N°15
04 февраля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.02.2008
Роман Мухаметжанов
«Судьба водителей не будет зависеть от плохого настроения инспектора»
версия для печати
В МВД одной из приоритетных задач считают профилактику нарушений правил дорожного движения (ПДД) и, как следствие, снижение количества ДТП. Только за прошлый год в них погибло свыше 30 тыс. человек. Именно поэтому было решено значительно ужесточить наказание за дорожные правонарушения, именно поэтому милиция стремится оснастить дороги самой современной техникой для контроля за движением. В частности, постепенно будут устанавливаться повсюду системы видеоконтроля -- на улицах, в жилых кварталах, подъездах домов. Таким образом, считают в министерстве, можно будет не только повысить раскрываемость преступлений, но и многие из них предотвратить. В интервью корреспонденту «Времени новостей» Екатерине КАРАЧЕВОЙ первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Александр ЧЕКАЛИН, подводя некоторые итоги ушедшего года, подробно рассказал о появившихся законодательных и технических новшествах, которые призваны обеспечить безопасность граждан.

-- Насколько действительно серьезна ситуация с ДТП и нарушениями ПДД?

-- В прошлом году было зарегистрировано более 230 тыс. ДТП, в результате которых погибло свыше 30 тыс. человек. Цифры ужасающие. При этом могу сказать, что медпомощь, оказанная в первые полчаса после аварии, сокращает вероятность гибели пострадавшего в ДТП вдвое. Именно поэтому МВД совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, в первую очередь с МЧС и Минздравсоцразвития, неоднократно прорабатывало вопрос, что может повлиять на снижение поставарийности, как сохранить жизнь человеку, который попал в дорожное происшествие или минимизировать ущерб его здоровью. Было крайне важно, что проблему оказания помощи пострадавшим в аварии взяли под крыло нацпроекта «Здоровье». Недавно по этим вопросам проводил совещание первый вице-премьер правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. На нем было внесено очень много предложений: от использования вертолетов Центра медицины катастроф для срочной эвакуации гражданина до размещения передвижных постов «Скорой помощи» и МЧС на наиболее опасных скоростных трассах.

-- Своевременное прибытие медиков на ДТП чрезвычайно важно и необходимо, ведь наши сотрудники ГАИ по формальным основаниям не допущены к оказанию медикаментозной (введение лекарственных препаратов. -- Ред.) и другой специфической медицинской помощи. Это возложено исключительно на профессиональных медработников. Наши сотрудники могут оказать лишь первую доврачебную помощь пострадавшему на дороге: остановить кровотечение путем наложения жгута, а в случае перелома наложить шины. Если это зима и человек раздет, то, естественно, быстро решают вопрос теплозащиты, чтобы пострадавший не получил обморожение конечностей, обеспечивают безопасное месторасположение участников ДТП. Причем оказание такой помощи -- обязанность не только сотрудников ДПС, но и любого сотрудника милиции, ставшего очевидцем аварии. При МВД есть центры первоначальной подготовки личного состава, где сотрудников всех подразделений органов внутренних дел (ОВД) в обязательном порядке обучают методам оказания доврачебной помощи.

Что же касается самих автовладельцев, то, на мой взгляд, необходимо существенно расширять курсы медподготовки в рамках обучения водителей оказанию первой самопомощи и медпомощи пострадавшим. Мы настаиваем на этом. Ведь трагедия может случиться не только на оживленной автотрассе, но и в любом другом удаленном месте, на степной трассе, таежном тракте, где нет поблизости никого, кто бы мог быстро помочь. Хорошо, если бы повсюду в киосках продавались какие-нибудь примитивные брошюрки с описанием, как оказать себе и пострадавшим медпомощь. На дорогах обязательно должны быть информационные надписи о ближайших пунктах «Скорой помощи» и постах ДПС. Уверен, что такая информация на дорогах тоже может помочь спасти жизнь человеку, попавшему в беду.

Существует еще одна проблема. К сожалению, сегодняшние правила требуют от водителя аптечку, в которой лекарственный пакет рассчитан на одно или два лица. А что если это автобус и в нем, к примеру, едет 50 человек? У водителя автобуса аптечка рассчитана только на него и билетного кондуктора. Как тогда в экстренной ситуации оказать помощь десяткам остальных пассажиров? В аптечке нет необходимого количества препаратов, жгутов, шин, бинтов и т.д. Поэтому сейчас решается вопрос об изменении требований к укомплектованности общественного транспорта аптечками коллективного назначения и огнетушителями повышенной емкости. Ведь одно дело -- огнетушитель в легковой машине, и совсем другое -- в автобусе или в автопоезде, который везет, скажем, 50 тонн горючих материалов. Уверен, что после принятия таких решений жертв станет меньше. Конечно, эти и другие внедрения стоят дополнительных денег, но дороже жизни человека ничего нет.

-- С 1 июля этого года фото- и видеоматериалы нарушений, зафиксированные специально установленными на трассах камерами, станут основанием для привлечения совершивших их лиц к административной ответственности. В прошлом году несколько таких видеокамер уже было установлено на автотрассах и оживленных городских перекрестках. Как повлияет это новшество на дорожную безопасность?

-- Весь мир уже давно живет в режиме фото- и видеофиксации, никто не удивляется и не возмущается. Например, в Сингапуре подобная практика действует более 15 лет. Если камера зафиксировала нарушение, водители без разговоров оплачивают штраф. Мы же только в начале этого пути. Хотя сегодня уже во многих регионах устанавливаются пробные, пилотные проекты. Вот недавно мы запустили такую экспериментальную систему видеофиксации в подмосковном городе Железнодорожный. Видеокамеры установлены на основных магистралях, наиболее аварийных перекрестках и на всех въездах в город. Система производит видеозапись в круглосуточном режиме и незамедлительно передает картинку на пульт дежурного. Это позволяет проверять на угон въезжающие в город машины, с легкостью определять виновных в ДТП, контролировать скоростной режим автомобилей и многое другое. Причем электроника сама фиксирует лихачей в потоке, а дежурный получает уже автоматически обработанную информацию. Пока это только эксперимент, но эксперимент вполне удачный, позволяющий оптимально организовать и контролировать движение в городе. Уже есть первые результаты, и не только по фиксации нарушений, но и по своевременному оказанию помощи пострадавшим. С помощью видеозаписи было пресечено несколько угонов автомобилей, которые сейчас возвращены законным владельцам, раскрыт ряд уличных преступлений.

Считаю, что в установке камер есть свои плюсы, и самый главный -- судьба водителей-нарушителей не будет зависеть от головной боли или плохого настроения инспектора. Правонарушение фиксирует техника, и сотрудник ДПС не вступает в правовые отношения с нарушителем. Да и одно осознание автовладельцами того, что на трассе ведется видеозапись, будет определенным образом на них воздействовать. Есть ли смысл нарушать, когда знаешь, что точно попадешься?

Нам часто пеняют, что камеры якобы не могут фиксировать нечитаемый госномер или забрызганное грязью стекло не позволит идентифицировать водителя. Это не так. Современные камеры достаточно чувствительные, чтобы «прочитать» все, что нужно. Но если запись действительно по техническим причинам окажется некачественной и снимок будет испорчен, то в этом случае, конечно, с водителей штраф взиматься не будет.

-- Допустим, камера зафиксировала нарушение. А что дальше? Какова процедура взимания штрафов? И может ли в данном случае водитель опротестовать предъявленные ему нарушения, если он с ними не согласен?

-- Как я уже сказал, мы еще только в начале этого пути. Сейчас подбираются и разрабатываются оптимальные схемы. Вот один из вариантов. Фиксация самого правонарушения происходит в автоматическом режиме. Затем эта информация опять же автоматически перекладывается на заложенный в электронном варианте Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). После этого появляется автоматическое решение -- со ссылкой на конкретную статью КоАП с указанием данных о самом нарушителе, его месте проживания, а также с указанием адреса федерального суда, в который ему необходимо будет явиться в указанные на извещении сроки, либо группы разбора ГАИ в зависимости от степени тяжести совершенного правонарушения.

Если же камера зафиксировала нарушителя, который не является собственником машины, то документы о правонарушении все равно придут на имя владельца (собственника) автотранспортного средства. В этом случае уже сам владелец будет доказывать, что на момент нарушения правил дорожного движения машиной управлял другой человек, и только тогда он будет освобожден от административной ответственности. А в следующий раз и вообще подумает, стоит ли передавать управление машиной в чужие руки или продавать ее по доверенности?

-- А что если виновник нарушения ПДД откажется платить штраф или не сделает это вовремя?

-- В России сумма штрафов настолько ничтожна, что зачастую не является предметом возбуждения искового производства о возмещении с должника судебными приставами-исполнителями. Однако когда таких нарушений несколько, то набегает внушительная сумма, в том числе и пени за несвоевременную уплату. Тогда судебные приставы-исполнители уже могут и домой прийти, описать имущество, в том числе и машину как предмет долга. Появилась практика, когда рядом со стационарными пунктами ДПС стоит машина судебных приставов-исполнителей, которые в рамках закона, имея на руках исполнительные листы, выданные по решению суда, заставляют должников расплачиваться в установленном порядке или же описывают и изымают до уплаты долга их личные вещи -- от мобильного телефона и наручных часов до машины, которую они имеют право описать и отогнать на штрафстоянку.

Я думаю, что это хорошее начинание, ведь такие действия пусть немного и жесткие, но зато дисциплинируют. Нарушитель, ответчик, должник должны стараться быстро исполнить свои штрафные обязательства. Это, кстати, происходит не только на дорогах. Сейчас должников не выпускают и за границу, к примеру, алиментщиков и по другим непростым правоотношениям. Уверен, что скоро граждане привыкнут к своевременному исполнению законов и будут относиться к этому спокойно.

-- С 1 января этого года наказания за нарушения ПДД были значительно ужесточены. Статистика уже сейчас показывает, что после этого ситуация с аварийностью и смертностью на дорогах улучшилась. Сохранятся ли эти показатели и дальше или это только временный эффект? Правозащитники и автовладельцы не перестают говорить о том, что это будет способствовать только повышению количества и суммы взяток на дорогах. К тому же сотрудники ГИБДД теперь имеют право выписывать штраф лишь до тысячи рублей, а свыше этой суммы необходимо извещать нарушителя о явке в группу разбора ГАИ. Не исключено, что многие попытаются этого избежать и «договориться» с инспектором о «решении вопроса» на месте. Как не допустить таких ситуаций?

-- Удивительные у нас правозащитники, как что -- сразу в качестве довода против ГИБДД самый расхожий аргумент -- взятка. Не нужно примерять грязную одежду на каждого.

Тем не менее решение отделить инспектора от денег МВД приняло уже давно. Инспекторы ГАИ, равно как и все остальные сотрудники ОВД, не имеют права принимать деньги в виде штрафов.

Сейчас мы приступаем к установке систем видеофиксации -- факта проверки водителя и автомашины, поведения в общении и гражданина, и сотрудника милиции. Уже запущена первая партия машин ДПС, оборудованных вмонтированными видеокамерами по зарубежному образцу. Весь контакт сотрудника ГАИ с водителем записывается в режиме реального времени. Системы полной видеофиксации применяются в некоторых регионах и при сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения для исключения возможности неделовых отношений с экзаменуемым.

Что касается того, на какую сумму сотрудник ДПС может составить протокол, то хочу уточнить: не 1 тыс. руб., а 5 тыс. Например, за управление автомобилем без регистрационных знаков. Но, повторюсь, взять штраф на месте сотрудник ГАИ не имеет права, это не предусмотрено законом. Если же такое вдруг случится, пожалуйста, обращайтесь в правоохранительные органы немедленно (телефон доверия УГИБДД ГУВД по г. Москве: 623-78-92).

Кстати, строгость наказания за нарушения ПДД -- это обычная практика во всем мире, и у нас в России еще не самые строгие законы. Во всем мире полиция так работает. В странах Европы, США и Юго-Восточной Азии, например, вообще нет такой меры наказания, как сумма, идентичная нашим 100--500 руб. Это считается нерентабельным и бесполезным. После ужесточения наказания за вождение в нетрезвом состоянии количество ДТП в состоянии алкогольного опьянения резко снизилось. Это еще раз подтверждает, что ужесточение идет на пользу самим водителям. Они начинают задумываться не только о безопасной езде, но и о своей собственной свободе. Тем более что всевидящее око (видеокамеры. -- Ред.) в скором времени будет постоянно наблюдать за ними, бесстрастно фиксируя все правонарушения.

-- Видеокамеры планируется установить не только на автотрассах, но и повсеместно в жилых кварталах, подъездах, на пешеходных улицах, дабы снизить общее количество преступлений. Каким образом будет обрабатываться полученная с них информация органами внутренних дел?

-- Сейчас, если присмотреться, можно увидеть видеокамеры буквально на каждом углу. Ведь первые этажи жилых домов занимает бизнес: магазины, салоны красоты, супермаркеты и прочее. А где деньги, там и охрана. Именно поэтому и встал вопрос о том, нельзя ли как-то использовать информацию с этих видеокамер для нашей большой программы «Безопасный город». Со многими бизнесменами, муниципалитетами, ЧОПами удалось договориться.

«Безопасный город» -- это тысячи камер, работающих на тишину и спокойствие людей, искоренение краж, разбоев, хулиганств. Они устанавливаются повсюду, особенно в местах массового скопления граждан, на площадях, в пешеходных зонах, на вокзалах, у школ, на рынках и у ресторанов. Для аккумуляции поступающих с них «картинок» и контроля за обстановкой в режиме реального времени в подразделениях ОВД были созданы специальные координационные центры, где наши дежурные сотрудники, отслеживая происходящее на экранах, занимаются профайлингом -- изучением внешнего облика ситуации, людей, манеры их поведения, прогнозируют противоправные поступки. Делается это для того, чтобы принять решение -- склонен ли сам человек к совершению преступления или может, не дай бог, стать его жертвой. Двое молодых людей в состоянии сильного алкогольного опьянения, пристающие к прохожим, несомненно, потенциально опасны. Молодая девушка, которая решила с электрички сократить путь и пройти до дома по лесу или пустырю, вне сомнения, потенциальная жертва. Наши сотрудники фиксируют и отслеживают все потенциальные опасности ну и, кроме того, конечно же, фиксируют уже совершенные правонарушения. По их команде на задержание, профилактику или устранение соблазна совершить какое-либо правонарушение выезжает группа немедленного реагирования (ГНР).

Но эта система включает в себя не только видеозапись. Это и тревожные кнопки, которые устанавливаются в школах, супермаркетах, на вокзалах, в метро, торговых центрах, кинотеатрах -- везде, где есть большое скопление народа. Нажимается кнопка -- и милиция моментально реагирует.

При разработке всех элементов этой системы мы учли, что шпана, конечно, будет заинтересована уничтожить какие-либо следы своих правонарушений, поэтому сразу же была предусмотрена защита камер и кнопок так называемыми антивандальными устройствами.

Образец у нас -- Ростов-на-Дону, где эта идея была подхвачена сразу. Также аналогичные системы уже установлены в Перми, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани, других городах. В скором времени подобные системы будут успешно работать во всех крупных городах. Их установка, несомненно, оказывает положительное профилактическое воздействие, в этих местах образуются стабильные «зоны безопасности». Кроме этого, эти системы постоянно совершенствуются. Их возможности нашли применение и в других отраслях. Так, в Московской и Омской области системами контроля передвижения с возможностью подачи тревожного сообщения на пульт дежурного оснащаются машины: такси, «скорая помощь», службы инкассации, общественный транспорт. В рамках этой программы мы тесно сотрудничаем с МЧС, медиками, дорожными службами, товариществами собственников жилья.

Мы пошли еще дальше и предложили гражданам организовывать дежурства: на автостоянках, в гаражах, во дворах. Раньше это делали дружинники, которые патрулировали чужую территорию, а сейчас граждане ходят по своей территории, где все свое, даже лампочка в подъезде.

-- Какие направления еще входят в госпрограмму профилактики преступлений, кроме программы «Безопасный город»?

-- В госпрограмму профилактики преступлений входят: предупреждение беспризорности и безнадзорности, профилактика правонарушений несовершеннолетних; культурное, спортивное, правовое, нравственное и военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних; ресоциализация лиц, отбывших уголовное наказание, в том числе в местах лишения свободы; профилактика алкоголизма и наркомании, совершенствование наркологической помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, включая обеспечение их бесплатным анонимным лечением; предупреждение экстремизма и терроризма; разъяснение гражданам основ российского законодательства и пропаганда здорового образа жизни; взаимодействие с различными конфессиями в организации профилактики правонарушений; устранение причин и обстоятельств совершения преступлений и других правонарушений; разработка региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений.

-- Недавно говорилось о том, что нужно уходить от планирования раскрываемости преступлений, так называемой «палочной системы», и сосредоточиться на ее качестве. Что сделано в этом направлении?

-- Действительно в советское время, в переходный период был процент раскрываемости преступлений, и работу милиционера оценивали строго по нему, какой бы ни был сотрудник и какое бы он ни раскрывал преступление -- лишь бы достиг этого процента. Я хорошо помню то время и точно знаю, укрытия преступлений от учета встречались нередко. К сожалению, все это было, и, к счастью, все это уже в далеком прошлом.

В первые годы этого века было признано, что работа правоохранительных органов, ориентированная на процент раскрываемости, не только не эффективна, но и, в сущности, вредоносна. Были разработаны и введены новые принципы системы оценки работы ОВД. Ее приоритетами явились: доверие граждан; реальная, гарантированная защита прав и законных интересов граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и других противоправных посягательств.

Кстати, еще ни разу, ни на одном совещании, ни на одной коллегии в министерстве никого не ругали за снижение выявляемости административных правонарушений. Если бы такое было, то «состязательность» в этом привела бы к тому, что многие граждане были бы оштрафованы по 5--10 раз за год.

Сейчас практически не осталось таких людей, которые стали бы что-то подтасовывать в показателях работы. Да и это уже не пройдет. Ведь статистика -- дело точное и требует доказательств, да и прокурорский надзор за сотрудниками милиции легко выявляет такие нарушения. Так что укрывательство преступлений от учета стало бессмысленным.

Должен отметить, что чувствительность милиции к обращениям граждан существенно повысилась. За прошлый год ОВД было рассмотрено более 20 млн заявлений и сообщений о происшествиях. Кроме этого, уменьшилось число жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по телефонам доверия о неправомерных действиях сотрудников милиции. И главное -- снизилось количество нарушений в регистрации преступлений.

-- В последнее время говорят о снижении уровня преступности. В чем это выражается?

-- Хочу заметить, что рост преступности в стране сохранялся на протяжении последних многих лет. И только в прошлом году наметилось его снижение. Наиболее быстрыми темпами уменьшается число тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийства и покушения на убийства, изнасилования, разбои, грабежи. В прошлом году впервые за многие годы снизилось количество краж, фактов мошенничества и вымогательства. Одновременно больше выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по легализации (отмыванию) преступных доходов, нарушению авторских и смежных прав, незаконному предпринимательству, присвоению или растрате, контрабанде, взяточничеству, уклонению от уплаты налогов. По увеличению выявляемости именно этих видов преступлений можно говорить об усилении активности правоохранительных органов.

-- Что, на ваш взгляд, требуется для сохранения этой положительной динамики?

-- Чтобы лет через пять-шесть подростки -- пацаны и девчушки, «болеющие» на примере некоторых фильмов воровской романтикой, сами не оказались за колючей проволокой, государству и обществу нужно создавать систему профилактики и предупреждения преступности, работать над преодолением беспризорности и безнадзорности, решать вопросы их культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания. Нужно в первую очередь остановить детское неблагополучие, отгородить от пьющих домочадцев, издевающихся над детьми. Дети бегут из дома, образуются стайки подростков, где они вынуждены воровать, лазить по машинам, отнимать у сверстников телефоны. Требуется одно -- чтобы ребенок имел возможность нормально учиться и развиваться. Важно, чтобы у него было какое-то увлечение, спортивное или творческое. У меня у самого есть внук, Максим, ему 13 лет исполнилось. На днях он ко мне подходит и говорит: «Дедуль, посмотри, какие у меня уже бицепсы». А я ему и отвечаю «по-ихнему», по-пацански: «Старик, это классно! Занимаешься -- молоток». И он уже увлечен, и я поддерживаю его. Так вот. Очень хочется видеть наших детей счастливыми.
//  читайте тему  //  ГИБДД и ПДД


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.02.2008
Роман Мухаметжанов
В МВД одной из приоритетных задач считают профилактику нарушений правил дорожного движения (ПДД) и, как следствие, снижение количества ДТП. Только за прошлый год в них погибло свыше 30 тыс. человек... >>
//  читайте тему:  ГИБДД и ПДД
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама