N°141 07 августа 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
По стечению обстоятельств Новый фильм Николая Досталя в московском прокате
«Петя по дороге в царствие небесное», фильм -- победитель ММКФ, идет уже неделю в пяти московских кинотеатрах. Такова судьба большинства российских не жанровых картин, и «Золотой Георгий» ничем не помог. Другое дело, что фильм про дурачка Петю, вообразившего себя инспектором ГАИ, и сам по себе принадлежит к числу таких незаметных и тихих произведений, что даже странно было бы предполагать ему другую судьбу.
Снят фильм по повести Михаила Кураева, питерского писателя и сценариста, которому аккурат в дни фестиваля исполнилось 70 лет. Почти тридцать из них он провел на «Ленфильме», работал редактором, писал сценарии, а вечерами, для души, -- прозу. Его первый роман «Капитан Дикштейн», опубликованный в «Новом мире» в 1987 году, стал событием. Немолодого уже дебютанта заметили; академик Лихачев тогда его очень поддержал, но последующие произведения, хотя и были вроде ничем не плохи, но успеха первого романа не повторили. Впрочем, Государственную премию Кураев получил, на иностранные языки его переводили, журналы охотно печатали и в литературной табели о рангах он на почетном месте. Примерно такая же судьба досталась и Николаю Досталю, который после фильма «Облако-рай» (1991) сразу стал режиссером культовым, но как будто с тех пор остался автором одной картины. И вкус есть, и мастерство, и уважение в профессиональной среде, и фильмы вполне хорошие снимает, но столь точного, как первое, попадания в цель больше не было. И вот Досталь предлагает Кураеву экранизацию «Капитана Дикштейна», но оказывается, что денег на большой исторический фильм о Кронштадском восстании нет, зато на какую-нибудь камерную историю найти можно. Тогда Досталь, по словам его продюсера, спрашивает Кураева, а нет ли у него чего-то «попроще и подешевле»? Оказывается, есть. Уже готовый сценарий по повести «Петя по дороге в царствие небесное»; его собирались снимать еще в начале 90-х, но не нашли актера на главную роль, да и другие причины помешали. Так по стечению обстоятельств спустя пятнадцать лет все и сложилось. В результате компромисса и по общему согласию. Фильм сделали: и исполнителя, талантливого дебютанта Егора Павлова, нашли, и чудесный оператор Алишер Хамиходжаев снял Заполярье прозрачно и красиво. Другое дело, что спроси кого угодно, а зачем именно сегодня нужна именно эта история, и никаких серьезных объяснений никто не даст. Можно, конечно, порассуждать об актуальности притчи про слепое поклонение власти, но слишком уж это будет общий разговор. История-то простая. Живет среди нормальных людей простодушный до идиотизма Петя. Милый дурачок, никому не мешает, не юродствует, а напротив, подражая дяде Степе и другим достойным дядям, следит за порядком, помогает слабым, в общем, образцовый член общества, наделенный символической властью, в знак чего получает фуражку и деревянный наган. Изо всех своих слабых умственных сил Петя контролирует правильный ход вещей, и все остальные, в сущности, с ним согласны -- именно так и следует поступать: «Мы против властей не бунтуем»... История Пети -- быль, именно такой городской дурачок Петя Макаров жил в Кандалакше, когда там рос мальчик Миша Кураев, сын начальника строительства электростанции, и все жители относились к Пете по-доброму, пока не застрелил его случайно конвоир в лесу, во время поисков беглых заключенных. Эти заключенные в фильме играют большую роль -- их все норовит поприветствовать Петя, соорудив для того трибуну из снега, и тревожное чувство, что доиграется дурачок, при их виде свербит душу чуткого зрителя. Ну и правильно, заключенные -- это именно та реальность, которая никак не встраивается в игру в доброго милиционера. Тут и заключена необходимая неувязочка, потому что -- и именно на этом строится сюжет -- конвоир и добрый дядя Степа-милиционер никак не сливаются, как ни старайся. Поэтому наивный Петя обречен доиграться, ибо ему, недалекому, никто не в состоянии объяснить, где надо остановиться и отойти в сторону, чтобы не разрушить общих иллюзий, что все к лучшему в этом лучшем из миров. Однако, на мой взгляд, к этому вполне внятному и вроде бы правильному выводу фильм идет слишком долго. Следить за Петей, проверяющим документы, помогающим беременной девице, влюбляющимся в красивую докторшу, не слишком увлекательно. К тому же Егор Павлов (Петя), увы, не Андрей Жигалов, нет в нем никакого «сдвига», он слишком ясными глазами смотрит на мир, слишком румян и мил, но, увы, недостаточно простодушен. Да и другие герои, каждый из которых в своем роде достоверен и обаятелен, для этой истории как будто не обязательны. Ну, можно отметить, что всем им приходится притворяться, чего-то не замечать, с чем-то смиряться, чтобы выжить, но все же этого недостаточно, чтобы всерьез заинтересоваться зарисовками, вполне типичными, но все же недостаточно яркими и оригинальными... Чего-то не хватает в этом милом фильме, сделанном крепко, профессионально и старательно, но как-то неинтересно. Нет какого-то поворота, оттенка, нюанса, который бы зацепил, принес новое знание, новое чувство. А главное, нет энергии, возникающей, когда произведение попадает в нерв времени, когда оно нащупывает нечто, дотоле не известное, но именно сейчас нужное. Грустно, конечно, но ничего не поделаешь. Повторение уже известных истин, даже в таком чистом варианте, не способно вызвать подлинный общественный интерес. Лишь достойное существование на тихой обочине. И никакими призами тут не поможешь. |
Из города-завода Пермь превращается в город фестивалей Начиная с марта Пермь фестивалит каждый месяц. Начиная с июля -- каждую неделю. Это неспроста: желая подпитать интерес к городу, возникший после открытия музея современного искусства Permm, местные власти приняли решение объявить 2009 год годом фестивалей... >>
Новый фильм Николая Досталя в московском прокате «Петя по дороге в царствие небесное», фильм -- победитель ММКФ, идет уже неделю в пяти московских кинотеатрах. Такова судьба большинства российских не жанровых картин, и «Золотой Георгий» ничем не помог... >>
Украинские иконы, народное искусство и авангард в галерее «Проун» В тени Малевича мало кто знает о его украинских земляках, тех мастерах, что определили своеобычный расцвет малороссийского авангарда. На выставке в галерее «Проун» до 17 сентября можно познакомиться с буйноцветием «шароварно-гопашной культуры», из которой, по мысли одного из авторов выставки Дмитрия Горбачева, и вышел мировой авангард... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|