N°109
23 июня 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.06.2008
AP
«Изюмные бомбардировщики» над Берлином
Как западные оккупанты стали для немцев защитниками

В эти дни немцы вспоминают два события первых послевоенных лет. Шесть десятилетий назад, 24 июня 1948 года, по решению советского руководства была начата полная блокада наземных путей, связывавших Западный Берлин с тогдашней ФРГ. А двумя днями позже, 26 июня, с западногерманского аэродрома в воздух поднялись двухмоторные транспортники ВВС США Си-47 «Скайтрейн» (военная модификация легендарного ДиСи-3, производившегося в СССР под именем Ли-2), которые перебросили в заблокированный анклав 80 тонн продовольствия для его жителей.

Груз, доставленный воздушным путем в недавнюю столицу Третьего рейха, имел важное символическое значение. Угроза массового голода среди более чем двухмиллионного населения Западного Берлина становилась все более реальной. На этом и строился расчет советской военной администрации, исполнявшей этим своим шагом волю Сталина. В условиях и без того до предела накаленных отношений между советской военной администрацией и командованием войск западных союзников в Германии советский лидер не мог смириться с объявленной накануне валютной реформой в ФРГ и Западном Берлине, в результате которой прежняя обесцененная рейхсмарка была заменена на марку ФРГ -- дойчмарку.

Согласно расчетам военного губернатора американской зоны оккупации генерала Люсиуса Клэя, чтобы лишь как-то выжить в условиях полной изолированности от внешнего мира, западноберлинским жителям требовалось ежедневно 4,5 тыс. тонн продовольствия, а также несколько тысяч тонн топлива, ведь электро- и водоснабжение также было прекращено. Отдавая приказ о начале регулярного снабжения Западного Берлина с помощью авиации, генерал Клэй, наверное, не слишком верил в длительный успех этой акции. Ведь даже при мобилизации для крупномасштабной транспортной операции всех возможных средств он считал реальной ежедневную переброску в заблокированный город не более 700 тонн продуктов питания и предметов первой необходимости.

В отчаянии военный губернатор даже собирался расчистить наземные пути снабжения города с помощью танков. Но добро на эту рискованную операцию Вашингтон не дал. Президент Гарри Трумэн не хотел рисковать началом третьей мировой войны. А вот на операцию «Виттлз» ("Провиант"), предусматривавшую открытие воздушного моста в Западный Берлин с территории ФРГ, Белый Дом пошел с легким сердцем. «Я не могу гарантировать, что у нас это получится, -- писал тогда генерал Клэй западноберлинскому бургомистру Эрнсту Ройтеру. -- Я убежден, что в лучшем случае люди будут голодать и замерзать». В успех западного воздушного моста не верили и советские организаторы блокады.

В считанные недели американцы собрали в Западной Германии военно-транспортную авиацию своих союзников и партнеров буквально со всего мира. Очень скоро по воздушному мосту начали курсировать более современные и грузоподъемные четырехмоторные американские транспортники C-54 «Скаймастер» -- именно они обрели среди немцев имя «изюмных бомбардировщиков». Вскоре к операции «Виттлз» подключились и пилоты Королевских ВВС Великобритании, а также прибывшие специально в Германию экипажи из Канады, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Англичане использовали даже летающие лодки «Шорт Сандерлэнд», которые могли садиться на западноберлинском озере Ваннзее. Обычные самолеты использовали аэродромы в берлинском районе Темпельхоф и в пригороде Гатов, которые согласно расчетам довольно скоро должны были оказаться не в состоянии справляться с бесконечной чередой взлетов и посадок «изюмных бомбардировщиков». Но одновременно с началом блокады и воздушного моста в Западном Берлине началось строительство нового аэропорта Тегель. Стройка в условиях блокады завершилась за 85 дней.

Из Западной Германии грузы перебрасывали самолетами с американских баз «Рейн -- Майн» во Франкфурте-на-Майне и с аэродрома под Висбаденом. В обоих этих городах в ближайшие дни пройдут главные памятные мероприятия. Власти Берлина решили отказаться от «празднования» юбилея начала блокады города, в немецкой столице торжества запланированы на весну будущего года -- 11 мая 1949 года в 24 часа 00 минут советская блокада Западного Берлина в соответствии с соглашениями между западными союзниками и СССР была официально завершена.

Однако воздушный мост действовал до начала октября 1949 года. Считалось, что это поможет наполнить закрома города для нормальной жизни его обитателей. К весне 49-го механизм авиационных грузоперевозок в Западный Берлин достиг совершенства -- воздушным путем в заблокированный город доставляли даже готовые конструкции для строительства новой электростанции. В марте город получил 200 тыс. тонн грузов, в апреле -- свыше 235 тыс. тонн. Самолеты в соответствии с их максимальными скоростями группировали по 12--15 машин и направляли в Берлин на разных высотах. До пяти различных групп совершало полет друг над другом в одном коридоре.

Статистика воздушного моста шестидесятилетней давности потрясает воображение и сегодня. Так, 16 апреля 1949 года оказалось рекордным днем, когда было доставлено 12,940 тонн грузов (в пересчете это 22 товарных поезда по 50 вагонов каждый). В общей сложности в операции участвовали 57 тыс. человек. Всего за 279 962 рейса в Западный Берлин поступило почти два с половиной миллиона тонн грузов. Общее время, проведенное самолетами авиамоста в воздухе, превышает 35 лет, а совокупное расстояние -- 175 млн километров.

Современные западные историки расценивают успех операции «Виттлз» как «пропагандистскую катастрофу» режима Сталина. 12 мая, когда в Западный Берлин прибывали первые грузовики и товарные поезда, жители города встречали их плакатами «Ура, мы еще живы!». Берлинский историк Доминик Гепперт, занимающий должность приват-доцента в местном Свободном университете, подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что уникальная по своей технической стороне воздушная акция сыграла исключительно важную роль в переосмыслении реальности еще недавними военными противниками -- американцами и немцами. «Оккупанты-американцы в представлении немцев в одночасье стали защитниками», -- говорит Доминик Гепперт. Одновременно менялся и имидж немцев в глазах американцев и британцев: из столицы гитлеровского Третьего рейха Берлин "стал оплотом свободы, символом воли к самоутверждению свободного мира".
Юрий ШПАКОВ, Берлин
//  читайте тему  //  Исторические версии


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.06.2008
Reuters
Экс-президент Армении Левон Тер-Петросян вышел из-под домашнего ареста
Накануне приезда в Россию президента Армении Сержа Саркисяна (официальный визит должен начаться сегодня, 23 июня) армянская оппозиция напомнила о себе массовым митингом в Ереване... >>
  • //  23.06.2008
Кирилл Каллиников
Александр Лукашенко устроил Дмитрию Медведеву экскурсию с политическим подтекстом
Утром 22 июня, в День памяти и скорби, президент России Дмитрий Медведев пришел к могиле Неизвестного солдата в Москве, чтобы почтить память павших в Великой Отечественной войне... >>
//  читайте тему:  Россия и Белоруссия
  • //  23.06.2008
Европейские лидеры не нашли выхода из ирландского тупика
Озабоченность на лицах, заметная нервозность, минимум протокольных улыбок -- даже привычная жестикуляция президента Франции Николя Саркози стала более сдержанной. Атмосфера, царившая в брюссельском дворце «Юстус Липсиус», где собрались в конце минувшей недели главы государств и правительств 27 стран Евросоюза, ясно указывала -- традиционный летний саммит ЕС носит кризисный характер... >>
  • //  23.06.2008
Reuters
В Сирии будут работать ядерные инспекторы
Вчера в Дамаск прибыла группа инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) во главе с замглавы организации Олли Хейноненом. Цель их рассчитанной на три дня работы -- обследование останков объекта «Аль-Кибар» в северо-восточной провинции Дейр-Зор... >>
  • //  23.06.2008
AP
Как западные оккупанты стали для немцев защитниками
В эти дни немцы вспоминают два события первых послевоенных лет. Шесть десятилетий назад, 24 июня 1948 года, по решению советского руководства была начата полная блокада наземных путей, связывавших Западный Берлин с тогдашней ФРГ... >>
//  читайте тему:  Исторические версии
  • //  23.06.2008
Израиль и Греция напугали Иран
Генштаб военно-воздушных сил Греции подтвердил вчера факт проведения совместных с Израилем военных учений: «Учения ВВС Греции и Израиля под названием «Славный спартанец» проводились с 28 мая по 12 июня... >>
  • //  23.06.2008
Растут потери иностранных войск в Афганистане
Четверо военнослужащих из состава сил западной коалиции погибли и двое получили серьезные ранения в субботу в результате взрыва на юге Афганистана... >>
  • //  23.06.2008
Президент Южной Кореи не понял соотечественников
Выполнение корейско-американского соглашения о поставках в Южную Корею говядины из США откладывается из-за массовых протестов. В субботу Сеул уступил давлению демонстрантов, опасающихся «коровьего бешенства»... >>
  • //  23.06.2008
Россия и Казахстан намерены инвестировать в человеческий капитал
Развитие инновационной экономики в первую очередь зависит от решения проблемы демографии и дефицита квалифицированных кадров, к такому выводу пришли участники «круглого стола» "Россия и Казахстан: инвестиции в человеческий фактор как условие инновационного прорыва", проведенного в пресс-центре РИА Новости в Москве... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика