работать. Это короткие программы переобучения. На этом уровне центры переобучения формировались либо при центрах занятости, либо центры занятости на конкурсной основе нанимали училища, техникумы и другие подобные учреждения. На втором уровне, когда будут длинные программы переобучения, схема будет выглядеть таким образом. Сначала будут учить учителей -- преподавателей вузов, техникумов и ПТУ, которые затем будут обучать специалистов. Предполагается сформировать определенный список программ переобучения и предложить его образовательным учреждениям, которые желают в них участвовать. Они подают заявки, определяют своих преподавателей, которые будут участвовать в программе, и этих преподавателей направляют на повышение квалификации. Переподготовка будет осуществляться в определенных, отобранных по конкурсу образовательных учреждениях либо в России, либо за рубежом.

Дальше могут быть разные варианты. Самый простой заключается в следующем. Допустим, я решил, что хочу переобучиться. Я иду в центр по опережающему обучению, образованный при региональном министерстве образования, получаю там так называемый ваучер и иду на собеседование в специальную комиссию. Мне предлагают пройти тест, чтобы подтвердить мой стартовый уровень образования, профессионализма, необходимый для получения второй профессии. Если я прохожу этот тест, то выбираю центр переобучения при вузе или техникуме, где готовят по нужной мне специальности.

-- Будут ли образовательные учреждения заинтересованы в том, чтобы участвовать в программах переобучения?

-- Для вузов это выгодно. Вузы будут получать на каждого переобучаемого 150 тыс. руб. в год. Для вузов это выгодно еще и потому, что они смогут переподготовить своих преподавателей, купить оборудование и так далее. И это касается не только вузов, но и техникумов, ПТУ, которые имеют лицензии на определенные виды образовательной деятельности и пройдут конкурс на участие в программе. Финансирование планируется в объеме 8 млрд руб. в год на период 2010--2012 годов. Деньги будут направляться непосредственно в образовательные учреждения, которые примут участие в программах.

Есть проблема, которая сейчас активно обсуждается. Например, в Карелии, где живет человек, желающий пройти переподготовку, не окажется центра именно с такой специализацией. Он говорит: "Я поеду в Тюмень", -- там переобучается и там остается работать. Возникает вопрос: а какая польза от этого Карелии, из которой уехал этот специалист? В программе закладывается идеология, что где бы человек ни нашел работу в пределах России, это в любом случае хорошо. И государство еще ему оплатит проезд до нового места жительства. А если он после переобучения захочет вернуться, то и обратный проезд.

-- Существуют ли какие-то ограничения при выборе новой специальности?

-- Есть обязательный минимум стартовой компетенции. Это касается как коротких программ для рабочих специальностей, которые действуют в этом году, так и для длинных программ для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, которые начнут действовать в ближайшем будущем. То есть если ты переподготавливаешься на техническую специальность, у тебя уже должна быть техническая профессия. Например, строителя можно переподготовить на инженера, а музыканта на инженера -- уже не получится. В рамках длинных программ фактически речь идет о получении либо второго высшего, либо второго среднеспециального образования. Но не за пять лет, а за один-два года, а это уже требует определенного базового образования. Там не будет общетеоретической подготовки -- всего того, что изучают на первых трех курсах при получении базового профессионального образования. В основном программа опережающего обучения будет насыщена за счет профессиональных предметов.

-- То есть для гуманитариев данная программа вообще не предназначена?

-- Программы опережающего обучения ориентированы в основном на людей с техническим образованием. Эта программа направлена на реальный сектор экономики, сектор производства товаров и услуг, в том числе связанных с высокотехнологичными секторами экономики.

-- Сколько людей сможет пройти такое переобучение в рамках второго этапа опережающего обучения?

-- В среднем 280 тыс. человек в год. Это как раз то число, которое обеспечит рост инновационного сектора экономики.

-- После того как начнется этот второй этап опережающего обучения по длинным программам, останутся ли короткие программы для рабочих специальностей?

-- Да, останутся, если в них будет потребность. Но потребность в них есть только в кризисный период. По прогнозам, в первую половину 2010 года они все еще будут востребованы. Но с середины 2010 года ожидается, что экономика начнет расти, и тогда наступит черед длинных программ опережающего обучения.

-- После переобучения специалисты будут сами искать работу?

-- На эту тему тоже пока идет дискуссия. В основном планируется, что да, они будут искать работу самостоятельно, но уже в процессе обучения возможно заключение контрактов с конкретными предприятиями, которые будут делать заявки в центры переобучения.

-- Каким документом будет подтверждаться квалификация специалиста, прошедшего переобучение?

-- По коротким программам человек получает свидетельство о повышении квалификации либо удостоверение о получении новой специальности. По итогам переобучения по длинным программам специалист будет получать государственный диплом о дополнительном (втором высшем) профессиональном образовании в том образовательном учреждении, которое проводило переобучение.

-- На какой стадии находится сейчас разработка документов об организации опережающего обучения второго этапа, о которых вы говорите?

-- Проекты документов уже разработаны в Министерстве образования и науки России, согласованы в правительстве РФ. Следующим этапом станет постановление правительства России, как это было при принятии коротких программ опережающего обучения, либо это будет федеральная целевая программа.

-- Не возникнет ли такая ситуация, которую можно наблюдать при наборе абитуриентов в вузы, когда будущие студенты выбирают те сферы, которые они считают престижными и высокооплачиваемыми, а не те, которые нужны государству? Может сложиться так, что по определенным направлениям не найдется достаточного количества желающих переобучиться?

-- Возможно, возникнет ситуация, когда на определенных направлениях число желающих переобучиться будет меньше той потребности в кадрах, которую испытывают эти отрасли. Но тогда государство усилит подготовку таких специалистов на уровне базового образования, или завезет этих людей из-за границы или придумает еще что-нибудь. Мы сейчас говорим не об этом, а о том, какой шанс дает государство гражданам нашей страны. Проблема мотивации -- одна из самых сложных педагогических проблем. Мы знаем, как учить, а вот как заставить захотеть учиться? Я считаю, что главная мотивация гражданина при реализации длинных программ -- возможность добиться успеха, реализовать себя как профессионала, как личность. Причем государство не выступает здесь в роли заботливого благодетеля. Оно преследует свои экономические интересы -- подготовить кадры, которые обеспечат ту самую диверсификацию экономики, о которой говорит президент России. Государство дает человеку шанс быть востребованным, а уж воспользуется он им или нет... Человек -- творец своей судьбы.
Беседовал Алексей УККОНЕ, собкорр регионального отделения РИА Новости по СЗФО, Петрозаводск




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.10.2009
На днях было объявлено, что согласно решению правительства сотрудники медсанчасти «АвтоВАЗа» переходят в ведение Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Более 2 тыс. человек сохранят свои рабочие места, пройдут переаттестацию и переобучение... >>
  • //  22.10.2009
Российские власти планируют с 2010 года запустить новую программу опережающего обучения специалистов, направленную на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны... >>
  • //  22.10.2009
Рынок труда стал одним из главных индикаторов глубины экономического кризиса для России. По данным «Росстата», регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 млн человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 млн человек... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика