N°81
15 мая 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.05.2007
Девять дней 2007 года
Объявлена программа восемнадцатого «Кинотавра»

версия для печати
В прошлом году «Кинотавр» прошел на редкость удачно -- именно после него все хором принялись утверждать, что российское кино уж на таком подъеме, что буквально голова кружится. Особенное волнение вызвали дебюты -- «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, «Связь» Авдотьи Смирновой -- такой пакет новых имен, актерских, операторских, сценарных работ! Эти фильмы потом активно пошли по международным фестивалям, создавая видимость потока, успеха, развития.

В этом году недоброжелатели уже готовы были потирать руки, поскольку, как верно заметили на вчерашней пресс-конференции организаторы, этот фестиваль устроен таким образом, что его планку недопустимо понижать, и требования к нему только возрастают, а с другой стороны, чудеса случаются не каждый год, и вновь так удивить программой очень сложно. Но очень может быть, что все сложится и на этот раз, но уже совсем в другую картинку.

Вместо прошлогоднего «Острова», который, хочу напомнить, в Сочи был принят кинематографической общественностью вовсе не так триумфально, как потом широкой публикой после проката в кино и показа на ТВ, «Кинотавр» откроется фильмом Андрея Кончаловского «Глянец» по сценарию Авдотьи Смирновой. Эту картину про то, как простая девушка приехала в столицу покорять ее гламурное сердце (девушку, понятно, играет Юлия Высоцкая), пока почти никто не видел, и как сегодня положено произведениям крупных российских режиссеров, в конкурс ее даже не предлагают, так как соревноваться с другими автору кажется ниже его достоинства.

Два других крупных российских режиссера свои картины до «Кинотавра» покажут в Канне и потом уже удостоят своего внимания отечественный фестиваль, и тоже -- упаси бог -- вне конкурса. Фильм «Изгнание» увенчанного пышными венецианскими лаврами Андрея Звягинцева уже показали в Москве, как всегда широкому кругу очень избранных зрителей, и он вызвал самые разные отклики, полную гамму -- от восхищения до ярого неприятия. Как отреагирует на него мировая кинообщественность, станет ясно уже совсем скоро, так что новостью картина уж точно не будет, но интерес все равно вызовет, поэтому «Изгнанию» будет предоставлено почетное право «Кинотавр» закрыть.

Другой каннский конкурсант -- Александр Сокуров -- обещал показать в Сочи свой фильм «Александра» с Галиной Вишневской в роли матери убитого в Чечне солдата, как специальное событие, то есть в один из девяти рабочих дней.

Что касается конкурса, то он состоит из 14 картин, выбранных из более чем сотни снятых в этом году. Среди них есть несколько совсем свежих. Например, фильм Светланы Проскуриной «Лучшее время года» еще не закончен, и его даже не будут вносить в каталог, чтобы не сглазить, но если успеют, покажут в конкурсе. Дебют в полном метре прошлогодней лауреатки короткометражного конкурса Валерии Гай Германики «День рождения инфанты» тоже еще не закончен, но его взяли -- за смелость, идею и те сорок минут, которые уже показали членам отборочной комиссии. Женщин-режиссеров, кстати, в кино становится все больше, программный директор фестиваля Ситора Алиева сообщила, что из 55 женщин, снимающих сегодня в России, семеро участвуют в конкурсе (а это значит, что либо качество женского кинематографа значительно выше среднего, либо программный директор подыгрывает своему полу).

Еще несколько дебютов -- «Кремень» Алексея Мизгирева, «Жестокость» Марины Любаковой, «Инзень-Малина» Владимира Сивкова, «Кука» Ярослава Чеважеского -- пока представляют собой абсолютную загадку, и только вездесущая молва пока выделяет из них «Кремень», возможно, что из доверия к студии СТВ, на которой он создан. А вот режиссерский дебют известного сценариста Александра Миндадзе «Отрыв» -- с большим драйвом снятая история человека, пережившего авиакатастрофу, в которой погибла его жена, и прикоснувшегося к экзистенциальной тайне жизни, -- неминуемо вызовет интерес уже самим фактом своего существования, свидетельствующим о смелости своего маститого создателя. Сложившийся почти в легенду дуэт Абдрашитов--Миндадзе теперь будет проходить иную проверку -- председателем жюри, обреченного выбирать лучший фильм, стал именно Вадим Абдрашитов. И ему придется судить о том, как справился его соавтор со сложностями режиссерской профессии и смог ли найти что-то новое, такое, чего не хватало ему в фильмах, снятых по его сценариям другими режиссерами.

Еще один партнерский союз пройдет проверку на «Кинотавре» -- член жюри Борис Хлебников будет вынужден давать оценку произведению своего соавтора по «Коктебелю», Алексея Попогребского. «Простые вещи» -- камерное кино о запутавшемся в жизни анестезиологе, которому неожиданно попался не вполне обычный пациент, -- тоже своего рода дебют, и суждена ли ему та же высокая степень успеха, что и «Свободному плаванию», во многом будет зависеть от контекста.

А конкурс, даже если не ждать сюрпризов от дебютов, обещает борьбу. Новые фильмы представят на «Кинотавре» Кира Муратова («Два в одном»), Валерий Тодоровский («Тиски»), Марина Разбежкина («Яр») и Алексей Балабанов («Груз-200»). Последний фильм уже вызвал невероятно эмоциональный отклик у тех, кому довелось его посмотреть. В общем, тут дело даже не в кинематографе, этот фильм затрагивает какие-то очень важные струны у тех, кто помнит время, о котором он снят, 1984 год, время глухого застоя, страшной безнадеги и удушья, о которых многие скоро забыли, а многие их и не ощущали. Взрыв общественного мнения вокруг этой страшной картины совершенно неминуем -- тут и вопросы о неизжитом, но загнанном в подсознании советском прошлом, призраки которого как-то особенно оживились сегодня, и о гранях допустимого в кино, о сильных средствах и социальных страстях. Возможно, именно этой картине Алексея Балабанова суждено стать центром споров и сражений на будущем «Кинотавре» -- те, кто фильма еще не видел, столкнутся с уже подготовленным общественным мнением, и сложившаяся уже сегодня уверенность в том, что снят шедевр, еще неизвестно как повлияет на их восприятие.

Но узор уже вырисовывается непростой.

Однако это еще не все. Есть еще конкурс короткого метра, в котором участвуют документалисты, аниматоры и игровики, всего 26 фильмов, отобранных из 230.

Александр Роднянский на пресс-конференции говорил о том, что «Кинотавтр», по замыслу, является «полноценной картиной состояния дел в современном российском кинематографе», и, следовательно, должен представлять собой довольно сложную конфигурацию уже сделанного и только задуманного, а также излучать все те эманации, которые делают кино сегодня модным и «эротически привлекательным». Южное утро в связи с этим будет отдано вовсе не приятному сну, а встречам, семинарам, дискуссиям и «круглым столам». Внеконкурсные программы представлены во всевозрастающем изобилии: это и русскоязычное кино, собранное Андреем Плаховым в Сибири, Казахстане, Осетии и Азербайджане, и программа документального кино Виктории Белопольской, и «Кинотеатр.Doc» Михаила Синева, и знакомое старое кино, которое собрали кинокритики, видимо, для контекста, и кино на площади -- для народа. Пройдет и питчинг -- эта такая специальная процедура, во время которой участники коротенько рассказывают о потенциальном фильме по возможности убедительно и красиво, а жюри выбирает из их предложений наиболее привлекательные.

А еще внимания требуют деятели кинорынка, которые уверены, как пошутил Александр Роднянский, что они, в сущности, и обеспечивают весь кинопроцесс, что, может быть, и не совсем так, но и не очень далеко от правды.

Но главная правда заключается в том, что киноиндустрии, не устают повторять организаторы «Кинотавра», у нас по-прежнему нет. Нет механизмов, поддерживающих артхаусное кино, очень мало эрудированных зрителей, стихийный рынок, плохо функционирует киношкола... В сущности, на «Кинотоавре», который уже перестал быть летним праздником (в этом году втрое уменьшилось количество гостей, то есть тех, кто приезжает не по делу, а так, погулять или попредставительствовать) и превратился в туго набитый программами киномарафон, нет времени ни на отдых, ни на гульбу. Другое дело, что это пока и не бизнес, то есть, говоря попросту, занятие для его устроителей совершенно не прибыльное. Поэтому так важна поддержка спонсоров, и в первую очередь компании «Билайн», которой кино, видимо, тоже кажется если не инвестиционно, то «эротически привлекательным».
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  15.05.2007
Объявлена программа восемнадцатого «Кинотавра»
В прошлом году «Кинотавр» прошел на редкость удачно -- именно после него все хором принялись утверждать, что российское кино уж на таком подъеме, что буквально голова кружится... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.05.2007
В парижской Opera Bastille поставили «Средство Макропулоса» Леоша Яначека
Чешский композитор Леош Яначек вошел в моду почти столетие спустя смерти. Недавняя премьера «Енуфы» в Мариинке, на месяц опередившая премьеру «Средства Макропулоса» в парижской «Опера Бастий», являются лишь эпизодами бума Яначека, охватившего мировое оперное пространство... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  15.05.2007
Кадзуо Исигуро. Не отпускай меня. Перевод с англ. Леонида Мотылева. М.: Эксмо, 2007... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика