N°148 20 августа 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Второй поход к Тихому океану Российское государство готово инвестировать новое заселение Дальнего Востока
Дальний Восток можно назвать пасынком России. Гигантский регион на тихоокеанских границах державы в последние годы считается самым отстающим. Население понемногу уезжает в другие регионы страны. Рядом быстро растущий Китай, который часто называется потенциальной угрозой для соседних российских территорий. По крайней мере никто не отрицает, что в сравнении с соседями мы проигрываем по всем статьям. Осваивать и заселять Дальний Восток так, как китайцы развивают свой правый берег Амура, мы пока не можем.
В последние годы стало ясно, что правительство готово тратить на Дальний Восток солидные деньги. Предполагается, что они смогут дать толчок экономике региона. В течение ближайших шести лет в Приамурье, Приморье, Якутию, Сахалин по московским планам будет закачано 566 млрд руб. У федеральных властей есть надежда, что это остановит и миграцию населения из региона, потерявшего за 1990-е и 2000-е годы более миллиона человек. Возможно, это и получится, как получалось в предыдущие века. До сих пор активное заселение Дальнего Востока русским населением чаще всего шло под контролем государства, стимулировавшего освоение далеких земель. Охотский маршрут Для начала отметим, что еще полтора века тому назад к Тихому океану мы выходили совсем не так и не там, где сейчас. Ныне обжитая часть российского Дальнего Востока -- это в первую очередь Приморье, Сахалин, левый берег Амура. Здесь и самые крупные города, и основная оседлая жизнь. Но русские первопроходцы шли на восток гораздо севернее. Ключевыми пунктами здесь были Якутск, заложенный в 1632 году, и Охотск -- небольшой острог, а ныне всего лишь поселок городского типа, давший имя огромному морю. Сюда казаки вышли в 1647 году. Тогда русские поселенцы активно осваивали северные края, двигаясь по Лене, Колыме, Индигирке. В начале XVIII века начато освоение Камчатки, в конце столетия русские добираются до Аляски. Но если смотреть на современную карту Дальнего Востока России, то окажется, что все эти территории -- Магаданская область, Камчатский край, Чукотка, север Хабаровского края -- остались почти неосвоенными. На этой огромной территории сейчас проживает около 600 тыс. человек, при этом почти половина приходится на два крупнейших города -- Петропавловск-Камчатский и Магадан. В наше время более-менее плотно заселен лишь юг Дальнего Востока -- те территории, куда Россия по-настоящему пришла только в XIX веке. Причиной этого можно считать и Китай, сдерживавший русскую экспансию в течение 180 лет, и то, что сама эта экспансия до XIX века была, мягко говоря, не слишком настойчивой. «Китайская» пауза Ключевым документом, почти два столетия регламентировавшим распределение территорий Приморья и Приамурья, стал Нерчинский договор 1689 года. Китайцы, обеспокоенные появлением русских поселений в среднем течении Амура, провели удачную военную кампанию в регионе, захватив в 1685 году острог Албазино -- самую восточную точку, куда успели продвинуться казаки. Через четыре года был заключен договор, запрещавший русским селиться в среднем течении Амура. Это оставило нам единственный путь для освоения Дальнего Востока -- через Лену и Колымский край к Охотскому морю. Положение поменялось лишь к середине XIX века, когда у Российской империи оказалось достаточно сил и средств для территориальной экспансии в Приамурье. И к 1860 году Китай сдал юг Дальнего Востока: по Пекинскому договору 1860 года граница между империями пролегала по Амуру и Уссури. Только с этого момента Россия смогла начать освоение этих регионов: в том же 1860 году в заливе Петра Великого основан Владивосток, двумя годами раньше появилась Хабаровка -- будущий Хабаровск. Заселение юга Дальнего Востока серьезно облегчила политика китайцев в XVII--XIX веках. Не позволив русским осваивать Приамурье, пекинские императоры запретили и своим подданным селиться в этом регионе. «Железный занавес» привел к тому, что русские в XIX веке явились на почти неосвоенную территорию: кроме малочисленных коренных народов, здесь не было никого. Впрочем, тогда и русские на Дальнем Востоке вполне могли считаться малочисленной нацией. Например, к концу XIX века население Хабаровска составляло всего 15 тыс. человек, Владивостока -- около 29 тыс. человек. Впрочем, и заселение соседней Восточной Сибири шло небыстрыми темпами: Иркутск в то же время насчитывал 51 тыс. человек, Красноярск и того меньше -- 29 тысяч. Ссыльные, военные, геологи Освоение Дальнего Востока и Сибири шло по нескольким стандартным схемам. Самый известный, но, по-видимому, далеко не главный в истории -- ссыльнокаторжный. Так «заселяли» и Сахалин, и Забайкалье, и Колыму, но ссыльные и лагерники после отбытия срока стараются вернуться на Большую землю. Наоборот, первые волны миграции в XVII--XVIII веках -- это военно-экономическое заселение. Сибирские казаки двигались на восток в первую очередь за пушниной, устанавливая силой свою власть, закладывая крепости-остроги и обкладывая местное население ясаком. Но эта волна на Дальнем Востоке была крайне малочисленна. Позже, к XIX веку, экономическая и военная модели переселения были разделены и действовали самостоятельно -- гораздо более успешно. Большинство нынешних городов и поселков Дальнего Востока, заложенных в позапрошлом веке, было основано либо как пограничные крепости, либо как военные порты или гарнизоны. Владивосток появился благодаря тому, что бухта Золотой Рог была сочтена генерал-губернатором Муравьевым-Амурским идеальным местом для флота, Хабаровск и Благовещенск выросли из пограничных военных постов. Небольшой ныне городок Николаевск-на-Амуре -- это также поначалу стоянка флота, а новую жизнь Петропавловску-Камчатскому дало сооружение укреплений в Авачинской бухте незадолго до Крымской войны. В советское время военное строительство продолжилось: Вилючинск (бывший Петропавловск-Камчатский-50) -- основная база советского и российского подводного флота на Тихом океане, Большой Камень в Приморье -- завод по ремонту субмарин, район города Свободный в Амурской области -- это бывший космодром и место дислокации ракетных частей, а также база дальней авиации и т.д. Экономическая миграция на Дальнем Востоке шла такими же путями, как и в Сибири: как правило, люди ехали вслед за геологами к залежам полезных ископаемых. Но если западнее основными территориями, где водился длинный рубль, были нефтегазовые бассейны Западно-Сибирской равнины, угольные шахты Кузбасса, рудные месторождения Таймыра, то на Дальнем Востоке во главе всего были золото и алмазы -- Якутия, Колыма, Чукотка, ранее Хабаровский край. Кроме того, на Сахалине и в Приморье строились города в районах добычи угля. Еще одним экономическим фактором, привлекавшим население, были порты -- в данном случае не только военные, но и мирные, рыболовецкие и торговые, например Находка. Вдоль по Транссибирской Пожалуй, ключевым фактором в развитии и заселении Дальнего Востока стал Транссиб -- железнодорожная магистраль, достроенная как раз перед революцией, в 1916 году. Эта дорога стала основным путем, связывавшим восток страны с европейской частью России (отметим, что хорошей автомобильной дороги на участке между Забайкальем и Приамурьем до сих пор нет). Без Транссиба заселение Дальнего Востока шло бы еще медленнее, но, как ни странно, и сам Транссиб стал естественным ограничителем освоения этого региона. Именно вдоль этой железной дороги располагаются сейчас основные населенные районы и крупные города. За пределами Транссиба жизни не то чтобы совсем нет, но ее крайне мало. Итак, на Транссибе или рядом с ним стоят крупнейшие города Дальнего Востока -- Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Находка, Артем, Уссурийск, Биробиджан. Третий по величине город федерального округа -- Комсомольск-на-Амуре стоит на ответвлении от Транссиба, ведущем к проливу между Сахалином и материком. Вне этой территории в Дальневосточном федеральном округе есть лишь три населенных пункта, где проживает более 100 тыс. человек, -- Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Якутск (еще можно вспомнить разве что Магадан, упавший ниже этой отметки уже в последние годы). В результате этого сложилась удивительная диспропорция: большая часть наших территорий в этом регионе почти не населена, зато имеется «гиперурбанизованный» юг, где лидирует Приморье. Впрочем, и здесь есть свое разделение: в крае, по разным данным, насчитывается два с чем-то миллиона человек, но более половины всех жителей сгрудилось в районе залива Петра Великого -- во Владивостоке, Находке, Уссурийске, Артеме и соседних поселках. В целом же в 11 крупнейших городах ДВФО живет 2834 тыс. человек, но это составляет 43% всего населения Дальнего Востока. Государственные люди Говоря о недонаселенности русского Дальнего Востока, можно, конечно, сослаться на сложные природные условия. Но тяжелым климатом может похвастаться и Сибирь, и соседние провинции Китая. Однако там ситуация все же получше. Например, в Сибирском федеральном округе есть два города-миллионника -- Омск и Новосибирск, почти миллионный Красноярск, т.н. Иркутская агломерация (Иркутск и города-спутники общим населением за миллион человек), десятки городов с населением за сотню тысяч человек и т.д. В соседних областях Китая (севернее того же Владивостока) живут десятки миллионов человек. А на нашем Дальнем Востоке -- 6,8 млн человек и опасная тенденция к миграции людей на запад страны. Есть и другое объяснение: Дальний Восток заселялся по воле государства и стал терять население, как только Москва предоставила его своей собственной судьбе. Нельзя не заметить, что самостоятельно русские к Тихому океану почти не ехали. И практически все переселенческие волны не состоялись бы, если бы центральная власть прямо или косвенно не стимулировала освоение региона. Лишь первопроходцы в XVII веке шли сюда по своей воле, но их количество было крайне мало. Первая большая волна поселенцев пришла на Дальний Восток во второй половине XIX века -- вместе с военными осваивалась новая граница. Но даже обнаружение запасов золота тогда не привело к массовой миграции. Для сравнения можно вспомнить, что золотая лихорадка в Калифорнии в середине позапрошлого столетия привела к одномоментному выезду на тихоокеанское побережье США нескольких сот тысяч человек и дала старт превращению этой отдаленной глуши в процветающую и густонаселенную территорию. Поддерживаемые государством переселенческие крестьянские программы во второй половине XIX и начале XX века привели к увеличению миграции в тихоокеанский регион, но существенного влияния не оказали. Резкий рост населения Дальнего Востока начался лишь в XX веке. Самым известным государственным проектом, объединившим все схемы заселения, можно считать Комсомольск-на-Амуре. Построенный в 1930-х годах руками заключенных, город даже сейчас насчитывает 275 тыс. человек. Причем он работает как на военную, так и на гражданскую промышленность (помимо знаменитого самолетостроительного завода здесь есть и вполне «штатские» производства). Но по большому счету Комсомольск-на-Амуре был одним таким проектом на Дальнем Востоке. Возвращение Госплана Последним советским проектом по освоению Дальнего Востока была Байкало-Амурская магистраль -- дублер Транссиба, проходящий севернее старой трассы. Начатый в 70-х годах прошлого века, он был вчерне закончен к концу перестройки, но отдельные участки достраивали уже в наше время (знаменитый Северо-Муйский тоннель открыли лишь в декабре 2003 года). Но повторения успеха Транссиба не случилось -- большинство бамовских поселков так и не стали полноценными городами и существуют скорее по инерции. Есть, впрочем, точка зрения, что БАМ просто опоздал: магистраль была построена как раз тогда, когда вливания государства в экономику прекратились. Дорога оказалась ненужной, без Госплана освоением территорий вокруг магистрали никто заниматься не пожелал. По-видимому, когда возник вопрос о том, что Дальний Восток теряет население, в правительстве сочли, что ничего лучше советской методики госфинансирования для развития региона придумать не получится. Поэтому ожидается, что в ближайшие годы должно произойти возвращение государства. Дальнему Востоку до 2013 года обещано 566 млрд руб. Эту цифру в начале августа 2007 года назвала правительственная комиссия по развитию региона. Из них более 426 млрд руб. -- это деньги федерального бюджета, остальное, как предполагается, дадут местные власти и частный бизнес. Это вполне укладывается в историческую схему: государство инвестирует в Дальний Восток, не ожидая инициативы от людей и бизнеса. Дороги и демография По-видимому, большая часть денег, которые будут тратиться на Тихом океане, пойдет в сферу транспорта. Сейчас здесь уже осуществляются два больших и весьма дорогостоящих проекта. Во-первых, «восточная труба», по которой нефть из восточно-сибирских месторождений к началу 2009 года должна дойти до приамурского Сковородина, а в следующем десятилетии -- до приморских портов. Во-вторых, железная дорога к Якутску -- сложнейший проект, на который не осмеливались замахнуться даже в эпохи комсомольских строек. На последнюю стройку в программе закладывалось 30 млрд руб. Кроме того, должны строиться автодороги, энергетические объекты и даже «офисно-оздоровительный» комплекс на острове Русский близ Владивостока. Там планируется в 2012 году провести саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, для чего бывшую военную базу планируется превратить в гибрид курорта с деловым центром, связанным мостом с материковой частью города. На это в программе выделено 100 млрд рублей. В программе развития Дальнего Востока и Забайкалья есть и демографические ориентиры. Так, предполагается, что успех проектов позволит увеличить население региона на 10%. Пожалуй, с китайцами нам все равно не конкурировать. Хотя, может быть, удастся повернуть тенденцию вспять и остановить выезд населения. Что само по себе будет большим успехом. |
Российское государство готово инвестировать новое заселение Дальнего Востока Дальний Восток можно назвать пасынком России. Гигантский регион на тихоокеанских границах державы в последние годы считается самым отстающим. Население понемногу уезжает в другие регионы страны... >>
О судьбе российского Дальнего Востока корреспондент "Времени новостей" Иван СУХОВ беседовал с заведующей лабораторией анализа и прогнозирования миграции, директором центра миграционных исследований Жанной ЗАЙОНЧКОВСКОЙ... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|