N°100
09 июня 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.06.2007
Reuters
Мультимедийное должно быть величаво
Сегодня открывается Венецианская художественная биеннале

версия для печати
52-я биеннале современного искусства в Венеции -- самый почтенный артфорум нового искусства в мире. В этом году ее куратор, американский критик Роберт Сторр предложил тему «Думайте чувствами -- чувствуйте мыслями». Главная выставка в ружейном складе эпохи барокко Арсенале -- принципиально и точно сформулированный вопрос о способности искусства реагировать на процессы жизни человека, социума, не теряя при этом специфику собственного языка. Главная роль отведена странам Африки и Азии. Это умный выбор. Искусство периферийных стран менее заражено бациллами медийности, рынка. Оно искренне и, как убеждает выставка, во многом более содержательнее раскрученных артбрендов. Разговор о главных проектах биеннале впереди, сейчас попытаюсь удовлетворить любопытство соотечественников относительно того, как выступила Россия. В этом году участвующий во второй части биеннальской программы -- презентации национальных выставок в садах Джардини -- российский павильон был подготовлен куратором Ольгой Свибловой и комиссаром Василием Церетели. Выставочная программа называется Click I Hope -- что-то вроде «Жми надежду» (дословно -- «Кликни «Я надеюсь»). В программе, сделанной благодаря участию фонда «Русский авангард», издательской программе «Интерроса», ЦУМу, Art MediaGroup, MasterCard, TMK, занята целая команда художников: группа АЕС+Ф, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, Юлия Мильнер, Александр Пономарев.

Общая концепция -- показать мутации сознания в зомбированном медийными потоками мире. Удачно, что наша тема встраивается в общий биеннальский тренд -- язык искусства, его коммуникативные возможности в сегодняшней реальности. Хорошо и то, что все проекты сделаны на очень достойном уровне, и никакой экзотикой или загадочными маргиналами мы не выглядим. Павильон отреставрировали, сделали чистое, технологичное, экспозиционное пространство (впервые, наверное, во время просмотра видеоарта не надо путаться в шнурах и перекрывать спинами свет от проектора). В общем, что касается репрезентации, то cool!

На первом этаже разместились работы Андрея Бартенева и группы АЕС+Ф. На мой взгляд, обе они лучшие в российском павильоне. Не могу сказать, что группа АЕС+Ф делает искусство мне лично близкое. Более того, их же фотографии с детьми, дерущимися в виртуальных коллажах на виртуальных мечах, казались мне образцом претенциозного гламура. Сейчас понятно, что анимация на трех панорамных экранах, с удачным монтажом, замысловато зависающей киберхореографией и экзотическими ландшафтами, всасывающими тебя в свое заэкранье, а также музыкой Вагнера с французскими диджеями, воспринимается как хороший альтернативный фильм. Мочилово прекрасных андрогинов -- моделей в белых туниках и маскштанах ужасает тотальным отсутствием катарсиса. Обреченные на бессмертие в виртуальной Валгалле боги тщетно пытаются испытать хоть какое-то подобие сильных эмоций. Даже самих себя колют и режут в ритме сомнамбулического танца. Но остаются невредимыми. Ключевой образ фильма -- Нарцисс у снежного озера, разглядывающий своего безупречного оцифрованного двойника.

В этом видео наконец-то максимально убедительно заработали аллюзии на живопись старых мастеров. Мир искусства также стал верным помощником Андрею Бартеневу в его дискотеке одиноких сердец (символ разобщенности в мире бесконечной тусовки) -- поле с мерцающими светодиодами. Инсталляция с голографическими сердцами помещена в зеркальный куб. И палитра разноцветных всполохов красива, как живопись абстрактных экспрессионистов или, может быть, как психоделическое искусство Криса Офили, поп-артистов или Гилберта и Джорджа.

Второй этаж отдан масштабным проектам Александра Пономарева. Они очень технологичны, но немного прямолинейны в замысле и исполнении. В одной работе автомобильные дворники смывают медийный шум и прочищают виды Венецианской лагуны. В другой -- появляющаяся на экране голова художника гонит волну по стеклянному коридору. Совместно с Арсением Мещеряковым Пономарев соорудил душ, окатывающий нас информационными потоками, -- это третья инсталляция верхних залов. Альтернативы: природа -- информационные потоки, чистота -- мусор, подлинность -- ложь, предложены с обаянием старомодной назидательности.

Наконец, презентация на фасаде Павильона сайта дебютантки Юлии Мильнер с плывущими по экрану надписями «Я надеюсь» на пятидесяти языках мира смотрится как неплохой элемент дизайна. Тем более что экранчик с бегающими словами (появление на дисплее зависит от количества кликающих надпись надежды на своем родном языке) не подавляет размерами и ведет себя в общем ансамбле довольно воспитанно.

Перфекционизм экспозиции и нового имиджа павильонной архитектуры обошелся в общей сложности в 900 тыс. у.е. Выставка убеждает потому, что вопреки сомнениям техницизм не стал самоцелью. И в результате -- хорошая экспозиция умного искусства. Получилось чуть-чуть всего с избытком, и одновременно вычищено до европейского лоска настолько, что ни масюсенькой родинки не найдешь. Однако есть надежда, что бесхозным павильон больше не останется.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Венеция
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  09.06.2007
В Сочи продолжается фестиваль «Кинотавр»
Фестиваль идет своим чередом, продолжая сохранять привычную ритмику: кто хочет, наслаждается кинопрограммой, кто не имеет такого желания, проводит время на пляже... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.06.2007
Фильм Алексея Балабанова «Груз 200» на «Кинотавре» показали 8 июня, то есть только вчера вечером, поэтому пока неизвестно, как отреагировала сконцентрированная в Сочи кинематографическая общественность на этот незаурядный, жесткий и спорный фильм... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.06.2007
Reuters
Сегодня открывается Венецианская художественная биеннале
52-я биеннале современного искусства в Венеции -- самый почтенный артфорум нового искусства в мире. В этом году ее куратор, американский критик Роберт Сторр предложил тему «Думайте чувствами -- чувствуйте мыслями»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.06.2007
Владимир ЛУПОВСКОЙ
Тайваньский театр танца показал «Песни странников»
Тайваньская труппа Cloud gates dance theatre привезла на Чеховский фестиваль «Песни странников» -- спектакль, более похожий на коллективную медитацию, чем на предназначенное зрителям представление... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика