N°233
19 декабря 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.12.2007
Экологическая контрибуция
Российская армия начала платить за ущерб природной среде

Впервые за многие годы своего существования российская (а до того советская) армия вынуждена расплачиваться за урон, нанесенный военными объектами природе. В 2007 году в бюджете военного ведомства на эти цели впервые было предусмотрено около 150 млн руб. Теперь на должностное лицо (например, командира части) может быть наложен штраф в 6 тыс. руб., на воинскую часть как юридическое лицо -- до 100 тыс. руб. Администратор таких выплат -- «Ростехнадзор». Новые правила уже действуют.

За нарушение требований предохранительного законодательства в уходящем году были привлечены к ответственности 87 военнослужащих, они выплатили больше 500 тыс. руб., воинские части оштрафованы на 3 млн руб. В основном это объекты Приволжско-Уральского и Московского военных округов, Северного флота. Часть исков еще в судах, но начальник экологической безопасности (именно так звучит, вопреки русскому языку, эта должность) Вооруженных сил России генерал-лейтенант Алевтин Юнак убежден, что количество штрафов будет увеличиваться. И не потому, что больше становится нарушений, а потому, что ужесточаются экологические требования к военным.

Пожалуй, ни в одной службе российского военного ведомства не произошло за год столько изменений, как в структуре экологической безопасности. Ко многим действиям экологов в погонах можно применить термин «впервые». Впервые осуществлен переход на территориальный принцип обеспечения экологической безопасности. Теперь командующий войсками военного округа отвечает за все силовые подразделения, которые дислоцируются на территории его округа. Проведена межа между ответственностью командующих округом и флотом. Правда, непосредственную работу проводит начальник экологической службы военного округа или флота. Еще недавно экологические службы существовали и в видах вооруженных сил, и в родах войск, сегодня их там нет. Экономия получилась и в людях, и в средствах.

Впервые начала формироваться межведомственная система обеспечения экологической безопасности (в рамках межведомственной системы тылового обеспечения). В связи с этим появилось положение о взаимодействии различных силовых структур -- Министерства обороны с входящим в него Спецстроем, МЧС, Федеральной службы охраны, погранвойск ФСБ, внутренних войск МВД. Выработаны нормы допустимого воздействия на окружающую среду. Этот документ, в котором прописано, какие возможны выбросы и сбросы, по сути -- экологический паспорт любой воинской части, каждого военного объекта. Правда, пока паспорта имеют примерно две трети воинских формирований. Для тех, у кого эти нормативы не утверждены или их нет, штраф может быть увеличен сразу в 20--25 раз!

Всего проблемных объектов с долговременными загрязнениями сегодня 108: из них 79 -- поверхностные (мазут), 29 -- подземные (авиационный керосин). Аварийные проливы и разливы на объектах Министерства обороны (прежде всего Военно-морского флота) продолжаются. Поэтому по приказу министра обороны опять же впервые в этом году был проведен эксперимент по созданию штатного подразделения для предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. На Северном флоте -- как самом неблагополучном в этом смысле -- сформирован специальный отряд. Подобные подразделения будут созданы и на других флотах и в военных округах.

С нынешнего года в войсках резко участились различного рода экологические проверки и инспекции, в том числе на самолете-лаборатории, причем впервые с участием военной прокуратуры, «Ростехнадзора», «Росприроднадзора». К слову, первый раз было проведено заседание коллегии главной военной прокуратуры, посвященное именно проблемам экологической безопасности. Всего проверками было охвачено около 300 воинских частей. Основные загрязнения дают плохие очистные сооружения, котельные, склады и базы горюче-смазочных материалов, несанкционированные свалки. Все эти проблемы носят застарелый характер, поэтому министр обороны обязал тыл Вооруженных сил, куда входят и военные экологи, сформировать проект федеральной целевой программы, рассчитанной до 2012--2015 годов. На ее продвижение надо около 55 млрд руб. Концепция ФЦП должна быть представлена в правительство не позже августа следующего года.

Но уже сегодня, утверждает генерал Юнак, в войска поставляются приборы оценки экологической ситуации, испытываются новые, в том числе предназначенные для установки на катерах и вертолетах. Техническими средствами предотвращения загрязнения планируется оборудовать в первую очередь корабли и береговые объекты Черноморского флота. Украинская сторона не раз предъявляла России претензии на этот счет. Поэтому до 2012 года на эти цели планируется выделить 806 млн рублей.

Российские военные экологи продолжают работу в рамках программы «Военное сотрудничество в Арктике по вопросам окружающей среды» AMEC (Arctic Military Environmental Cooperation), которой идет уже 12-й год. Правда, американцы и норвежцы, посчитав, что свои задачи они выполнили, практически вышли из программы. Остались британцы, которые обязались давать до миллиона фунтов стерлингов в год. С их помощью россиянам удалось завершить работы по созданию установки осушения контейнеров для временного хранения отработанного ядерного топлива, создана установка по выгрузке полистирола из систем главного балласта атомных подводных лодок, проведено радиоэкологическое обследование района гибели атомной подводной лодки К-159.

Как известно, эта субмарина затонула 30 августа 2003 года во время буксировки из базы в поселке Гремиха для утилизации в город Полярный в нескольких километрах к северо-западу от острова Кильдин. При этом погибли девять из десяти моряков команды сопровождения. В субмарине осталась невыгруженная активная зона. И хотя лодка не «фонит», по результатам исследования уже в январе следующего года правительство России примет решение, поднимать лодку или накрыть ее саркофагом. Генерал Юнак считает, что подъем возможен, несмотря на давность затопления. Чтобы в дальнейшем безопасно транспортировать к местам утилизации выведенные из боевого состава АПЛ, создаются более надежные понтоны. На Северном флоте планируется построить новую площадку для хранения твердых отходов, установку для переработки жидких радиоактивных отходов. И перенести этот опыт на Дальний Восток.
Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Экология


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.12.2007
Российская армия начала платить за ущерб природной среде
Впервые за многие годы своего существования российская (а до того советская) армия вынуждена расплачиваться за урон, нанесенный военными объектами природе. В 2007 году в бюджете военного ведомства на эти цели впервые было предусмотрено около 150 млн руб... >>
//  читайте тему:  Экология
  • //  19.12.2007
AP
Минфин лишил разведенных отцов права на налоговый вычет
Родители, не живущие со своими детьми, не смогут отныне при расчете подоходного налога уменьшать свои доходы на 600 руб. в месяц. Министерство финансов отменило свои ранее сделанные разъяснения по стандартным вычетам... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
  • //  19.12.2007
Прокуратура нашла нарушения в преподавании Закона Божьего
Одной воли учителей и божьей воли, чтобы вести в светских школах и гимназиях религиозные предметы, недостаточно. Такой вывод сделал прокурор Выборгского района Петербурга после проверки Медицинской гимназии, где преподавали предмет "Закон Божий"... >>
//  читайте тему:  Религии в России
//  читайте тему:  Религии в России
  • //  19.12.2007
Число кандидатов в президенты тает на глазах
Прием документов от кандидатов-самовыдвиженцев, желающих побороться за пост президента на выборах 2 марта, завершила вчера в полночь Центральная избирательная комиссия... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  • //  19.12.2007
Россию называют «рынком сумасшедшего спроса», когда речь идет о покупке автомобилей. Почему возникла такая автотяга и в результате даже машины среднего класса надо ждать в салонах несколько месяцев? Причин несколько... >>
//  читайте тему:  Банки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика