N°126
19 июля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.07.2007
Потерявши -- плачем
Неутешительные результаты проверки музеев России правительственной комиссией

версия для печати
На заседании комиссии по координации вопросов комплексной проверки сохранности культурных ценностей первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев назвал цифры пропаж, выявленных в ходе работы комиссии по сохранности культурных ценностей в 500 федеральных, региональных и муниципальных музеях с общим фондом в 20 млн единиц хранения (четвертая часть общемузейного фонда). Сегодня в музеях отсутствует 160 тыс. предметов искусства.

Когда же случилась основная часть хищений? Первый вице-премьер подтвердил известный факт грабежа музеев советским государством в 20--30-е годы прошлого века. В это время сокровища Москвы и особенно Петербурга (включая пригороды) вывозились вагонами. Полотнами Ван Эйка, Рубенса, Тициана, царским антиквариатом (изделиями Фаберже) дыры в советском бюджете латались вовсю. К тому же с 1918 года, когда коллекции музеев были национализированы, началась их масштабная миграция по России. Передвижение искусства по стране мыслилось частью идеологической пропаганды. Созданный после революции отдел ИЗО Наркомпроса (Коллегия по делам изобразительных искусств) занимался агитационно-просветительской работой, в том числе и распределял опусы привечаемых тогда еще авангардных художников среди всех городов России. Провинция, а позже и союзные республики обогащались шедеврами, однако в ходе перемещения и смешивания коллекций потери оказались неизбежны. Проследить судьбу каждой пропавшей вещи немыслимо трудно. Однако Дмитрий Медведев полон решимости «довести расследование до финальной точки, даже тогда, когда установить, куда ушел предмет искусства, крайне сложно».

Почему же хранения опустошаются и сегодня? Напомним, что сама комиссия была создана по вполне конкретному поводу скандальных хищений из Эрмитажа в прошлом году. Тогда пропал 221 предмет (в основном ювелирного искусства России второй половины XIX века) на общую стоимость в 130 млн рублей.

Одна из главных причин -- очевидная (и ее признала комиссия): неудовлетворительное состояние и музейных фондов, и музейных зданий, и условий хранения. А причина этой причины -- издевательское финансирование учреждений культуры. И это издевательское финансирование -- сам по себе диагноз обществу, во многом объясняющий случаи сегодняшних покушений на национальное наследие.

Довольно любопытно этот диагноз прокомментировал в одной из своих статей левый социолог Борис Кагарлицкий. Он говорил о том, что объяснение воровства не только в плохой охране искать надо, а и в том, что «само государство отчуждено от общества. Если защита государственного имущества остается делом профессиональных сторожей, дело плохо».

На самом деле в общественном сознании прочно мнение, что не воровать у государства сегодня куда менее престижно, чем воровать. Такой у нас тренд социальный. Почему? Да потому, что потеряна культура общественных отношений как таковых. Никто не заботится о том, что в общении исчезает то важное, что может сегодня объединить людей, -- чувство причастности общему прошлому. Эту причастность гарантирует историческая атмосфера старых городов, к примеру. Но по воле циничных коррупционеров старые города сегодня планомерно уничтожаются. Эту же причастность гарантирует музей. Но чтобы хоть как-то расшевелить «чувства добрые» в отношении прошлого страны, все-таки желательно в музее вести разговор с посетителями на интересном современному человеку языке, а для этого -- да, тратить на культуру, поднимать ее престиж. В противном случае отверженное от Истории поколение ничего, кроме соблазнительной для легкого решения личных финансовых проблем роскошной рухляди, в экспонатах музея не увидит.
Сергей ХАЧАТУРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.07.2007
Неутешительные результаты проверки музеев России правительственной комиссией
На заседании комиссии по координации вопросов комплексной проверки сохранности культурных ценностей первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев назвал цифры пропаж, выявленных в ходе работы комиссии по сохранности культурных ценностей в 500 федеральных, региональных и муниципальных музеях с общим фондом в 20 млн единиц хранения... >>
  • //  19.07.2007
Никогда я не питал теплых чувств к Аркадию Гайдару. Не любил его в детстве, когда готов был читать все подряд, но зеленый четырехтомник с пионерскими картинками раз за разом отодвигал в сторону. «Проработал» только обязаловку... >>
  • //  19.07.2007
Владимир Луповский
На Чеховский фестиваль приехал «Элуаз»
Канадский цирк «Элуаз» -- это «новый цирк», жанр, гораздо более близкий к театру, к танцу, к кинематографу, чем к древнему искусству арены как таковому. В «старом» цирке представление состоит из череды кульминаций; вот -- самый сильный герой, вот -- самый ловкий, вот -- самый смешной. В «новом» цирке не любят это соревнование честолюбий -- и в нем нет ежеминутной встряски нервов зрителя. Любят хитрый монтаж, любят возникающую из смены сцен нетривиальную интонацию, любят атмосферу дружеской вечеринки, на которой каждая сценическая шуточка возникает будто в первый раз. Этот цирк -- родня песенкам, что распевали когда-то на улицах Парижа (и один из музыкантов раздавал ноты зрителям, чтобы те могли подпевать, -- мы ведь все помним такие сценки в старых фильмах, правда?), лентам Отара Иоселиани, поздним спектаклям Пины Бауш. Потому -- не арена, а сцена (канадцев на две недели пустил к себе Театр имени Моссовета), и на сцене -- фортепиано, и вокруг инструмента толпится молодежная компания, и все номера, кажется, придумываются прямо на ходу. >>
  • //  19.07.2007
Сергей Хачатуров
Выставка Никиты Алексеева в Музее архитектуры
Открывшаяся в Аптекарском приказе Музея архитектуры выставка продолжает важную для Никиты Алексеева тему смиренной вненаходимости художника, желающего не загаживать мировое пространство своими крупноформатными и дорогостоящими объектами-амбициями, а оставлять лишь эскизный план воспоминаний... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика