N°209
15 ноября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.11.2007
Возвращаясь к напечатанному
версия для печати
В номере «Времени новостей» от 12 ноября было опубликовано мнение обозревателя газеты «Культура» Александра Панова «Энергия самолюбования». Критик размышляет о недавно созданной фондом «Артхроника» премии Кандинского и о сопутствующей премиальной эпопее выставке попавших в шорт-лист номинантов. Выставка открыта с прошлой недели в артцентре «Винзавод». Текст статьи удивил и восхитил легкостью в мыслях и в аргументации необыкновенной. Не потрудившись прописать свои тезисы, автор отказал выставке номинантов премии в какой-либо мало-мальской событийности, а саму премию назвал «выстрелом прямо в небо». Возникла насущная необходимость продолжить разговор. Начав его хотя бы с того, а что, собственно, за премия обсуждалась в статье господина Панова. И какие художники участвовали в «премиальной» выставке.

В публикации Александр Панов справедливо акцентировал отсутствие взаимопонимания между художниками и обществом. В который раз вспомнил набившее оскомину выступление министра культуры по поводу выставки «Соц-Арт». Думаю, не имеет смысла спорить, что налаживать коммуникацию между несведущей публикой и сложным артъязыком последних десятилетий призваны внятные общественно значимые события. Таковым событием и может считаться появление независимой премии, среди учредителей которой международная институция -- Deutsche Bank, а среди членов жюри -- выдающиеся историки искусств и кураторы (в том числе Жан-Юбер Мартен, в послужном списке которого руководство Центром Помпиду и организация принципиальных для истории искусства выставок «Москва--Париж», «Москва--Берлин», «Дали и магия многозначности» (Дюссельдорф), «Артемпо» (Венеция)). В данном случае ведь не просто денежные суммы важны (хотя и они не на последнем месте -- победитель главной номинации "Художник года" получит 40 тыс. у.е.). Важен акцент на том, что современным искусством России интересуются не только чудаковатые маргиналы, а по понятиям основной массы населения -- извращенцы, а мировая культурная и бизнес-элита. Что искусство в России сегодня признается миром безусловной, базовой для развития государства ценностью. На которую необходимо тратить деньги. Более того, премия Кандинского имеет значительный просветительский мессидж. Номинанты премии сделали огромную выставку своих работ в самом модном и хорошо посещаемом выставочном центре «Винзавод». Удивительно, явно противореча самому себе, Александр Панов написал буквально следующее: «Для тех, кто ленился в течение двух лет методично посещать выставки современного искусства в Москве и Петербурге, нынешняя -- дар небес: все лучшее собрано в одном месте и всего-то на двух этажах». Разве это не доказательство успешно выполненной просветительской миссии? Действительно в число номинантов раздела «Художник года» попали лучшие из лучших. Среди которых Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Гор Чахал, Юрий Аввакумов, Анатолий Осмоловский, Юрий Шабельников, Ольга и Александр Флоренские... А своевременно введенная номинация «Медиа-артпроект года», поощряющая самое интересное -- мультимедийное творчество, тоже собрала лучших мастеров жанра: Владислава Мамышева-Монро, Аристарха Чернышева, Марину Черникову, Антона Литвина, Владимира Логутова, группу «Провмыза»...И на выставке художники показали успешные работы последнего времени. И посмотреть конечно же было на что. Аргументировать же низкую оценку выставки фразой: я, типа, это видел, и поэтому никому сие не интересно -- все равно, что просить Путина остаться на третий срок от имени и по поручению всех граждан России. Проходили. Знаем.

Неправда и то, что выставочные залы на «Винзаводе» пусты. В выходные дни на экспозицию просто, что называется, лом. И публика самая разная. Преобладают те, кому чужды косность и предвзятость, кто наиболее восприимчивы к новому, желают расширять кругозор: студенты.

Теперь главный аргумент господина Панова: премия -- выстрел пальцем в небо, поскольку ее особенность -- автономинация. В не очень корректной для обозревателя «газеты интеллигенции» (как недавно именовали «Культуру» ее издатели) форме Александр Панов снова высказался от имени мифической «широкой публики», которая, дескать, «от цифр премиального фонда должна кривиться и негодовать: художники и так облизаны, финансово обеспечены, из-за границ не вылезают, а к деньгам тянутся, будто бомжи». Не знаю, у каких именно представителей «широкой публики» складывается мнение об «облизанности» художников, наверное, только у тех, кто знает Шилова и Глазунова. Ну так их мнение странно приводить в пример. В автономинации обозреватель «Культуры» увидел нарушение морально-этических принципов, предательство, видимо, заповеданной художнику скромности. По словам члена жюри премии Николая Молока, только половина попавших в шорт-лист Кандинского участников заполняли анкеты сами. Но даже если художник заполнил анкету собственноручно. Что за криминал? В конце концов отменим тогда все научные гранты. Ведь тоже не скромно -- самому считать свою разработку «право имеющей» и денег заслуживающей. На то, кстати, и существует жюри, чтобы выбирать достойных. И потом -- художник тянется к деньгам в России не потому, что алчный. Потому как раз, что институции современного искусства у нас не развиты, что системы грантовой поддержки художников почти нет, потому что государству на современное искусство с большой колокольни наплевать. (Интересны только большие пиар-проекты масштаба биеннале, а процесс как таковой вне сферы внимания.) И деньги художнику нужны как гарантия свободы реализации творческих планов. Чтобы не зависеть от пресловутых (как раз зачастую действительно алчных) галеристов, кураторов, чтобы не урывать время на творчество между занятостью в дизайнерских, рекламных бюро, гламурных журналах...

С Александром Пановым можно согласиться в одном: показанная на «Винзаводе» выставка могла бы быть инсталлирована удачнее. Работ хороших большинство, однако отсутствие единого экспозиционного модуля для всех номинантов повлияло на визуальное впечатление: то густо, то пусто. Один мог заполнить своими комиксами стену в 200 кв. м, другие вынуждены ютиться на пятачке площадью с туалетную кабинку. Медиазал первого этажа получился более-менее цельным и внятным. На втором, главном, случился казус из-за того, что работы художников основной номинации оказались перемешанными с работами номинантов раздела «Молодой художник года». И вещи из параллельных визуальных, смысловых рядов (комиксы и архитектурные объекты), сваленные вместе, воспринимаются какофонией.

И все же первый блин комом не вышел. Не верите -- сходите на выставку. А 4 декабря, в день рождения Василия Кандинского, состоится церемония награждения первых лауреатов.
Сергей Хачатуров, «Время новостей»


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.11.2007
«Кассандра» и «Электра» в «Дойче опер»
"Дойче опер" напомнила публике старую детективную историю, показав в один вечер две одноактовые оперы -- «Кассандру» Витторио Гнекки и «Электру» Рихарда Штрауса (дирижер Леопольд Хагер)... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  15.11.2007
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Балеты Петра Зуски на фестивале Dance Inversion
Балет Национального театра Праги привез на фестиваль Dance Inversion три одноактовки своего худрука Петра Зуски -- «Немного экстрима», «Объятия моря» и «Сон Марии». Зуске сорок; он успел потанцевать в Пражском камерном балете, в Мюнхене и в Монреале, там и начал сочинять танцы... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  15.11.2007
В номере «Времени новостей» от 12 ноября было опубликовано мнение обозревателя газеты «Культура» Александра Панова «Энергия самолюбования»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама