N°94
01 июня 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2006
Кирилл Каллиников
Вячеслав Фетисов: Герой физрук в протертых штанах должен быть предан забвению
версия для печати
Решать проблему оздоровления нации, по мнению главы «Росспорта» Вячеслава Фетисова, необходимо с пересмотра и качественного изменения всей инфраструктуры детского и школьного спорта. Речь идет не только об оснащении современным оборудованием и инвентарем школьных спортивных залов, не только о строительстве дополнительных спортивных объектов, но и о повышении статуса преподавателя и тренера, а самое главное -- об ином подходе к занятиям физкультурой. Подробнее об этом корреспонденту «Времени новостей» рассказал глава «Росспорта» Вячеслав ФЕТИСОВ.

-- Вячеслав Александрович, что вы подразумеваете под словами «качественно иной подход к урокам физкультуры» -- увеличение их количества или абсолютно иную схему преподавания?

-- Я уже не раз высказывался на эту тему. Это наиболее распространенный вопрос и, видимо, самый злободневный. Мне кажется, что эти два направления должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Ведь если, предположим, в какой-то школе ученики прогуливают два урока физкультуры в неделю, поскольку им неинтересно, то они с удовольствием не будут ходить и на четыре. Значит, надо менять привычную схему -- делать уроки привлекательными, игровыми, соревновательными.

Как привлекать? Я уже много раз встречался со школьниками и учителями и общался на эту тему. Есть разные методики, наработан определенный опыт. Одни учителя пробуют проводить раздельные уроки физкультуры для мальчиков и девочек. Это, по их мнению, в определенном возрасте, скажем в средних классах, необходимо, потому что представительницы слабого поля стесняются одноклассников, из-за чего и пропускают занятия. В других школах апробируется и изучается методика, связанная с фитнесом. Где-то идут по пути создания школьных команд и клубов, а есть школы, где успешно работает и обычная общепринятая программа за счет авторитета и творческого подхода учителей. Все эти наработки необходимо изучить и проанализировать, чтобы выработать некую общую стратегию, как и в каком направлении нам двигаться вперед. Единственное, что уже сегодня очевидно, -- чтобы увлечь ребят занятиями спортом, необходимо при школах создавать как можно больше различных команд. Чтобы для каждого ребенка нашлось там место. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя равным среди равных. Чтобы он стремился раскрыть свой потенциал. Сегодня мы все должны понять, что спорт не только воспитывает олимпийских чемпионов и суперзвезд, но и закладывает в детях те качества, которые необходимы каждому человеку в рамках нынешней рыночной экономики, в условиях растущей конкуренции во всех сферах жизни. Я думаю, что в этом заинтересованы и сами ребята, и их родители. Родители, которые бы предпочли, чтобы их дети проводили свободное время, тренируясь в дворовых и школьных командах, а не становились бы объектами охоты наркодельцов и криминальных элементов.

Принятая в начале года федеральная целевая программа развития спорта в стране создает реальные условия для качественных перемен в инфраструктуре детского и школьного спорта. Согласно этой программе в ближайшие десять лет будет построено 4 тыс. спортивных объектов. Помимо этого губернаторы многих регионов и областей дополнительно принимают свои программы по развитию спорта. Например, в Московской области принят закон о развитии детско-юношеского спорта. Так что на местах уже намечается некий локальный прорыв.

-- Объекты построим, но кто будет работать с детьми? Ведь ни для кого не секрет, что выпускники институтов, потенциальные физруки не идут в школы по причине невысокой зарплаты.

-- Это больная тема. Действительно, важно, кто будет этим делом заниматься. Я уверен, что наши школьные учителя физкультуры, детские тренеры должны иметь абсолютно иной статус и положение в обществе, каким их коллеги пользуются во всем мире. Эту проблему необходимо решать совместно с Министерством образования и науки, региональными руководителями. Нехватка учителей большая. Специалисты в отрасль не идут. А без профессионалов, энтузиастов проблему детского спорта решить невозможно. Ведь все те изменения, о которых мы говорим сегодня, требуют создания иной системы не только преподавания физкультуры в школе, но и организации на базе школ спортивного досуга. Я имею в виду школьные команды, клубы, внутришкольные и межшкольные соревнования. Для того чтобы осуществить такую глобальную реорганизацию, у преподавателей должна быть мотивация и материальная заинтересованность. И в этой связи предполагается наладить систему, которая бы позволяла стимулировать хорошую работу учителей. Необходимо выработать критерии, что подразумевать под словом «хорошая работа». К примеру, количество детей, которые посещают уроки физкультуры. Дополнительно надо вводить систему премирования педагогов. Ведь что бы ни говорили, но уроки физкультуры -- это очень трудоемкий вид деятельности. Учителя зачастую проводят в школе фактически весь день. Они не только ежедневно испытывают на себе огромные физические и эмоциональные нагрузки, но и несут колоссальную ответственность, связанную с состоянием детей, в прямом смысле слова отвечают за их здоровье. Следовательно, необходимо сделать эту профессию социально значимой и уважаемой в обществе. Герой физрук в непонятном спортивном костюме с вытянутыми коленками должен быть предан забвению. Современные дети должны иметь других учителей, которые за счет своего авторитета, своей харизмы сумели бы поднять урок физкультуры на уровень с другими предметами. Это должны быть высокообразованные, интеллигентные, амбициозные люди, которые бы четко понимали, что они нужны детям, родителям, стране.

-- Как быстро мы сможем ощутить все эти перемены?

-- Интересный вопрос. Есть много моментов, которые необходимо согласовать с другими ведомствами, министерствами, региональным руководством. Но ясно одно -- затягивать нельзя. Чем дальше все эти вопросы будут оставаться нерешенными, тем дороже нам это обойдется. В прямом и переносном смысле. И в плане расходов на эти программы, и в плане морального и физического здоровья поколений детей.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  01.06.2006
Кирилл Каллиников
В какую сумму обойдутся родителям спортивные пристрастия ребенка
Если хочешь, чтобы ребенок занимался спортом, -- плати. Эта формула, которая многими гражданами страны, воспитанными еще в советские времена, до сих пор воспринимается как нечто чуждое, в настоящее время приобретает все более отчетливые очертания, отражающиеся на родительском кармане... >>
  • //  01.06.2006
Кирилл Каллиников
Решать проблему оздоровления нации, по мнению главы «Росспорта» Вячеслава Фетисова, необходимо с пересмотра и качественного изменения всей инфраструктуры детского и школьного спорта... >>
  • //  01.06.2006
Федеральная целевая программа развития спорта в России на период до 2015 года была принята правительством страны в начале этого года. Тем не менее многое из того, что было продекларировано в этом документе, уже на практике осуществляется в некоторых средних учебных заведениях страны... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ