N°185
08 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.10.2009
Окулов призвал к невозможному
Авиакомпаниям госгарантии недоступны

Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов (на снимке) назвал вчера «малоэффективными» меры государственной антикризисной поддержки авиакомпаний. Кроме того, г-н Окулов призвал к отмене таможенных пошлин на ввоз иностранных самолетов. Вчера же Госдума приняла в первом чтении законопроект об отсрочке уплаты подобных пошлин на полгода и об освобождении авиакомпаний от обязанности гарантировать эту оплату залогом.

Выступая вчера на проходящем в Москве отраслевом форуме "Крылья России", г-н Окулов подверг критике процедуру предоставления авиакомпаниям государственных гарантий по кредитам. Этот механизм был создан в прошлом году, после того как разорился ряд отечественных авиаперевозчиков, в основном членов альянса AirUnion. Порядок предоставления гарантий оформлен постановлением правительства №964 от 20 декабря 2008 года с изменениями, внесенными другим постановлением -- №489 от 15 июня 2009 года. Предполагалось, что он откроет перевозчикам, испытывающим недостаток оборотных средств, доступ к относительно дешевым кредитам.

Как подчеркнул вчера г-н Окулов, эти акты требуют в качестве условия выдачи госгарантий, чтобы авиаперевозчик самостоятельно гарантировал 50% суммы кредита. «Большинство российских авиакомпаний не располагает активами, которые могут быть заложены по кредитам», -- отметил замминистра. Это, впрочем, верно не только для российских, но и для подавляющего большинства авиакомпаний мира, кроме самых крупных. Если не брать гиганты, располагающие сетью дочерних наземных предприятий и недвижимостью, типичная средняя авиакомпания владеет, по сути, только выручкой от продажи билетов, находящейся в данный момент у нее в кассе. Офисами и воздушными судами она обычно пользуется на условиях аренды и в залог их обратить не может.

Исходя из вышесказанного, г-н Окулов призвал выдавать госгарантии авиакомпаниям на всю сумму кредита, не требуя от них никакого залога вообще. Правда, и в этом случае, по его мнению, при нынешних высоких ставках по банковским кредитам госгарантии для авиакомпаний бесполезны. Как считает г-н Окулов, специфика авиатранспортного бизнеса такова, что ни один перевозчик не может позволить себе займы под 16--20% годовых. А именно таковы сейчас минимальные запросы отечественных банков по рублевым кредитам. «Оптимальной ставкой для авиакомпаний является не более 10% годовых», -- отметил замминистра.

Механизм госгарантий действительно не пользуется популярностью среди авиаперевозчиков. «Времени новостей» удалось обнаружить только одну авиакомпанию, которая получила кредит в порядке, предусмотренном постановлением №964. Заместитель генерального директора «Трансаэро» Сергей Быхал рассказал, что эта компания однажды кредитовалась таким образом в Сбербанке. Он, правда, не стал комментировать, считает ли «Трансаэро» этот опыт удачным или нет.

К сожалению, при нынешней рыночной конъюнктуре пожелания г-на Окулова о кредитах «не более чем под 10% годовых» -- утопия. Инфляция в России в 2007 году составила 11%, в 2008-м -- немного не дотянула до 13,5%, а в текущем Минфин прогнозирует 12%. В таких условиях кредитование под 10% становится уже не финансовым бизнесом, а благотворительностью -- себе в убыток. Правительственное постановление действительно ограничивает возможность банков задирать ставки, но все равно они находятся на уровне, неприемлемом для г-на Окулова и большинства авиакомпаний. Согласно методике расчетов, изложенной в постановлении, сейчас, например, этот порог составляет примерно 16% годовых.

Несколько более многообещающей выглядит возможность отмены импортных пошлин на иностранные самолеты. Запретительные пошлины на самые популярные классы воздушных судов (от 50 до 300 мест) лишь «развращают» отечественных авиастроителей и ставят российских перевозчиков в неравные условия с зарубежными конкурентами, сказал г-н Окулов на «Крыльях России». Между тем вчера Госдума приняла в первом чтении поправки к Таможенному кодексу, правда, не об отмене этих пошлин совсем, но хотя бы о полугодовой отсрочке их уплаты для авиакомпаний.
Михаил КУКУШКИН

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.10.2009
В Кремле ждут заключения газового контракта с Туркменией
«Газпром» может возобновить закупки топлива у Туркмении в ближайшее время, несмотря на проблемы с реализацией газа в дальнем и ближнем зарубежье... >>
  • //  08.10.2009
Сбербанк не будет снижать ставки по депозитам
В Сбербанке заявляют, что не намерены понижать ставку по вкладам при нынешней ставке рефинансирования Центробанка в 10% годовых. Более того, там намерены предложить более высокие ставки для крупных клиентов, вклады которых превышают 700 тыс. руб... >>
//  читайте тему:  Банки
  • //  08.10.2009
Только две компании Олега Дерипаски смогли урегулировать задолженность перед Альфа-банком
Группа ГАЗ и ее самый непримиримый кредитор Альфа-банк в ночь на среду перешли от слов к делу -- банк наконец-то официально согласился на реструктуризацию задолженности группы на сумму 3,3 млрд руб... >>
  • //  08.10.2009
Авиакомпаниям госгарантии недоступны
Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов (на снимке) назвал вчера «малоэффективными» меры государственной антикризисной поддержки авиакомпаний. Кроме того, г-н Окулов призвал к отмене таможенных пошлин на ввоз иностранных самолетов... >>
//  читайте тему:  Авиапром
  • //  08.10.2009
Кремль заступился за Чубайса
«Есть определенная моральная ответственность людей, которые руководили отраслью», но необходимо найти конкретных виновных в катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС -- так в Кремле прокомментировали доклад «Ростехнадзора»... >>
  • //  08.10.2009
Глава E.ON Ruhrgas требует от мировых лидеров поддержки голубого топлива
Бурные изменения на рынках нефти и газа, происшедшие в последние годы, поставили во главу угла не проблему надежности поставок, а вопрос «надежности спроса», заявил в своем выступлении на проходящей в Буэнос-Айресе Всемирной газовой конференции председатель правления E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг... >>
  • //  08.10.2009
Госкорпорация PetroChina уступила место лидера по капитализации компании ExxonMobil
Вчера стало известно о том, что ExxonMobil, детище Джона Рокфеллера, вернула себе звание крупнейшей в мире нефтяной компании, обойдя китайскую PetroChinа по размеру капитализации... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама