N°119
10 июля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.07.2007
"Наши бизнес-объединения не являются инструментами политической борьбы"
версия для печати
Участие бизнеса в политике -- добро это или зло? Кто-то из бизнеса идет во власть, обзаводясь партбилетом, кто-то инвестирует в избирательные кампании в регионах. О том, какими за полгода до парламентских выборов взаимоотношения бизнеса и власти представляются самим предпринимателям, накануне третьего ежегодного форума «Новый бизнес новой России» корреспондент «Времени новостей» Ирина СКЛЯРОВА выясняла у председателя одного из крупнейших бизнес-объединений страны -- "Деловой России" Бориса ТИТОВА.

-- В преддверии федеральных выборов могут ли российские бизнес-объединения похвастаться тем, что у них уже есть определенная стратегия поведения в изменяющихся политических реалиях?

-- Наши бизнес-объединения «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, ОПОРА, другие крупные профессиональные сообщества не являются инструментами политической борьбы. Но это не значит, что у нас нет своего мнения о том, как должна развиваться экономика страны. Во многом бизнес поддерживал правые идеи. Правда, эти идеи в глазах общества оказались дискредитированы в результате того, что произошло в нашей стране в 90-е годы. И сегодня, когда правые партии ищут на левом фланге свой электорат, бизнес и общество не очень понимают, что происходит в политике.

Бизнес-сообщество в целом в России политически неактивно. Тот бизнес, чьи интересы мы выражаем (средний и малый), очень близок к обществу и интегрирован в него. И так же, как общество в целом, бизнес не слишком интересуется политикой, не очень стремится ходить на выборы. Политически бизнес так же дезориентирован, как и все общество.

-- Значит ли это, что диалога между бизнесом и властью в России до сих пор не существует?

-- Диалог есть, мы говорим с властью каждый день через все доступные нам формы коммуникаций. Для этого есть специальные институты -- Совет по конкурентоспособности при правительстве, Совет по национальным проектам; для этого мы принимаем участие в работе общественных советов при министерствах. У бизнеса нет единой согласованной позиции перед властью в этом диалоге. И это неудивительно. Для всего бизнеса, и крупного, и мелкого, вопрос налогообложения стоит на первом месте. Позиции по налоговой реформе сближаются, но даже в этом вопросе есть расхождения, и согласовать их зачастую непросто. Дело в том, что в нашей стране пропорции между «бизнесами» немного странные. Ведь РСПП -- это 500 компаний, составляющих 80% ВВП, и лишь 20% -- средний и малый бизнес. Мы отстаиваем интересы предприятий внутреннего рынка, и мы выступаем за снижение ставок налогов. Крупный бизнес ставки налогов волнуют в меньшей степени, и это вполне естественно, когда рентабельность их бизнеса доходит до 39%. Крупный бизнес больше волнует оптимизация налогового администрирования.

Мы, конечно, пытаемся сблизить позиции, прийти к единому пониманию того, в чем должна заключаться реформа отдельно взятого налога и налоговой системы в целом. Мы пытаемся выработать общее понимание этой проблемы с Министерством финансов. Все это гораздо важнее мелких разногласий. Но, с другой стороны, реальность такова, что даже если мы все дружно объединимся, не только «Деловая Россия», РСПП и ОПОРА, но также и все другие крупные системные организации, такие как Торгово-промышленная палата и Ассоциация российских банков, добиться своего сразу же вряд ли будет возможно. Но мы прекрасно понимаем, что наша гражданская позиция должна состоять в том, чтобы выступать с единой платформой.

-- Как бы вы могли сформулировать сегодняшний запрос в среде малого и среднего бизнеса на изменения в экономике?

-- Сегодня страна резко «сваливается» налево. То есть запрос на социальные гарантии выше, чем на предпринимательские свободы. Это не устраивает бизнес, который по сути своей исповедует правые идеи: свободную конкуренцию, рыночные отношения. Нам необходима защита частной собственности и демократия -- для того, чтобы почувствовать гарантии со стороны власти. В этом плане у крупного бизнеса иные приоритеты, ему ближе автократия: чем меньше людей принимает решения, тем ему лучше.

Мы, как организация, лоббирующая создание условий для активного роста бизнеса, стараемся больше внимания уделить не только экономическим факторам развития страны, но и общественно-политическим проблемам. Предпринимателей интересуют сегодня восстановление этических норм в бизнесе, порядок, законность, сильное государство, которое могло бы адекватно заняться регулированием рынка. Капитализм в России оказался «диким» не потому, что у нас был какой-то особенный «неправильный» бизнес, а потому, что государство оказалось слабым и неэффективным. В рамках Столыпинского клуба мы совместно с регионами выработали «Бизнес-план для России». Он выражает как раз общественное мнение предпринимателей. Это не программа бизнес-объединений, а взгляд на то, что представляет собой новое поколение российского бизнеса, выросшее в несырьевых отраслях. Главное, что мы хотим донести до власти: новое российское деловое сословие не отделяет для себя понятия «бизнес» и «успех» от понятий «репутация», «деловая этика» и «корпоративные стандарты».

-- Значит ли это, что бизнес, выступая за сильное государство, отрицает теперь те либеральные воззрения, на которых в свое время выросло первое поколение российского предпринимательства?

-- Либеральные убеждения во многом сводились к тому, что для стабильно развивающейся экономики прежде всего необходимо создавать институты -- нормальную судебную систему, развитый фондовый рынок, инициировать развитие профсоюзов. Но для самого бизнеса главное не институты, а экономический рост. Потому что даже при плохих судах и при плохой системе защиты собственности инвесторы все равно вкладывают деньги, если это выгодно. А институты создаются вместе с развитием общества и бизнеса. Если же они создаются государством сверху -- они не работают.

-- С какими законопроектами вы бы вышли к депутатам новой Государственной думы?

-- Если мы придем к единому пониманию экономических задач, которые стоят перед страной, мы будем содействовать партии «Единая Россия» в подготовке экономической программы. Мы планируем подписать с «Единой Россией» электоральное соглашение, в котором зафиксируем ряд законопроектов, которые хотели бы видеть в числе приоритетных. Если мы достигнем в этом взаимопонимания, то будем всячески содействовать и помогать этой партии в избирательном процессе.

Список приоритетных вопросов, конечно, меняется время от времени, но есть и такие, которые остаются в первых рядах: мы не удовлетворены новыми правилами налогового администрирования, вступившими в силу в прошлом году, мы хотели бы ускорить принятие закона о саморегулируемых организациях, о лоббировании, мы замахиваемся на Конституцию -- на предмет изменения функций Центробанка. Главная функция ЦБ сегодня -- это экономическая стабилизация в стране. Но во всех странах финансовая администрация имеет перед собой задачи развития экономики. У нас же ставка рефинансирования совершенно не работает, потому что Центробанку безразлично, легко ли банкам брать деньги в долг у Банка России, каковы ставки по кредитам в стране и насколько удобно это для участников рынка.

В числе приоритетных остается вопрос снижения налоговых ставок. Ставку НДС, по нашему мнению, нужно снизить до 12% с одновременным изменением его администрирования и ликвидацией входящего НДС. Ставку единого социального налога также необходимо снизить до 12% с ликвидацией регрессивной шкалы. Не настаиваем мы только на снижении ставок по налогу на прибыль. Его ставка 24% вполне приемлема, если одновременно будет проводиться оптимизация амортизационной политики. По налогу на прибыль пока актуально не столько снижение ставки, сколько оптимизация амортизационной политики, -- чтобы в определенных отраслях амортизационная премия доходила до 150--200%.

-- С законодателями взаимопонимание более или менее найдено, а как обстоит дело с чиновничеством? В том числе с Федеральной налоговой службой?

-- Изменение персоналий в руководстве ФНС пока ничего существенного во взаимоотношения "налоговик-предприниматель" не привнесло. Общее понимание роли налоговой службы в стране, к сожалению, не изменилось: это психология войны. Концепция презумпции виновности -- догнать и любым способом заставлять платить налоги -- все еще в силе. В свое время она принесла дивиденды -- в 90-е годы налоги добровольно не платил практически никто. Но с тех пор уже много воды утекло. «Гонка вооружений», когда государство каждый раз придумывает новые способы контроля и предупреждения налоговых преступлений, тратя на это огромные деньги, уже не окупает отпущенных на нее расходов бюджета. Эта гонка уже неактуальна.

-- Политики в переговорах с бизнесом становятся более «договороспособны» перед выборами?

-- Скорее нет, сейчас они заняты сами собой. (Смеется.) Но если говорить серьезно, у нас со многими партиями сложились приятельские отношения, со стороны партий мы чувствуем к себе значительный интерес, и мы их не отвергаем. Но с точки зрения эффективности мы выбираем себе в партнеры самую сильную партию.


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  10.07.2007
Рамзан Кадыров закончил войну в Чечне
Президент Чечни Рамзан Кадыров обратился вчера с посланием к парламенту и народу республики, открыв программной речью неделю мероприятий, посвященных 100 дням с момента своего вступления в должность... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  10.07.2007
Игорь Гланин
Президент России начал борьбу с разворовыванием олимпийских денег
Как и было обещано Международному олимпийскому комитету на сессии в Гватемале, российские власти, добившись победы в борьбе за зимнюю Олимпиаду 2014 года, расслабляться не стали... >>
//  читайте тему:  Олимпиада - 2014
  • //  10.07.2007
Михаил Циммеринг
Валерию Сердюкову предстоит бороться за сохранение Ленинградской области
Вчера 61-летний Валерий Сердюков был утвержден законодательным собранием Ленинградской области на должность губернатора на третий срок... >>
  • //  10.07.2007
Денис Синяков
Счет уличенных в неуплате налогов квартировладельцев пошел на миллионы
Сдача квартиры внаем как способ заработка, похоже, может стать «работой» не для слабонервных. Налоговики выявили 2,5 млн россиян, имеющих обязанность по уплате подоходного налога за сдачу недвижимости в аренду в прошлом году, но не подавших декларацию... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
  • //  10.07.2007
Участие бизнеса в политике -- добро это или зло? Кто-то из бизнеса идет во власть, обзаводясь партбилетом, кто-то инвестирует в избирательные кампании в регионах... >>
  • //  10.07.2007
В Сети появился информационный ресурс с компроматом на возможного губернатора Челябинской области
В Челябинской области обостряется борьба за власть. Первым ее этапом стала кампания по дискредитации первого вице-губернатора Андрея Косилова, курирующего и аграрно-промышленный комплекс, и идеологический блок... >>
  • //  10.07.2007
На время подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи России придется поменять свой внешнеполитический курс. Или хотя бы сделать вид... >>
//  читайте тему:  Олимпиада - 2014
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ