N°206 07 ноября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Аполлоническая версия Вадим Репин и Николай Луганский сыграли в Москве
Оба участника этого неординарного дуэта на мировой и местной сценах славны прежде всего как сольные музыканты. Вадим Репин, бывший вундеркинд и ученик Захара Брона, еще в юности уехал из России, приобрел огромную известность и серьезные контракты, уже в двухтысячных стал приезжать с концертами на родину, правда сольные выступления (он чаще играет с большими оркестрами, на больших фестивалях) -- по-настоящему редкость.
Николай Луганский немного моложе. После победы на конкурсе Чайковского в 1994 году ему не понадобилось непременно менять место жительства, чтобы география концертов постепенно расширилась, а сам пианист приобрел солидную международную репутацию. Но московская публика любит его особенно нежно, и не только как кумира, ее не «бросившего», но и как музыканта, обладающего особым, очень «русским» темпераментом. Теплый и мягкий звук, лирическая манера, некая задумчивость (а то и глубина) интерпретаций, масштаб и стать, а ко всему большая-пребольшая виртуозность делают его этаким Лемешевым фортепиано. Коля Луганский (именно так со времен соревнования имени Чайковского зовет его большая часть поклонников) начинал учиться в Консерватории у Татьяны Николаевой, что помогло ему не выглядеть на сцене бодрым пионером. Но заканчивал учиться он у Сергея Доренского, что дало возможность выработать сильный боевой дух и побеждать-таки на тесных площадях пианистической виртуозности. Дуэт Репина и Луганского -- это ансамбль равноправных музыкальных индивидуальностей, где о ролях «солиста» и «аккомпаниатора» почти не идет речь. В этом смысле он необычен, хотя и не уникален. И, конечно, напрашивается сравнение с другим дуэтом того же Репина. Шесть лет назад в БЗК он играл программу с еще одним победителем конкурса Чайковского, но более ранним (1990 года) -- Борисом Березовским. Как и Репин, Березовский тоже давно уехал из России (не получив даже консерваторского диплома), в Европе стал звездой первой величины, но здесь остался скорее любимцем специалистов, нежели широких масс. Ансамбль с Березовским едва ли не впервые раскрыл элегантный лиризм бывшего скрипичного вундеркинда, от которого многие ждали не более чем сумасшедшей виртуозности. Кроме того, это был весьма изощренный диалог, исполненный какой-то чуть небрежной, дендистской фронды, при том что идеальный стиль и благородство частностей и целого ни в какой момент сомнению не подвергалось. Теперь все было однозначнее. Речь снова шла об идеальном -- стилистическом чутье, интонации, звуке, форме, ансамбле. Репин был замечателен и в Дебюсси, и в Скрипичной сонате Франка, и в Крейцеровой Бетховена. И если в первом сочинении от фортепиано хотелось больше изысканности и меньше Рахманинова, то дальше ансамбль действительно приобрел черты, близкие к идеальным. Крейцерова сияла хрестоматийным, но от того не менее отчетливым лоском. Мягкие линии, пластичность и точность, а еще в высшей степени благородное чувство сделали особенно выразительной сонату Франка. Единственное, чего не было во всей этой эллинистической пропорциональности, -- эстетической интриги, многомерности, делавшей давний дуэт Репина с Березовским одновременно загадкой и открытием. На этот раз мы слышали не диалог, но монолог -- в два голоса, рассказывающих примерно об одном и том же и примерно одинаково. О нежной гармонии, запросто данной нам в ощущениях, а не приобретаемой опасными сложными путями -- от мелкого хулиганства до большого страдания. |
Начались гастроли Малого драматического театра в Москве Столичный месячник своих спектаклей Лев Додин выстроил по всем правилам театральных эффектов: начал с пушечного выстрела гроссмановской «Жизни и судьбы», а потом перешел к более скромным постановкам Молодой студии при МДТ... >>
Сто девяносто лет назад родился Иван Тургенев И годовщина какая-то сомнительная (ну что за дата -- 190 лет?), и писатель ей под стать... Проходят школьники (мимо) «Отцов и детей»? Учат наизусть заклинание про «великий, могучий» и какой-то там еще русский язык? Дом-музей в Спасском не обрушился? Памятники стоят? Академическое собрание сочинений выпущено?... >>
Владимир Федосеев сыграл Concerto Grosso Альфреда Шнитке Кажется, впервые маэстро Владимир Федосеев обратился к музыке Альфреда Шнитке. Несколько лет назад Владимир Иванович поведал мне в интервью: «Новый авангард мне интересен. Своеобразное мироощущение, которое отличает музыку авангарда, я вбираю в свой исполнительский опыт. С интересом узнаю эту музыку... >>
Вадим Репин и Николай Луганский сыграли в Москве Оба участника этого неординарного дуэта на мировой и местной сценах славны прежде всего как сольные музыканты. Вадим Репин, бывший вундеркинд и ученик Захара Брона, еще в юности уехал из России, приобрел огромную известность и серьезные контракты, уже в двухтысячных стал приезжать с концертами на родину... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|